AutoNaut is an Unmanned Surface Vessel (USV) propelled by the motion of the waves
Безэкипажное судно с передвижением за счет энергии волн
На прошедшей конференции MarineRobotics2019 студент из Мьянмы Зин Мин Хтет (с научным руководителем СПбГМТУ К.В. Рождественским) представлял математическую модель надводного роботизированного средства с энергосберегающими крыльевыми элементами. Подобные аппараты пытается продвинуть на рынок фирма
AutoNaut.
Сама по себе идея чрезвычайно интересная, чего уж скромничать - у меня несколько устройств тоже будут использовать данный принцип. Не вдаваясь в анализ математических выкладок и причин выбора для расчета в качестве примера для доклада крупногабаритного судна, хочется сделать несколько замечаний по конструкции роботизированного челнока. На представленных в докладе теоретических графиках явно видны следы резонансного максимума, который в случае отсутствия других видов движителей, кроме «экологичных» крыльев, будет близок к периоду встречи гребня волны данным суденышком. То есть, величина скорости будет жестко ограничена самим используемым принципом передвижения, в отличие от того же парусного снаряжения с аэродинамическими профилями.
Сравнение продольной качки судна с крыльями и без, т.е. как успокоительной системы
Даже вечно преувеличивающие англичане на своем сайте приводят вполне реалистичные цифры в 1..3 узла в зависимости от погодных условий и геометрических соотношений волн и длины кораблика. Это быстрее глайдера, но все же недостаточно для реального применения для широкого круга задач, наподобие моего роботизированного парусного катамарана.
Но как и с другими техническими изделиями, можно не пытаться «выжимать» недостижимые характеристики, а лучше приглядеться к наличествующим достоинствам с целью развития их для практического использования. Таким «клоком шерсти» в рассматриваемом способе движения является высокая удельная тяга (как упор для винта). Осталось только найти варианты ее увеличения до приемлемых величин, чтобы сотворить своеобразного «морского мула» - тихоходного, безотказного, дешевого - для буксировки полезной нагрузки, не требующей срочности ее доставки в точку назначения.
Такой ПН могут быть всевозможные
тралы для сбора морского мусора, включая чужеродные АНПА и ПЛ, хотя никто не запрещает и рыбную ловлю. Еще одной пристяжной «таскалкой» может быть погружной магнитометр и «анодный» определитель металлических предметов (даже немагнитных), либо донные «кошки-зацепы» для вытравливания оптоволоконных кабелей чужих СОПО и СОСУСов. - Уже набирается неплохой арсенал приспособлений для обеспечения окупаемости производства большой серии данных аппаратов: я всегда рассматриваю проектируемые изделия только через призму их экономической востребованности.
Что же нужно для успешного внедрения нового способа движения (с помощью подводных крыльев) - естественно, наделение его моими уникальными изобретениями, которые пока отсутствуют как в чопорном английском предке, так и в абстрактной разработке «корабелки». Совместное патентование на льготных условиях поможет скорейшему выходу «волновых прыгунов» на морские просторы: как всегда, приглашаются заинтересованные партнеры.