Принято считать, что надежда на возможность посмертного спасения людей, пребывающих в непреодолимом неведении относительно Христова Евангелия и Церкви - это либеральный модернизм. Однако, если мы обратимся к официальному учебнику по догматике прот. Олега Давыденкова, то увидим следующее:
«Говоря, что спасение невозможно вне Церкви, нельзя не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне ее ограды. Очевидно, что эти люди не представляют собой единое целое - различных категорий таких людей много, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них нужно отдельно. Очевидно, что вероотступники, а также те, кто сознательно противится Богу и Истине, лишают себя надежды на спасение. ... Что же касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то достоверно об их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией... Бог промышляет о каждом человеке. Если для членов Церкви Христос - Искупитель, то для «внешних» Он - Владыка и Промыслитель. О том, что Господь промышляет обо всех людях, в том числе и о тех, кто не принадлежит Церкви, говорится в Священном Писании: [Бог] есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1Тим.4:10). [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:34-35) - это слова ап. Петра.[Бог] воздаст каждому по делам его... скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим.2:6, 9-11). В пользу того что Господь может спасти тех, кто не принадлежит земной Церкви, свидетельствует, например, судьба ветхозаветных праведников, которые, не принадлежа к Церкви видимым образом во время земной жизни, тем не менее были спасены, и многие даже прославлены Церковью как святые [1179]. Говоря о людях, которые пребывают вне Церкви, необходимо отметить, что их положение по сравнению с людьми церковными является ущербным. Они лишены полноты богообщения, подлинной духовной жизни, для них закрыт путь святости. Для них невозможно усвоение плодов искупления, и в этом смысле они остаются, по словам апостола, чадами гнева Божия (Еф.2:3). О том, что подлинной духовной жизни у них быть не может, свидетельствует Иоанн Предтеча: Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36). Но поскольку Господь и для людей, находящихся вне Церкви, остается Промыслителем и Владыкой, то и для них в определенной степени возможно богообщение, возможно стремление к добру и правде, покаяние и даже достижение на этом пути определенных результатов. Если предположительно и можно сказать, что спасение возможно для тех, кто находится вне Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные способы спасения. Мы не утверждаем, что те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, не спасутся. Но если даже они и спасутся, то, конечно, не благодаря, а вопреки своим заблуждениям; спасутся именно через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами их земной жизни. В целом эта проблема не имеет точного догматического решения; правильнее всего в этом вопросе придерживаться совета ап. Павла: Внешних же судит Бог... (1Кор.5:13). Лучше предоставить этих людей суду Божию и не заниматься вопросом о том, какова будет их загробная участь» (Догматическое богословие: Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков, II, 1.6).
[1179] Можно сослаться на древние предания о том, как мц. Фекла своей молитвой исхитила из вечного огня Фалконилу, а свят. Григорий Двоеслов - императора Траяна. Свят. Марк Эфесский ссылался на эти факты как на вполне достоверные свидетельства. См.: Марк Эфесский, свят. Первое слово об очистительном огне // Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: «Посад», 1994. С. 61.
Если кому-то кажется, что прот. Олег Давыденков следует здесь веяниям модернизма, стоит обратиться к дореволюционному учебнику по догматике под авторством прот. Николая Малиновского:
«Но кроме отпавших от церкви по собственной вине и сознательно, не мало людей, которые были и находятся вне церкви, по-видимому, не по собственной вине, каковы многие из языческих народов, не слышавшие проповеди о Христе, иноверцы, от дней рождения с родителями пребывающие вне истинной церкви и не имевшие возможности, как должно, ознакомиться с православною церковью, младенцы, умершие некрещенными. Что ожидает таковых? Есть ли надежда для них на спасение, или же они обречены пребыванием вне света истины Христовой церкви на мрак и конечную погибель? Если же они осуждены на погибель, то как согласить это с милосердием, премудростью и правдою Божиею, с учением о силе и действительности искупительного дела Христова? [...] Должно однако признать, что в откровении не находится прямо и решительно выраженного утверждения, что все жившие и умершие вне истинной церкви, равно живущие и имеющие родиться и жить и не приобщающиеся в земной жизни к жизни единой кафолической церкви, осуждены на вечную погибель. На вопрос о судьбе их можно лишь сказать: суды Господни неисповедимы и лишь Всеведущему ведомо последнее определение участи всех людей. Нам же открыто следующее: Бог есть Спаситель всем человеком, паче же верным (
1Тим. 4:10). Он хочет всем человеком спастись и в разум истины приити (2:4). Он есть Бог не иудеев только, но и язычников (
Рим. 3:29-30); у Него нет лицеприятия: во всяком языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть (
Деян. 10:34-35, сн.
