Продолжение "Голодных Игр" я ждала с января... Год назад или около того я публиковала
рецензию на всю трилогию Ну вот и пришло время посмотреть, - что сделали на экране со второй книгой "Catching Fire" ("Огонь разгорается" или "И вспыхнет пламя!").
Рейтинг фильма на IMDB 8,3. Восемь баллов - не каждый блокбастер осилит эту планку!
Вторая часть Голодных Игр сильно отличается от первой. Во многом потому что у нее новый режиссер.
Фильм получился взрослее, жестче, мрачнее и куда сильнее первой части. Не по визуальному ряду - тут как раз все очень спокойно. Но - по внутреннему накалу, напряжению и идеологическому посылу.
Сначала опишу сюжет первого фильма, для тех кто не еще знает...
После первых Игр на выживание - победившая девушка (Китнисс) вернулась домой вместе со спасенным из этой мясорубки парнем (Пит). Ни каких сентиментальных чувств она к нему не испытывает, что довольно сильно его ранит... Но она спасла его и вот они - победители - вернулись домой.
Все что было между ними на Арене - это фальшивка, призванная создать благоприятный имидж среди зрителей и помочь им вернуться живыми: "Наконец он видит меня такой, какая я есть. Грубая. Недоверчивая. Эгоистичная. Смертельно опасная. И я ненавижу его за это."
Им приходится изображать фальшивые улыбки на публику и делать вид, что они просто счастливы от того, что вернулись вместе..
Их поселили в т.н. "Деревню победителей", которая по-сравнению с их предыдущим жилищем - просто роскошна. Они уже не голодают, более того - могут не волноваться за своих близких. Все победители Игр защищены от бед и несчастий внешнего мира...
За них теперь платит Капитолий, столица государства берет все расходы Победителей на себя...
Собственно фильм начинается с того как они узнают изнанку этой благополучной жизни.
Победители платят за свою победу кошмарными снами, галлюцинациями, своей свободой. У Китнисс открывается пост-травматический синдром: она видит всех, кого убила на Игре и кто был убит из-за нее, кого она не смогла спасти...
"Розы. Переродки. Трибуты. Дельфины из глазури. Друзья. Сойки-пересмешницы. Стилисты. Я сама. Сегодня в моих снах все кричат."
"Я извиваюсь, хочу избавиться от разрушенного тела и отрастить безупречные крылья.
И все же, несмотря на огромные усилия, остаюсь чудовищем, появившемся на свет в результате взрыва бомбы."
В это время ее навещает Президент, который сообщает - в остальных областях страны начались волнения из-за ее неосторожного поступка в конце Игр, где она дала понять что предпочтет смерть вместе с Питом - выигрышу в Игре.
Президент советует ей играть убедительнее в грядущем туре Победителей, иначе все ее близкие и друзья умрут.
Пит ее игнорирует, ей не с кем поговорить о том, что она чувствует. Друзья ее не понимают, от семьи она отдалилась.
В конце концов она не выдерживает и срывается.
И тогда наконец - обращается за помощью к Хейтмичу (его играет Вуди Харрельсон), - ее с Питом наставнику на прошедших Голодных Играх.
Он ей прямо говорит, что выбора нет - она навсегда в этой упряжке. И объясняет, что надо доказать - она руководствовалась в прошлой игре не желанием отомстить за погибших, а исключительно страстью к Питу: "Ты так сильно не хотела жить без него, что лучше согласилась бы умереть."
Пит соглашается помочь и дальше изображать поддельные эмоции и чувства, что бы спасти свои семьи...
Китнисс поняла, что его мучают те же кошмары что и ее. Они - как два факела, горящих в своем собственном бесконечно-пустом пространстве.
Но вернувшись домой из этого насквозь фальшивого Тура Победителй - они узнают что снова будут посланы на бойню. На "квартальную бойню", куда Президент отправляет всех победителей прошлых Игр.
Это известие застает всех врасплох, так как основное правило Голодных Игр -"победивший - уже не участвует в этом кошмаре. никогда".
