Это наконец случилось! :) Позвали в презентационный полет с красноярско-норильской авиакомпанией NordStar. Новый регулярный рейс TИ 37/38 Новосибирск - Томск. Дважды в неделю вечером по средам и пятницам. На новом для меня типе ATR-42. До этого были только ATR-72 в Азии. ...Сейчас в Толмачево как раз готовится к вылету очередной борт. Пока напишу, он уже может оказаться в Томске :) Быстро летит! Интересного было много,: всё же самолет по моим меркам, маленький, рейс короткий, внизу все отлично видно, погода летняя.
В общем, собрались мы, несколько приглашенных в полет, в Толмачево…
Фото выше - наша бортпроводник Дарья. Налет 2000 часов!
01. …вид из терминала Толмачево на привокзальную площадь. Слева вверху - автомат для оплаты парковки.
02. Я с работы подъехал к концу регистрации. Немного спешил. Было две стойки, все спокойно, получил посадочный. Оперативно поменял левый борт на правый, предполагая, что вечером солнце при полете на север будет слева. Соответственно, смотреть лучше будет с правой стороны.
И вот уже досмотр. С нами ТВ группа РТР из Новосибирска. Хорошие ребята, позитивные. Кто-то летит куда-то, с гитарой [как потом выяснилось - не в Томск].
03. Новое табло в зоне вылета. Есть там один интересный рейс. Сегодня его же увидел еще в одном месте. Но о причине так и не узнал на 100%.
04. Год назад табло было таким.
05. Это наш Kilo November (KN). В этот день в Толмачево было много мелких: Юты на 72, Руслан тут вот справа, Ираэро на таком же CRJ, Nord, два регулярных Суперджета - Якутии и Центр-Юга, Ан-148 Ангары - тоже два.
06. Пассажиры выходят с автобуса. Приятно удивило их количество на первом рейсе. Споттеры вокруг!
07. Посадка. Трап потом поднимается. И ступеньки смотрят в салон, за шторкой :)
08. Про
LOPA мы уже один раз говорили. Тут адаптированный вариант для пассажиров из бортового журнала авиакомпании. 46 кресел. Выше текст - это про 737-800, они, конечно, тоже есть в парке NordStar.
09. В салоне. Полки непривычно низки. Пару раз пришлось коснуться неожиданно, но потом обвыкся.
10. Шаг кресел - очень даже неплохой.
11. Снова Дарья. Демонстрация аварийно-спасательного оборудования уже прошла. Информация на русском и английском языках записана на аудионоситель. Safety Card, кому интересно - на экране :)
12. Конфетки взлетные. В двух вариантах. Не посмотрел, кто производитель.
13. Очень быстро завелись и поехали. В салоне стало прохладней.
14. Двигатель под отрицательным углом. Видимо, чтобы на эшелоне борт шел как раз с небольшим положительным углом.
18.27 - взлет. До этого в салоне было тихо. Но взлетный режим дал понять, что самолет готов к полету. Усиленный звук длился, правда, не долго.
15. Поворот на север - ровно вдоль второй полосы.
16. Новосибирск. Дачи. В этих краях не бывал. Справа вверху - мосты через Обь.
17. Какое-то расширение на Северном объезде. Там выше - тоже мост через Обь.
18. Индивидуальный блок - как у больших - всё есть, даже лампочки для каждого пассажира.
19. Рейс длится 55 минут по расписанию. Вода, кола, фанта - пожалуйста. Для более длинных рейсов,
например, Красноярск - Полярный , на борту есть кипятильник. К чаю и кофе тогда полагаются кекс или сендвич.
20. Кто успеет [кому надо] за 20 минут полета на эшелоне - можно сходить в туалет. Там есть влажные салфетки в синей упаковке от NordStar.
Сам полет был великолепен. 7000 метров максимум. Через 25 минут после взлета КВС объявил о снижении! Выходит, и 20 минут на эшелоне нет… Минут 10? :) Виды из окна хорошо получились в рассказе от
Светланы.
21. И вот уже Томск. Поперек торца ВПП проходит жд-линия.
