Эта заметка написана, в основном, для моих друзей и туристов из-за границы. Часто, приезжая в Израиль, они бывают удивлены некоторыми особенностями нашей жизни: выходной день в субботу, а не в воскресенье, Новый год осенью, а не в середине зимы, даты в календаре - двойные. Почему?
Еврейский календарь
Вы привыкли пользоваться так называемым международным, григорианским календарем. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в 1582 году взамен прежнего юлианского.
Но как-то люди жили и до этого, отсчитывали годы от какой-нибудь условной начальной точки: от даты рождения императора, от первой Олимпиады, от рождения Христа, от года Хиджры…
Для хронологии событий, которые происходили до условной начальной точки, пришлось ввести шкалу с отрицательными делениями, как на градуснике - выше и ниже нуля.
Но все это время у евреев уже был свой календарь, который вел отсчет времени… от сотворения мира. В этом календаре нет «градусника», а есть только годы со знаком плюс, после сотворения мира и дальше…
В любых официальных документах в Израиле, в паспортах и теудат-зеут, в календарях, в газетах и журналах пишутся обе даты - еврейская и «международная». Как же люди живут в двух системах исчисления, спросите вы? Да ничего, привыкли. Существуют же в России одновременно григорианский календарь для обычной жизни и юлианский для религиозной, и ни у кого это еще не вызвало раздвоения личности.
Еврейские месяцы
Еврейские лунные месяцы не совпадают ни по названиям, ни по количеству дней с общепринятыми. Большинство месяцев имеют вавилонские названия: нисан, сиван, элул, кислев, тевет, шват и адар. В Танахе месяцы обозначаются порядковыми числительными: «в первом месяце», «в пятом месяце», «в двенадцатом месяце».
Возможно, за пределами Эрец Исраэль пользование таким календарем неудобно, но как же точно этот календарь отражает природу Израиля и сезонные изменения, происходящие здесь, на этой земле!
Рош Ходеш
Рош ходеш - это начало нового месяца. В этот день ночью на небосклоне появляется молодой месяц. В древности начало нового месяца устанавливала особая религиозная коллегия на основании показаний свидетелей. Впоследствии даты рош-ходеш были внесены в еврейский календарь, но от этого день не потерял своей святости. Рош-ходеш - это праздник. В этот день приносились дополнительные жертвы в Иерусалимском Храме, в этот день читаются особые молитвы. Этот день не ограничен правилами, относящимися к соблюдению еврейских религиозных праздников и Шабата. В Рош Ходеш можно работать, но принято выделять его из череды будней особой трапезой и праздничной одеждой. Этот праздник больше отмечают женщины, чем мужчины. В нашем поселке мы собираемся каждый Рош Ходеш на праздничную трапезу и урок для женщин.
Давайте вместе посмотрим, как отмечает этот день природа Израиля.
Месяц Кислев
Кислев третий месяц еврейского года, если вести счет месяцам от Рош Ха-Шана - еврейского нового года. При отсчёте месяцев согласно Торе от первого весеннего месяца нисан - это девятый месяц.
Чем замечателен этот месяц?
Масик.
В Суккот - хаг ха-асиф (праздник сбора урожая) - были завершены все сельскохозяйственные работы. Осталось только одно важное дело: сбор оливок. И эта важная сельскохозяйственная работа падает на конец месяца хешван и начало месяца кислев. Эта работа так важна, что для нее существует специальное выражение в иврите - масик. В нашем районе в этом году масик уже закончился, но есть районы Израиля, где он еще продолжается. Олива - одно из семи благословенных плодов Земли Израиля, основа благосостояния древних израильтян. Оливковое масло - необходимый компонент еврейского религиозного культа, применялось для помазания первосвященников и царей. Оливковое масло горело в Меноре, стоявшей в Иерусалимском Храме, и использовалось для освещения в быту. В месяц кислев заканчивается сбор оливок и производства масла, после чего наступает зима.
Ханука.
Праздник начинается в месяце кислев и заканчивается в месяце тевет.
25 числа месяца кислев произошло важное событие - партизанские отряды Маккавеев освободили от греко-сирийских захватчиков Иерусалим и вошли Храм. Освящение Храма, чудо с маслом (снова тема оливкового масла), праздник огней - все это случилось в месяц кислев.