Рим. 10:6-15). Он воздаст коемуждо по делом Его... Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящаго злое, иудея же прежде и еллина. Слава же и честь и мир всякому, делающему благое, иудееви же прежде и еллину... Елицы бо беззаконно (т. е. не имея закона богооткровенного, писанного) согрешиша, беззаконно и погибнут; и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут (
Рим. 2:6-12). С другой стороны, в мире языческом были и есть люди, искренно ищущие доступными им способами истинного богопознания и естеством законная творящие (
Рим. 2:14-15); точно также и в инославных христианских исповеданиях нельзя отрицать присутствия до известной степени истины и даров благодати. Посему безопаснее и согласнее с представлениями о милосердии Божием и всеобщности искупления не произносить осуждения на вечную погибель всех без различия, пребывающих вне видимой церкви. Позволительно предположить, что Бог Ему одному ведомыми путями может приобщить достойных из всякого народа и племени к свету евангелия и благам искупления, подобно тому, как Христос Своим сошествием во ад и проповедью там приобщил к благам искупления души людей, умерших до Его сошествия. Нет оснований думать, что находящиеся в загробной жизни, неведавшие Христа во время своей земной жизни, лишены и ныне возможности слышать евангелие. Из отцев церкви Афанасий В. допускал, что неповинные в хуле на Духа Св. могут приносить покаяние и иметь отпущение грехов в будущей жизни, следовательно, усвоятъ и плоды искупления вообще[615], а св. Григорий Нисский признавал возможность спасения некрещенных младенцев[616]. В духе этого воззрения, допускающего возможность не погибели вне церкви, и у нас высказывались авторитетные представители церкви и богословской науки[617]» (Православное догматическое богословие / Прот. Н. Малиновского, Т. III, §127)
[615] Афанас. В. На Матф. ХII, 31 (IV ч. 442 стр. по изд. 1903.).
[616] Григ. нис. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью (IV ч. в рус. пер).
[617] Например, Филарет, митр. московский, Платон, митр. киевский, еп. Феофан (Говоров), преп. Серафим Саровский, проф прот. Сергиевский и др.. из светских - А. Муравьев. А. С. Хомяков и другие славянофилы. Собрание их мнений см. в кн. прот. Остроумова Ст. Письма о православном благочестии. Москва. 1886 г. 205-209 стр.
Необходимость посмертной проповеди Евангелия всем пребывающим в неведении умершим, как основание для всеобщего суда, очевидна из слов ап. Петра: «Они дадут отчет Готовому судить живых и мёртвых. Ибо для того и мёртвым было возвещено Евангелие, чтобы они подверглись суду как люди во плоти, но жили бы по Богу в духе» (1 Пет. 4:5,6). Митр. Георгий (Ярошевский) 1872-1923) в своем экзегетическом комментарии отмечал:
«Так как речь о последнем суде, то ясно, что под мертвыми разумеются все мертвые, которые будут ко дню всеобщего страшного суда. т. е. как оглашенные на земле евангелием Христовым, так и не оглашенные. Если же так, то и в выражении «на се бо и мертвым благовестися» под мертвыми (νεκροί) нужно разуметь всех мертвых ко дню последнего суда Христова, т. е. как слышавших слово евангельское во время земной жизни, так и не слышавших. Принимая во внимание, что слово νεκροί в настоящем случае имеет такой широкий объем, мы должны и выражение «было благовествуемо» (εὐηγγελίσϑη) понимать двояким образом: 1) в отношении к оглашенным евангелием, как проповедь евангелия на земле и 2) в отношении к неоглашенным, как проповедь евангелия в аду, подобно проповеди Христа, упомянутой в (1Пет.3:19-20). Все мертвые ко дню второго пришествия Христова окажутся оглашенными евангелием, так как все они должны подлежать суду Христову. Если бы евангелие Христово не коснулось слуха всех умерших, то не все умершие подлежали бы и суду Христову. Таким образом, в настоящем стихе дается основание думать, что подобно тому, как умершие до пришествия Христова на землю были оглашены проповедью евангелия в аде чрез Умершего и Снисшедшего в ад Христа, так и умершие по