ЛЕСБИЙСКИЙ СКАНДАЛ В ИУДЕЙСКОЙ РОССИИ - ТОЧКА ОТСЧЕТА. Часть I

Jun 09, 2006 14:21


Раввин Авраам Шмулевич. ЛЕСБИЙСКИЙ СКАНДАЛ В ИУДЕЙСКОЙ РОССИИ - ТОЧКАОТСЧЕТА.

Весь этот скандал - часть плана "проверить Россию", часть некоего проекта.

Что ж. Иудаизм в России, похоже, подходит к некоему порогу зрелости.Зрелость - это сила. Но понятие "сила" в нашем Мире действия неразрывно связано с понятиями "власть", "деньги" и"кровь". У взрослых людей - взрослые игры. Предсказуемо, что в этиигры включаются люди, никакого касательства к еврейскому народу не имеющие.Окажутся ли нынешние религиозные руководители российского еврейства готовы кэтим "играм взрослых людей" - вот вопрос, который более всего занимает меня во всей истории.

В еврейской общине произошел скандал, который уже превратился в информационный повод всероссийского значения, и разгорающееся пламя грозит существенно нарушить расклад сил в еврейском мире России.

В начале апреля 2006 года "реформистский раввин" москвичка НеллиШульман "освятила" брак двух лесбиянок. Об этом акте сообщили многиеведущие издания, от респектабельно-аналитической "НГ-Религии" до специализирующейся на громких скандалах газеты "Stringer".Видеозапись самой церемонии и интервью с её участницами было показано 2 июня2006 года по московскому телеканалу RenTV, многочисленные интервью с Нелли Шульман появились в различных СМИ - от радио "Свобода" до глянцевого журнала"Большой город".

Скандальность ситуации состоит не только в том, что подобное действо совершенно неприемлемо с точки зрения еврейской ортодоксальной религиозной традиции (также невозможно в ней само существование женщин-"раввинов"), но и то, что виновница скандала, Нели Шульман,согласно сообщениям ее бывших коллег по петербургской реформистской общине,попросту нееврейка.

Что бы понять происходящее, необходимо пояснить, что вообще представляет изсебя "реформистский иудаизм".

В самом начале XIX века в Германии зародилось движение за "реформу виудаизме", за то, что бы "привести его в соответствие ссовременностью". Вскоре "реформизм" распространился в Австро-Венгрии, в других странах Центральной и Западной Европы. Со второй половины XIX в. реформисты активны в США, и, с гибелью большей части европейского еврейства во время Второй мировой войны, Америка окончательно стала главным центром движения. В Восточной Европе, в том числе и в России, реформисты никогда не имели сколь либо значительных позиций. С самого начала"реформирование" иудаизма заключалось как в отрицании практически всех традиционных основ этой религии, так и в отсутствии единой, обязательной для всех членов движения, догматики и обрядов.

Еще первые реформисты отвергли авторитет Талмуда и Божественное происхождение Танаха (Библии), ввели в литургию (в том числе и по субботам,когда игра на музыкальных инструментах вообще запрещена) органную музыку и произведения христианской церковной музыки, из молитвенников были исключены упоминания о Сионе, Иерусалиме, Храме и жертвоприношениях, отказались отобязательного соблюдения религиозных законов иудаизма, в том числе ицентральных - обрезания, кашрута, законов семейной чистоты, Субботы (в некоторых общинах день отдыха вообще был перенесен на воскресенье).

Реформистское движение рассматривало евреев не как нацию, но только как религиозную общность, и отбрасывала на этом основании идею возвращения вЭрец-Исраэль (Землю Израиля).

Впрочем, радикализм "реформы" сильно отличался и отличается до сих пор не только от страны к стране, но и от общины к общине. Даже название у нового течения было не унифицировано. В Венгрии оно называлось"неология". В 1901 г. в Англии возникло новое, еще более радикальное, по сравнению с немецким, реформистское движение - так называемый "либеральный иудаизм". А в Америке реформизм вообще раскололся на несколько течений. Часть общин, стремившихся сохранить какую-то внешнюю связь с традиционным иудаизмом, стали именоваться "движением консервативного иудаизма",имеются также и "реконструктивистский иудаизм" и т.д. и т.п.