Радуга
В этом месяце часто идет дождь, но его сменяет солнечная погода. В такие дни на небе часто появляется радуга.
Самая первая радуга появилась на небе, когда Всевышний послал ее Ноаху после окончания потопа:.
“Вот знак союза между Мной и вами, и всякой живой душой, которая с вами, который Я даю на вечные времена. Я даю Мою радугу в облаках, и она будет знаком союза между Мною и землей”
(Берешит, 9:12-14)
Знак зодиака месяца
Знак зодиака месяца Кислев - Стрелец. В руках он держит лук со стрелами. Лук, имеющий форму радуги, обозначается в иврите тем же словом «кешет». Лук стрельца, с одной стороны, символизирует радугу и завет между Б-гом и человеком, а с другой стороны - оружие, принесшее победу Маккавеям.
Рош-ходеш кислев в природе
Каждый день я хожу пешком от моего дома до центра Кдумим (3км) по джиповой дороге и наблюдаю за изменениями в природе .В Рош-Ходеш Кислев шли дожди, поэтому до своего ежедневного маршрута я добралась только сегодня. Добавила к нему еще небольшую часть - парк Цнирим - и была вознаграждена ярким солнечным днем и первыми цветами.
Итак, улов сегодняшнего дня.
Ситванит
безвременник Colchicum stevenii סתוונית היורה
Первые цветы, которые я встретила прямо среди голых камней на тропинке - пока еще низенькие и слабенькие цветочки ситванит (безвременника).
Ситванит ха-йоре появляется сразу после первых дождей, часто уже в октябре. Действительно, я их уже много видела на вершине горы Гризим, но в наших краях они проклюнулись только сейчас.
Название на иврите легко объяснить. Ситванит от слова «став» - осень. Сегодня это слово, Став, стало модным именем для девочек, наряду с Веред, Вардит, Варда - роза, Ротем - дрок, Лотем - ладанник, Ракефет - цакламен, Нурит - лютик, Ирис, Ирит и многими другими «цветочными» именами.
Йоре - это название первого дождя. В иврите есть несколько слов для обозначения дождя и осадков. Кроме основного гешем, дождь, есть еще два слова, обозначающих первый и последний дождь сезона - йоре и малкош. Эти слова могли возникнуть только в климатических районах, где по пол года не бывает дождя. Йоре обычно выпадает в еврейские месяцы тишрей и хешван, то есть в этом году он уже прошел. Йоре символизирует начало холодного периода года. Не будем здесь углубляться в терминологию слов осень, зима, весна, лето, поскольку эти слова в ближневосточном климате имеют свое особое значение, и сроки этих сезонов не совпадают с общепринятыми.
Получается, что ситванит - это «осенний цветок после первого дождя». На русском языке его называют безвременник из-за того, что он цветет не вовремя, не шагает в ногу со всеми цветами. Ситванит сегодняшнего утра еще совсем слабенький, посмотрим, как он покроет все полянки и обочины дорог в конце месяца.
А вот еще один старый знакомый - нарцисс.
Narcissus tazetta נרקיס מצוי
Нарциссы в горах цветут на протяжении трех-четырех месяцев, начиная с ноября. Они появляются через две или три недели после первого дождя (йоре, все сходится!) и сначала расцветают в узких трещинах между скалами, где собирается вода первого дождя..
Этот расцвел первым, но у меня в саду уже выстроились крепенькие зеленые стрелки будущих диких нарциссов.
https://www.facebook.com/avital.ezer.5/posts/1214813188608083 Сезонные фрукты и овощи
Месяц кислев - разгар цитрусовых. Ими завалены все прилавки на рынках и в магазинах, их продают ящиками на дорогах Самарии. Первые цитрусовые появились перед еврейским Новым годом - Рош Ха-Шана, но это были еще не совсем спелые плоды. Сейчас мандарины, клементины, апельсины, грейпфруты имеют свои яркие радужные оттенки. И вот уже показалась королева цитрусовых - помела. Обычно она созревает позже остальных.
Еще один фрукт этого месяца - хурма, которая на иврите называется афарсемон. Афарсемон - название благовонного растения и бальзама, производимого из него в первые века нашей эры в районе Мертвого моря. Растение было уничтожено, а название осталось, и было использовано составителями еврейского словаря для заморского фрукта, привезенного в Палестину в начале 20 века.