пришествии Христовом, но не слышавшее на земле проповеди евангельской и не ведавшие Христа, будут оглашены таковою проповедью во аде. Будет ли это совершаться многократно или совершится однажды пред последним судом Христовым, будет ли это непосредственным делом самого Христа или совершится посредством Его Апостолов, учеников и святых, - из приведенных слов св. Апостола Петра ничего не видно: Апостол не открыл этого. С несомненностью из слов св. Апостола следует только то, что все мертвые, следовательно, и не слышавшие на земле евангелия Христова, предстанут на последний суд Господень, как слышавшие его, т. е. и им каким-то образом будет проповедано евангелие Христово. [...] Благовествование о Христе всем мертвым без исключения имело и имеет своею целью то, «чтобы они, приняв суд по человеку плотию, пожили по Бозе духом». Под судом, так как говорится вообще об умерших, нужно понимать суд, общий всем умершим. Поэтому нельзя под ним разуметь всемирного потопа, так как последний коснулся только современников Ноя.
25 Нельзя также представлять себе его в виде суда, выразившегося в мучениях совести и раскаянии перед
смертью, как думают иные,
26 так как и раскаяние было уделом не всех умерших: многие, конечно, умерли, не раскаявшись. Общий для всех без различия умерших суд состоит в самой смерти: никто этого суда избежать не может, так как это общий приговор Божий над всем человечеством. В пользу такого понимания суда говорить и выражение: «по человеку (κατά ἀνϑρώπους) плотью». В этом выражении суд характеризуется, как явление свойственное вообще природе человека по плоти, таким же явлением, возникающим из глубины природы человека, облеченного плотью, служить только смерть. Если так, то, на основании противоположения, под жизнью «по Бозе духом» нужно разуметь вечную жизнь, свойственную Богу, - жизнь, приобщиться которой человек может только по духу, т. е. с одухотворенной душою и плотью. Таким образом, цель благовествования мертвым та, чтобы они, умерши временно, стали жить вечно, жить тою жизнью, которая свойственна Богу, т. е одухотворенною, духовною» (Изъяснение труднейших мест первого послания святого апостола Петра. Митрополит Георгий (Ярошевский) // Таврические епархиальные ведомости. 1902).
Такое же понимание слов ап. Петра высказывал и известный богослов и экзегет XIX века, еп. Михаил (Лузин):
«В этом изречении, все те, которым Христос благовествовал во аде, представляются, по-видимому, как пример, то есть, по-видимому, апостол выражает здесь вообще ту мысль, что всем умершим без веры во Христа и без познания Его будет проповедано Евангелие о Христе, подобно тому, как Сам Христос проповедал оное всем умершим до пришествия Его. Как и когда это будет, апостол не открывает, но мысль его, по-видимому, именно эта. Священное Писание решение участи умерших не христианами относит, собственно, не к смерти их, а ко дню последнего суда Христова (
Деян. 10:42;
Деян. 17:31 и др.) и, следовательно, полагает, по-видимому, возможным для них изменение их участи после смерти, что возможно только при предположении благовествования Им Евангелия, или обращения к нему или неверия их оному. В этом смысле рассматриваемое изречение в связи с предшествующим можно перефразировать так: суд Христов будет простираться как на живых, так и на умерших, всех без изъятия, как слышавших здесь, на земле, Евангелие Христово, так и не слышавших оного и не знавших Христа; доказательство этой последней мысли - то, что Сам Христос благовествовал Евангелие во аде всем умершим до первого пришествия Его; будет благовествовано оно и всем умершим до второго пришествия Его на Страшный последний суд, и тогда все дадут Ему ответ и соответственно сему получат воздаяние. На этом суде и злословящие вас дадут ответ, хотя бы они умерли до того времени» (Толковый Апостол. Соборные послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным). Послания Апостола Иакова. Апостола Петра. Апостола Иоанна Богослова. Апостола Иуды. - Москва : Правило веры, 2009).