22. 19.09 сели. 19.12 - мы на стоянке. От взлета до посадки прошло 42 минуты. Примерно столько же я летел на
737-800 из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро…
Привет, перрон! Привет, памятники
Ту-154, Як-40, Ан-24, Ан-2! Гуляли мы тут год назад. И в городе
тоже. В этот раз нас встречал заночевавший 737 «Алросы».
23. Багаж перевозится в переднем багажнике. Он как раз открыт. Груз - в заднем.
24. Мы уже поехали на выход в город. А у багажника - багажный кар.
25. Ехали на нем.
26. Чистенькая зона выдачи багажа. С ночным клубом. Велкам в студенческий город Томск! :)
27. Табло. В Новосибирске у NordStar был код ТИ. Тут стоит код УТ. Стрежевой - это тоже NordStar на другом ATR42. А еще у них есть латинский код Y7. Тоже семерка :)
28. Со стороны «города».
29. И напротив.
30. А нам уже пора обратно. Упаковка багажа - 350 рублей. В Толмачево, для сравнения - 500 рублей (августовская цена, проверял).
31. Зона ожидания после досмотра. Там в конце справа - вход в бизнес-зал.
32. Это фото тут случайно. В сентябре 1999 года на этом борту я тоже прилетел в Томск из Новосибирска. Расскажу в другой раз :)
33. Нас уже ждут. «Таймыр» - это юридическое название NordStar’а. Но все ATR-42 авиакомпании базируются в Красноярске. В Норильске летают 737-800 (и в Красноярске тоже).
34. Обратно тоже много пассажиров.
35. Нравится этот ракурс на ATR.
36. Салон
37. Тут мне случайно перепал поднос с конфетами :)
38. Другой вариант Safety. С бортовыми номерами. Всего у авиакомпании 5 42-х. Но эти 4 приобретены непосредственно на заводе-изготовителе в 2011 году.
Самолеты NordStar были специальным образом доработаны на производстве для эксплуатации в условиях Сибири. Также было увеличено багажное отделение за счет одного ряда кресел с учетом потребностей пассажиров. Багажа на север везут помногу.
39. Первый ряд.
40. Улыбок было много в этом полете :)
41. Вскоре мы снова в небе [cнимок сделан в другое время в другом месте]. На этот раз взлетный режим я почему-то не заметил.
42. И пошли на юг, домой, в Толмачево.
43. Район заднего багажника. Там рядом зона бортпроводника, включая откидное кресло.
44. Снова Дарья. Закончила Красноярский педуниверситет, филолог по образованию. Летает уже три года, на 737-800 и АТR-42. ATR ей нравится больше, т.к. на нем, за счет более низкой высоты полета и меньшей разницы в давлении (земля - высота), меньше устаешь. Отлично держалась, когда ее фотографировали за работой пять фотокамер плюс видеокамера РТР :)
45. И уже снова Новосибирск. Любопытный ракурс полосы НАПО. Интересно, что на переднем плане перед полосой - НЗХК (я смотрел по гуглмэпу).
46. В черте Новосибирска два жд и три автомобильных моста. Четвертый автомост - на транзитном Северном объезде., относительно недалеко от города.
47. И вот мы уже снова на родине, под светом аэропортовых огней.
48. Телевизионщики все-таки вытащили из кабины командира для сюжета перед Днем Воздушного флота. Споттерам в этот раз кабину не показали. Но мы, в общем, и так остались очень довольны воздушной экскурсией :)
49. Собственно, автор.
В качестве резюме. Билеты стоят сейчас примерно от 1200 до 1600 рублей в одну сторону (автобус стоит под 800 рублей). Говорят, была от 600 рублей итоговая цена, и еще может быть. Но я на сайте столько не нашел на случайные даты в сентябре и октябре. В любом случае, летать на ATR удобно. В салоне комфортно. Была бы побольше частота полета - можно было бы удобнее планировать поездки. Автобус едет 4,5 часа. Тут меньше часа плюс масса впечатлений, в том числе познавательных в части краеведения и географии (виды сверху).
Спасибо Ирине Шавшиной (Толмачево) и Ирине Воробьевой (NordStar) за приглашение! Про замечательный бортовой журнал для пассажиров NordStar я напишу отдельно. Очень приятно удивил!
ПС. Полет на NordStar в Кызыл:
http://dron-nsk.livejournal.com/68986.html