Общество песочницы. Продолжение.

Aug 06, 2012 00:38

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
1Кор. 13:11

В прошлый раз мы убедились, что множество наших современников, подобно Питеру Пену, отказываются взрослеть, вернее, просто не могут этого сделать, не знают как. Так же мы увидели, как этому процессу способствовало телевидение, вызывая физиологическую атрофию функций, необходимых взрослому, осознанному, ответственному человеку. Однако физиология лишь часть такой сложной системы, как современный человек, так же, как и телевидение - лишь часть более сложной системы. Двинемся дальше по замысловатой цепочке причин и следствий к корням и истокам.

Я внутри телевизораСвой зомбоящик я выключил окончательно лет пять назад и был очень рад произошедшим во мне переменам. Вскоре после этого у метро построили современный торговый центр и снесли все ларьки, где можно было не слезая с велосипеда купить пиво или обменять баксы (и то и другое было в то время для меня актуально). Теперь за любой мелочью приходилось идти через двойные стеклянные двери, сразу за которыми на меня обрушивалось сверкание, ароматы, звуки, каждый из которых побуждал что-то купить и потребить. Меня это бесило, я чувствовал себя ВНУТРИ телевизора. Потом постепенно привык, то ли иммунитет выработался, то ли просто стал, как все.

А попробуй не привыкнуть! Вся городская среда с удивительной скоростью превратилась в изнанку телевизора. Глянцевый, псевдостерильный город на тысячу голосов расхваливает свои пластмассовые товары и услуги. И если физиология взаимодействия с городской средой, слава Богу, не так разрушительна, как «глядение в телевизор», то идеология большей части информационного потока, льющегося на горожанина, в точности та, что и в телевизионной клизме. Это идеология рекламы.

РекламаКаждое реламное сообщение в отдельности вопит нам о своем товаре, но вся реклама в совокупности несет вполне определенную идеологию. Тезисы ее примерно таковы:

- Мир полон проблем.
- У каждой проблемы есть готовое покупное решение. (Мысль, кстати, не новая; к тому, что у каждой задачи есть одно решение, и оно уже кому-то известно, нас в течении десяти лет приучают в школе.)
- Решение это не требует ни воли, ни усилий, ни терпения, ни преданности - надо только заплатить.

По этой логике для того, чтобы похудеть, нужен покупной сжигатель жира, а не дисциплина питания.

Есть и другие особенности, отличающие рекламный мир от реального. Человеческое тело в нем есть нечто нечистое, источник пота, перхоти и месячных. Психика рекламному персонажу нужна только для стресса и неуверенности в будущем. Души у него нет вообще.

Главное же - это оголтелый культ потребления. Потребление - единственный путь к счастью. Потребление это И ЕСТЬ СЧАСТЬЕ.

Телевизор внутри меняЗащититься от рекламы в городе невозможно. Для этого надо не заходить в торговые центры, не ездить в метро, вообще не выходить на улицу.

Больше того: нельзя ни с кем общаться. Люди, выдержанные в рекламной среде становятся носителями рекламной идеологии и я неизбежно перенимаю у них нормы, идеалы, систему ценностей. Искусство, созданное этими людьми несет ту же идеологию.

Если у большинства окружающих вместо сердца - глянцевый журнал, поневоле проникнешься идеалами общества потребления. И вот я уже верю, что если я испытываю дискомфорт, тоску или отчаяние, то дело в том, что я чего-то вовремя не купил. Тем более что окружающая среда предлагает мне массу вариантов, подтвержденных счастливыми полноцветными лицами обладателей, если не в RGB, то в CMYK.

Психологический возраст потребителяМой сын в младенческом возрасте активно участвовал в сборе ягод в лесу. Когда его подносили к кусту малины, он уверенно находил взглядом ягоду, тянул к ней ручку и произносил что-то вроде «Ы!» Восторженные предки тут же срывали ягодку и клали малышу в рот.
Он уже был вполне сформировавшимся потребителем.

Если цель моей жизни - потребление, то мне нет смысла взрослеть, "оставлять младенческое".


Итак, культ потребления - главная причина инфантилизации. Но не единственная. И это не первопричина. Культ потребления тоже откуда-то вырос. Ведь не так давно были времена, когда почиталась воздержанность.

Попробуем выяснить, почему потребление оказалось для нас таким важным. Почему мы все стали приверженцами карго-культа?
Продолжение следует.

инфанты, телевидение

Previous post Next post
Up