Из беседы с командиром Ан-2 Барабинского авиазвена Новосибирского объединенного авиаотряда Летягиным Юрием Алексеевичем в мае 2016 года. (Барабинск расположен на Транссибе примерно посередине между Новосибирском и Омском).
...Мы заехали в авиагородок Барабинска. Проезжали мимо гаражей. Что-то спросили. Оказалось - перед нами летчик :) и мы разговорились.
...Я закончил Омское летное училище в 1971 году и сразу оказался в Барабинске. Здесь стояло звено Ан-2 из трех машин. Звено числилось в составе 116 Летного отряда НОАО. Летал здесь на Ан-2 до 1996 года.
У нас были регулярные рейсы по следующим маршрутам:
Барабинск - Межовка - Кыштовка
Чумаково - Крещенка
Львовка - Пудино (Кедровый, это Томская область, аэродром с искусственным покрытием полосы). От Кедрового через нас была самая короткая связь с ЖД, поэтому его жители пользовались этим рейсом весьма активно. Когда рейс отменили, народ был недоволен.
Автобусы «ПАЗики» ходили не очень часто, дорогие были плохие. Поэтому люди чаще летали, билеты стоили недорого.
Кроме регулярных полетов была работа по заказам разных госорганизаций. Например, мы облетывали ЛЭП на высоте 50 метров. Охотники у нас любили стрелять по мощным стеклянным изоляторам. Если изолятор разбит, его надо менять.
Также выполняли лесопатрульные полеты. С мая по октябрь. Авиационная база охраны лесов полетов была в поселке Северный. Если нас подключали к этой работе, мы поступали под командование «северян».
Особенный наплыв пассажиров был в весенне-осенний период, когда размывало дороги. В это время в Барабинске могло стоять до пяти самолетов. Мы активно летали в Северный, Кыштовку, Чумаково.
В Чанах в свое время тоже был аэродром, но очень давно.
В Пихтовке была железная полоса, из специальных полос.
В Омск регулярных рейсов не было. Однажды зимой прилетал омский Ан-2. Сели мимо полосы в целину. Зимой у нас полеты выполнялись на колесах.
Из Новосибирска к нам регулярно летал Ил-14. Затем он был заменен на Л410. Маршрут был такой: Новосибирск - Барабинск, а дальше было три разных маршрута, в зависимости от рейса: Купино, Северный или Кыштовка. В Купино было два аэродрома - большой военный и грунтовой гражданский. Мы летали на грунтовой аэродром.
Ночных полетов у нас не было, т.к. не было допуска. Ночные рейсы могли быть только по санзаданиям. Но их выполняли новосибирцы. Мы проводили ночные тренировки, но это были разовые случаи.
Летали только в светлое время, летом с 6 до 22 часов.
В 1980х, когда антиалкогольная кампания шла, в Куйбышеве (12 км от Барабинска) у нас продолжал работать спиртзавод, который выпускал водку. Причем, у нас с этим все нормально было, торговля шла как обычно. Возили ее тогда и на наших самолетах в соседние населенные пункты.
Ремонт наших Ан-2 в основном проводился в Алма-Ате. Я сам перегонял туда несколько машин. Там берешь другую и возвращаешься обратно уже на новом самолете, прошедшем капремонт. Также были ремонты в Красноярке. Была у нас машина СССР-35530, очень не любила летать. Постоянно ломалась.
Полоса в Барабинске существует еще со времен войны, она была сделана из кирпича для посадок самолетов по ленд-лизу. В наше время у нее была длина 1090 метров. Была и грунтовая параллельная полоса 1200 метров. Рулежка тоже кирпичная была. Светосигнальное оборудование. Радиотехнические средства.
Картинка из книги по истории Барабинска. Это схема аэродрома времен войны.
Пролетом у нас были Ан-2 с разных мест, вертолеты. Как-то Ан-14 садился, «Пчелка».
В наших самолетах были откидные кресла, транспортно-пассажирские. Цвет - сине-белый. Желтые Ан-2 к нам тоже прилетали, но это были «химики», они пассажиров не возили.
Цены были до Новосибирска примерно 10 рублей, Кыштовка и Кедровый - 5, Северный - 3, Чумаково - 2 рубля.
Всего в 1980х в аэропорту Барабинска работало около 130 человек. В штате были, например, водители. Рядом с аэропортом по-прежнему стоит авиагородок.
В самом конце 1980х был построен крупный аэровокзал. Но с распадом СССР местные авиаперевозки достаточно быстро сошли на нет. Прекратились рейсы в соседние районы и в Новосибирск.
Вышка в Барабинске сегодня.
Сейчас в Барабинске на территории аэродрома действует заправочный пункт. Аэровокзал в свободном доступе. Я побывал на самом верху, в бывшей диспетчерской вышке. Но это позже.
Список гражданских аэродромов Новосибирской области советского периода (1960-80е) из книги кемеровского историка Татьяны Сычевой. Это весь список Новосибирского авиаотряда. Толмачево - на другой странице.
Значок от Юрия Алексеевича.
ПС. Летом 2021 года нашлась статья советского времени про нашего летчика и расписание рейсов из Барабинска :)