В 1990-х гг. к реформистскому движению принадлежало 13% еврейских семей в США (около 1,1 млн. человек). В других странах позиции движения значительнослабее.

Некоторые формы "религиозной" жизни, практикуемые американскимиреформистами (и под их влиянием импортируемые в другие страны) на"традиционный" взгляд выглядят полной фантасмагорией. Так, обрезаниедля реформистов не обязательно, однако еще более "нетрадиционным"является то, что реформистские "раввинаты" Нью-Йорка и Лос-Анджелес аначали подготовку женщин для совершения обряда обрезания (их они называют мохалот,что в переводе с иврита означает "обрезательница").

Некоторые реформистские "синагоги" "скомбинированы" с церквами - по воскресеньям в помещении идет христианская служба, затем иконы или католические статуи накрываются чехлами, иконостас поворачивается на шарнирах, и оказывается, что на его обратной стороне укреплен Арон Кодеш(Священный Ковчег - место, где хранятся свитки Торы), и церковь"становится" синагогой, а в будни там вообще идут дискотеки.

До Второй мировой войны реформистское движение в своем большинстве стояло на крайне антисионистских позициях, выступало против создания Еврейскогогосударства. Сейчас большая часть реформистов признает Израиль. При этом движение солидаризуется с теми силами на израильской политической арене,которые выступают за максимальные территориальные уступки арабам и за светский характер государства. Так, реформистская группа "Rabbis for HumanRights" ("Раввины за гражданские права") совместно с арабами устраивает в Израиле шумные акции в защиту "прав народа Палестины" и против еврейских поселенцев в Иудее и Самарии (В России известные какЗападный берег р. Иордан - Ред.), члены организации буквально бросаются подизраильские военные бульдозеры, разрушающие, согласно постановлениям судов, дома арабских террористов или незаконные арабские постройки. Организация периодически подает иски в пользу арабов в Верховный суд Израиля. Глава Союза реформистского иудаизма США "рабби" Арик Йоффе неоднократно обращалсяк президенту США, требуя усиления давления на Израиль в вопросах"признания прав палестинцев".

В вопросах феминизма и поддержки движения гомосексуалистов и лесбиянок реформисты также стоят на радикальных позициях. Широко практикуется рукоположение женщин в"раввины" и в "канторы" (чего ортодоксальный иудаизм категорически не допускает). Разрешены и однополые браки. Более того, реформисты активно защищают "права сексуальных меньшинств". Так, на состоявшемся в Хьюстоне в ноябре 2005 года съезде движения "рабби"Арик Йоффе раскритиковал позицию христианских Церквей по отношению к гомосексуалистам: "Отношение христианских Церквей к гомосексуалистам сравнимо с политикой, которую проводил Адольф Гитлер против меньшинств" - заявил он. Ортодоксальный иудаизм же считает гомосексуализм одним изтягчайших грехов, однополые браки как мужчин, так и женщин, не допускаются и немогут быть зарегистрированы.

Реформисты отвергают понятие обязательного Божественного Откровения и, соответственно, обязательного к соблюдению канона как такового. Поэтому даже водной общине можно найти большой спектр мнений - от людей, соблюдающих многиезаповеди ортодоксального иудаизма, до просто атеистов. Причем этот"разброс" имеется и среди рядовых прихожан, и среди"реформистских раввинов". Так, один из первых встреченных мною представителей этого движения (дело было еще в Советском Союзе),"реформистский раввин" из Англии, вообще оказался атеистом. "Да,я не верю в Бога. Нигде не сказано, что раввин обязан верить в Бога", -говорил он. Впрочем, этот человек, с точки зрения ортодоксального иудаизма вообще был неевреем - шотландец по национальности, прошедший реформистский гиюр (обряд принятия еврейства) - а реформистский "гиюр" не имеет с точки зрения Галахи (еврейского религиозного закона) никакого значения..

