Если оглянуться назад в глубь истории, то можно заметить, что тактика охраны границ мало меняется со временем. Только новые устройства выходят на передний план с существующим техническим уровнем прогресса. Основание дальних пограничных застав или строительство сигнальных башен в древности сейчас видоизменилось лишь средствами наблюдения, передачи информации о приближении противника и организацией первичного отпора. Даже создание распределенной сети морских роботизированных аппаратов
ПЛО «Облава» можно сравнить с возведением многокилометровых засек из деревьев и кустарников на пути орд кочевников для затруднения их маневра и неожиданности набегов. Именно такими тактическими «уловками» и удалось снизить потери от назойливых конных грабителей, веками докучавших своими стремительными наскоками, а затем и вовсе (после битвы при Молодях) прекратить эту постыдную практику в государственном масштабе.
Вот и сейчас необходимо разработать план мероприятий и более совершенные технические устройства для однозначного решения проблемы нападений вражеских корабельных группировок (совместно с их морской авиацией и ПЛ). Не бесполезные в военное время
авианосцы, эсминцы, корветы, тральщики и противолодочную авиацию, а экономные вездесущие АНПА, которые изначально спроектированы нести свое дежурство постоянно и непрерывно и не будут «давать прохода», изнуряюще цепляясь «колючками» своего минимизированного вооружения,
истребляя врага еще на далеких подступах к нашим берегам. Понимая всю безрассудность подобной атаки, противник перестанет искать повода нарываться на неприятности.
Способы экстренной (авральной - при «внезапном» нападении) передачи донесений в Центр и всем боевым компонентам распределенной сети «Облава» мы
рассмотрели в предыдущий раз. Теперь коротко коснемся ежедневной рутинной задачи создания и поддержания ежеминутной 4D карты перемещений надводных и подводных средств, а также воздушных аппаратов в зоне ответственности «следящей» компоненты ПЛО «Облава». Спутниковое наблюдение и загоризонтные РЛС будем считать вспомогательными силами для наших «москитов» (так как ситуация над и под водой ими отслеживается более тщательно). То есть, автоматизируем по максимуму систему ЕГСОНПО, оставив на усмотрение «фуражкодумательному» командованию подбор коэффициентов напряженности и степень делегирования полномочий роботизированному ИИ (последнее - самое трудное).
На текущий момент наиболее оптимальным буксиром полезной нагрузки на море является
качкоход «Мотыль» . Да, он имеет меньшую скорость, автономность и скрытность, чем (соответственно в порядке перечисления) роботизированный парусный безэкипажный катамаран (РПБК), АНПА
«Балаба» и глайдер
«Полторашка». Зато по совокупности данных свойств, а особенно стоимости (проигрывая лишь «Полторашке», но незначительно) ему пока нет равных в незамерзающей водной стихии! Вот под него и станем проектировать комплект оборудования под вынесенным в заголовок наименованием «Застава», хотя многие из этих элементов «Мотыль» может нести и по-отдельности (для скрытности и живучести).
И снова первостепенными требованиями к набору датчиков и
сенсоров будут их бюджетная стоимость, низкое энергопотребление и миниатюрные размеры. Хотя и не исключены ситуации, когда наряду с оптимизированными по критерию «цена/качество» приборами, будут иногда использоваться и более дорогие и чувствительные их аналоги. Итак, нам нужны два ГА-приемника (выше и ниже скачка звука), рядом с ними - элементы определения температуры и электропроводности (солености) воды; панорамный видеорегистратор (с параллельным ИК-приемником), совмещенный с круговой антенной
«Лютик» (с приемниками сигналов спутников Глонасс, GPS, Байду), на ней же вероятно и регистратор акустических сигналов (звуков вертолетов и реактивных двигателей) - все это должно быть поднято на 5...10м над поверхностью воды. Приветствуются всякие дополнительные датчики измерения температуры, направления и скорости воздуха, радиоактивности и прочей климатической требухи, чтобы одновременно обеспечивать свой Гидрометцентр точными значениями для прогноза погоды и многочисленных научных исследований.
Данный набор в плотно упакованном виде укладывается до своего автоматизированного развертывания в 100...200км от берега в транспортный контейнер, который в погруженном (скрытном) состоянии будет буксировать «Мотыль» в непрерывной двусторонней веерной «муравьиной» дорожке сородичей к месту дежурства (500...1500км). После всплытия и разворачивания (с проверкой работоспособности входящих приборов) «Застава» должна функционировать не менее 3-х месяцев до смены на посту другим аналогом. При удаленности района наблюдения с критическими проблемами в радиосвязи им на помощь должны приходить ретрансляторы и периодически курсирующие
«Утконосы», в т.ч. и для охраны «беспризорных» устройств.
Компоновка «Заставы» мною проработана с массово-габаритными параметрами входящих устройств, существующих на рынке. Именно коммерческо-доступные изделия (китайско-корейского происхождения) и позволят удержать стоимость множества «наблюдательно-регистрирующих» комплектов в размере одной заправки топливом Ту-142 и кучки одноразовых РГАБ. Поэтому есть смысл сразу создавать международный консорциум по внедрению моих изобретений: так будет и быстрее, и проще для всех, учитывая жизненно важную необходимость в подобных вооружениях в дружественных странах. Пока эти разработки не достались кому-либо другому...