Но Президент подумал, что слишком опасно оставлять их в живых даже при условии полного подчинения. Они создали прецедент неповиновения: никто не верит в их чувства, зато все видят - что можно обмануть Капитолий...
Остальная часть фильма по-большей части экшен, сражения за жизнь на прекрасном тропическом острове...
Но мне понравилось, что режиссер снял - не столько экшен, сколько драму. Драму людей - Хеймитча, Китнисс, Пита, Джоанны, Финника - всех победителей...
Хотя как говорит в фильме Вуди Харрельсон - "в этих играх не бывает победителей - только выжившие".
Драма была в разговорах между ними, в их лицах в свете рампы или свечи... Драма была видна даже в немых сценах - в одиночестве Пита и Хеймитча перед экраном телевизора..
Да и Китнисс была одинока с родными после игры. Как заметила ей потом одна из участниц, Джоанна:
"Арена нас всех порядком искалечила- тебе не кажется? Или ты до сих пор чувствуешь себя той девочкой, которая вызвалась добровольцем вместо сестры?
- Нет, не чувствую.
- В одном мой мозговед прав. Пути назад нет. Нужно жить дальше.
"Я чувствую, что в самом деле ломаюсь. Я вся покрыта сетью трещинок. Одна хорошая встряска от бункерной бомбы, и я рассыплюсь на причудливые, острые как бритва осколки.
- Как ты это выносишь?
Финник смотрит на меня с удивлением.
- А разве я выношу, Китнисс? Нет. Я не могу этого вынести."
Об этом внутреннем мире выжившего в жестокой игре человека - собственно и рассказывают книги Сьюзен Коллинз. О том как это - пережить войну и остаться в живых. Как это - снова учиться жить...
Главная героиня после "Игры" - стала ближе к другим, тем кто прошел эту мясорубку, нежли к своей семье...
"Разве я сама не хотела убить Пита, чтобы спасти его от Капитолия? Неужели у меня не было другого выхода? Наверное, был, но тогда мне не пришло в голову ничего лучшего."
Это все есть в книгах Коллинз. Это то, что Вы только чувствуете, когда смотрите фильм. Только догадываетесь - ведь рейтинг фильма 13+... То есть многое показано смазано, широкими мазками. А так как я читала книги - то вставила цитаты из нее - так, что бы показать эту историю наиболее полно...
(Подобная вещь, с которой я могу сравнить эти книжки - наша книга "Щит и меч", которую я бы рекомендовала вместо очередного просмотра "Штирлица". В ней описано как свести с ума разведчика-профессионала. Кстати, по ней сняли отличный сериал в свое время...)
Эта книга - драма. И конечно - триллер... А фильм гораздо мягче, хотя и он держит в напряжении до конца.
Кстати, - только вторая часть фильма была снята на IMAX-камеру. Там, где мы видим сцены на тропическом острове...
На счет актерской игры персонажей фильма - тоже напишу пару слов...
Первое, что мне понравилось в главной героине, Китнисс, которую играет - Дженнифер Лоуренс (которая в этом году получила Оскар) - на нее действительно не скучно смотреть. Ну вот совершенно не скучно!
У нее очень выразительное лицо. Так что за ним интересно наблюдать. Оно не раздражает даже крупным планом:) А это - громадный плюс к фильму, где она главная героиня и ее лицо мелькает так же часто как реклама на телевидении;)
Лоуренс к тому же - умеет уступать и дает другому актеру самовыразиться в диалоге.И если актер хороший - то они сыграют в достойный "пинг-понг"...
Конечно, ее дуэт с Джошем Хатчерсоном (он играл Пита) - идеален.
Хатчерсон в принципе - драматический актер и умеет показывать эмоции даже не столько лицом, сколько - глазами.
У него - просто говорящие глаза)
Но мой личный фаворит из новеньких - несомненно Плутарх. Его играет Филипп Сеймур Хоффман, оскароносец;) Так что в этом фильме уже двое актеров с Оскаром в кармане.