Некоторые реформисткие "раввины" проводят "гиюр" простопо интернету: достаточно послать по электронной почте свои данные, заплатить требуемую сумму - и получить уведомление, что отныне вы стали "полноценным евреем" и членом общины реформированного иудаизма. Хотя "вевреи" заочно принимают лишь в немногих общинах, гиюр, по сравнению ссобственно иудаизмом (в Америке он официально именуется "ортодоксальный иудаизм"),всюду очень облегчен. Это чисто формальная процедура, занимающая мало времени ине имеющая никакого галахического значения. Кроме того, евреями у реформистовсчитают практически всех, у кого имеются какие-то еврейские предки (вортодоксальном иудаизме еврейство передается строго по материнской линии). И данное обстоятельство, пожалуй, составляет наиболее серьезную проблему с точки зрения ортодоксов - оказывается, что многие "реформистские евреи", втом числе и "раввины", - просто не являются согласно Галахе евреями.

Строго говоря, традиционный, ортодоксальный иудаизм вообще не считаетреформизм религией, тем более частью религии иудейской. Так, глава Раввинскогосуда СНГ и главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, рассматривая возможность вызова во время публичного Б-гослужения к Торе "реформистского раввина", пишет в своей книге "Зикарон бе-сэфер" (этот труд посвящен рассмотрению с точки зрения Галахи различных аспектов жизни всовременной России): "Но даже если большинство членов реформистскихобщин - люди необразованные (в Торе) и могут считаться нарушающими по ошибке ,реформистские раввины не таковы и должны рассматриваться как подстрекатели к отказу от веры, знающие, Кто их Творец, и сознательно восстающими против Него.Он и приехал сюда только для того, чтобы создавать реформистские общины! И поэтому, несомненно, оскорбление для Торы и для синагоги, а также для собравшихся на молитву, оказать уважение подобному человеку, вызвав его к Торе.И если мы не возразим против этого, возможно, прихожане сделают вывод, что итакие люди называются в Израиле раввинами". ("Зикарон бе-сэфер",Москва, 1993 год, т.1, стр. 50). (Выражение "в Израиле" в данном случае означает "в еврейском народе" - А.Ш.).
Не менее категоричен и один из самых известных израильских раввинов -выходцев из России Элиягу Эссас. В своем респонсе (раввинском ответе на вопроспо поводу Галахи) от 15.05.03 он пишет: "Уже при своем возникновении реформистский иудаизм "к иудаизму как мировоззрению и образужизни (т.е. - религии) не имел отношения. Ибо представлял (уже тогда!) новуюрелигию. Не еврейскую.
И дело не в том, что реформисты отказались от соблюдения шаббата (а они действительно отказались), и не в том, что они не соблюдают кашрут (а они действительно не соблюдают; и едят свинину и т.п.), и не в том, что они несчитают Эрец Исраэль - Святой Землей, которую Всевышний дал евреям (а они несчитают и вычеркнули слово Цион - Сион и Иерусалим из своих молитвенников).
Дело в том, что они отказались от основ, на которых строятся еврейское мировоззрениеи образ жизни. Вот эти основы:
- Есть Всевышний; Он сотворил мир и выразил свою Волю в Торе, которую передалеврейскому народу.
- Тора (Письменная) была передана (продиктована) Моше (пророку Моисею) иеврейскому народу, который стоял у горы Синай - с точностью до буквы; с той жеточностью до буквы Тора передавалась из поколения в поколение.
- Моше получил Тору Письменную и Устную. В Устной Торе содержатся и правила,определяющие нормативное поведение (ѓалаха) народа и каждого человека во всехпоколениях и во всех ситуациях. Новые обстоятельства могут (и должны)потребовать определения ѓалахи, учитывающей эти обстоятельства. Но это определение может и должно реализовываться по правилам Устной Торы и людьми,живущими в соответствии с законами Торы. Таким образом ѓалаха и вечна исовременна - только такой и может быть Воля Творца.
Поскольку изобретатели реформизма отказались от этих фундаментальных принципов, в то время, когда лишь эти принципы и делают мировоззрениееврейским, они заслуживают сомнительной чести называться основателями новой, нееврейской религии. И совершенно неправильно присоединять к названиюизобретенной ими религии слово - "иудаизм".

