Крещение намерением

Sep 19, 2015 16:48

В католическом богословии наряду с крещением водой и Духом и «крещением кровью» существует еще и понятие votum baptismi - «крещение желанием» , которое не встречается в православных катехизисах. В КЦ «крещение намерением» не считается действительным таинством, но оно признается действенным, то есть, имеющим силу таинства. Намерением крещаются те, кто желая принять крещение в Церкви, по каким-либо не зависящим от них причинам и обстоятельствам, не успели или не смогли принять крещение до своей смерти. Например, оглашенный скоропостижно умирает, не успевая принять крещение, которого желал. Каков его статус? Считать ли его некрещенным? В наших катехизисах этот тип крещения не обсуждается.

У свят. Амвросия Медионаского о скоропостижно скончавшемся императоре Валентиниане II есть очень примечательные слова: «Жалеете, как я слышу, о том, что он не сподобился таинства крещения. Но скажите, что в этом случае может быть в нас более, кроме одной воли и желания? Он давно желал принять крещение прежде прибытия в Италию и это желание недавно повторил, желая от меня креститься, и для того особенно рассудил меня позвать. Итак, не получил ли он той благодати, которой желал и требовал? Конечно, получил. Ибо не напрасно написано: А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое (Прем. 4,7).... Но еще смущает вас то, что совершение таинства было не торжественное; поэтому и мученики некрещенные не увенчивались бы, но они омываются кровью своей, а этот очистил себя благочестивыми своими делами и волей. .... то есть, не кто другой, но сам Христос просветил тебя духовной благодатью. Он сам тебя окрестил, поскольку недоставало при том человеческого служения. Лишаясь малого, получил ты большее» («Слово на смерть Валентиана»).

Бл. Августин Иппонский: “Я нахожу, что не только страдание за имя Христово может восполнить отсутствие крещения, но так же и вера и обращение сердца, когда случается, что нехватка времени препятствует торжеству таинства крещения” (О крещении, Против донатистов, кн. IV, гл. 22)

Идею о том, что Сам Христос может крестить человека без внешней стороны таинства, выражает и св. Николай Кавасила: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике мучеников) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених церкви. Многим посылал он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно» («Семь слов о жизни во Христе»).

В этом же смысле, очевидно, был крещен и разбойник, исповедавший Христа. Некоторые Отцы говорят о том, что разбойник был крещен из раны Спасителя. Однако эти слова едва ли стоит понимать в смысле буквального крещения в воде в каноническом смысле. Скорее речь идет о «сокровенном воссоздании».

Примечателен и факты самокрещения, имевшие место в Ранней Церкви. В житиях святых описывается несколько случаев, когда в первые века христианства, в случае крайней нужды, в опасных для жизни обстоятельствах, перед мученической кончиной святые крестили сами себя, осознавая необходимость умереть омытыми от греха [1]. В частности, об этом свидетельствуется в житии первомученицы Феклы, мученицы Дросиды, мученика Порфирия, мученика Филимона, мученика Гаведдая, великомученицы Марины, преподобного Феофана, который крестил сам себя, а затем раскаявшуюся блудницу. Безусловно, с точки зрения сакраментологии, эти самокрещения нельзя назвать действительными таинствами. Но с другой стороны, интуитивно мы осознаем, что не можем расценить эти акты самокрещения ничего не значащими поступками. В католическом богословии это дилемма и разрешается таким понятием, как «крещением намерением».

Эти данные позволяют оспорить тезис, согласно которому, Бог для спасения человека обязательно должен предусмотреть возможность получить церковное крещение водой.

[1] Очевидно это указывает на то, что сами раннехристианские мученики вероятно не считали свою исповедническую кончину достаточной для наследования Царствия Небесного.

крещение кровью, крещение намерением

Previous post Next post
Up