Он - просто гениально сыграл злодея-заговорщика... Его пугаешься сильнее, чем Президента. Очень убедительно созданный расчетливый типаж беспринципного жесткого и очень хитрого персонажа.
Если Вы не читали книгу, то не поймете до самого конца - на чьей он стороне... Это 100% его роль. Я недавно видела как он воплотил другого подобного персонажа (за которую и получил ОСкара).
Вспоминаю сцену, где перед тем как сбежать он произносит в адрес Сноу: - будьте как дома ;)
Я рада, что он будет играть в следующих фильмах франшизы. Так же как и Джулианна Мур, она утверждена на роль начальника 13 дистрикта "Койн". За игрой этих двух харизматичных актеров будет интересно наблюдать...
И очень понравилась игра Аманды Пламмер, она играла Вайресс.
Она человечна, проста - возможно поэтому от ее сумасшествия действительно хочется сбежать...
Джена Мэлоун (Джоанна) - переиграла. По книге она конечно жуткая стерва, но не истеричка. Наоборот, - Джоанна в книге собранная как сталь, жесткая, не выдающая своих эмоций... Где-то я ее вижу в Джене, где-то нет. В следующем фильме ее будет гораздо больше, так что я надеюсь - она сможет сыграть лучше.
Добавлю мнение людей по-поводу вымышленной страны "Панем", в которой происходит действие: - Структура этого государства напомнила мне ФСБ, где главное - сохранить порядок и существующий строй, а на мелочи (людей в том числе) наплевать.
А Президент Панема очень напомнил наших президентов: не внешне, а по повадкам... Это не злодей какой обычно показывается в фильмах, он "обычный политик"
Когда я была в кинотеатре, контингент составляли в основном мужчины и женщины среднего возраста ... я была сильно удивлена, увидев седые головы, но не об этом речь. Очень понравилось - что публика уважительно отнеслась друг-к-другу, все выключили мобильники еще до фильма...
Кто-то взял конечно напитки и поп-корн в зал... Но ни одна собака не зажувала в сцене повешания Сенеки Крейна, например.
Да и вообще почти весь зал замер в своих креслах, только подаваясь вперед на самых драматичных сценах)
Если первому фильму я бы поставила 6, то здесь наверное 8. Особенно впечатляющие показатели у новинки в кинотеатрах IMAX. Как я уже писала, я смотрела в этом формате и мне понравилась четкость и яркость изображения - при том, что это формат без стерео-очков. Кстати, сборы за первый уик-энд в США 161 млн... Ну и - рекорд ноября в прокате для фильмов в 2d (без очков). А в мировом прокате фильм собрал - $770 млн на данный момент.
Лично мне (как впрочем и многим) не очень понравился финал. Мне кажется он смазал хорошее впечатление от фильма. Не в смысловом контексте, а именно - в зрительном. Финал не яркий, финал - промежуточный... - ведь впереди еще два фильма.
Возможно то, что логично для книги не всегда - логично для фильма... Но зато конечно так они зато до точки с запятой соблюли фабулу книги.Для блокбастера - это не тот уровень зрелищности...
Для фильма более эффектным было бы закончить ЭТУ историю на сцене спасения Китнисс. То что было дальше - это совсем другая история;) И совсем другая Игра.
С моей точки зрения спасение Китнисс планаталетом, ее лицо на фоне леса в ореоле света...
самый зрелищный момент конца фильма. Вот так должен заканчиваться блокбастер. Интрига, напряжение - все что бы вернуть зрителя в зал через год...
В книге конечно Гейл своим "there are no district 12" - смотрится логично. Но здесь в фильме - я совсем не почувствовала напряжения после этих слов Лиама Хэмсфорта... Разве что по лицу Китнисс. Вот что странно: в книге мне не нужно было этого "дополнения" к фразе.
Осталось "всего-то" 8,5 месяцев до следующей части франшизы "Голодные игры"... А до четвертой ждать еще 2 года.
Вот она - печаль удачных франшиз. Я думаю, что поседею - пока выйдет четвертый фильм этой истории:)
И только одна надежда - как всегда на нашей стороне;)