На практике в странах диаспоры реформисты и собственно иудаисты-ортодоксыстараются не афишировать разногласия, но в Израиле реформисты ведут жесткую борьбу против официально признанного ортодоксального раввината, пытаясьдобиться равного с ним положения.

Около 1990-го года реформисты появились и в бывшем СССР. Первую реформистскую общину в СССР, названную им "Гинейни" (на иврите"вот я" - ответ праотца Авраама на обращение к нему В-севышнего),организовал Зиновий Коган - инженер-гидротехник по профессии, писатель (под псевдонимом Лев Чернобельский) и активист еврейского подпольного культурного движения в Советском Союзе. В 1991 году в Лос-Анджелесе Коган получил звание"реформистского раввина". В еврейском мире он стал широко известенпосле похорон еврея Ильи Кричевского - одного из погибших противников"путча ГКЧП" 1991 года. Тогда Зиновий Коган оказался единственным еврейским религиозным деятелем, согласившимся на требование властей провести публичный обряд похорон в шаббат, да еще и на христианском кладбище - что с точки зрения ортодоксального иудаизма является просто осквернением памятипокойного. Этот акт ортодоксальные евреи России вспоминают Когану до сих пор. В1993 году он же читал каддиш (поминальную молитву) по защитникам российскогоБелого дома (Верховного совета РСФСР). Скандала это действие не вызвало, поскольку никак не противоречит законам иудаизма.

С начала 90-х годов в СНГ стали действовать и зарубежные представители движения, а на привозимые ими средства начали возникать общины"прогрессивного иудаизма", как реформисты стали официальноименоваться в СНГ. Поворотный пункт в организации движения наступил с принятиемв 1997 году новой редакции закона "О свободе совести и религиозныхобъединениях". Перерегистрации подлежали только общины, действующие непрерывно последние 15 лет, с 1982 года, или же входящие в официально признанные зонтичные структуры. Такую структуру, в свою очередь, могли образовать минимум три уже зарегистрированные религиозные общины. Реформистыоказались в сложном положении - реформа практически отсутствовала в России, и до революции, тем более в СССР, никогда не существовало ни одной реформистской общины. Сложилась ситуация, при которой у руководства ортодоксального иудаизмаимелась законная возможность пресечь распространение в России реформизма - ноэтой возможностью ортодоксальные раввины сознательно не воспользовались. На тот момент в Российской Федерации действовала одна зонтичная еврейская религиознаяструктура - Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР),главным раввином ее был (и остается до сих пор) Адольф Соломонович Шаевич,ставший раввином московской Хоральной синагоги на ул. Архипова (нынеСпасоглинищевский переулок) еще в советские времена. Однако главным действующимлицом и главным религиозным авторитетом в КЕРООР является раввин ПинхасГольдшмидт. Он - выходец из богатой и известной еврейской швейцарской семьи,получил талмудическое образование в Израиле, и его статус как религиозного авторитета признается в еврейском мире. Формально Гольдшмидт занимает постраввина Москвы и, самое главное, Председателя Раввинского суда России - "Бейтдин". С точки зрения иудаизма именно Раввинский суд составляет главнуюсуть раввината: только "Бейт дин" уполномочен заключать браки, совершать разводы, проводить процедуру принятия иудаизма (гиюр), решатьразличные вопросы религиозной жизни и жизни общины. Шаевич выполняет в КЕРООРпредставительские функции - сущностные вопросы решает раввин Гольдшмидт.Председателем исполкома КЕРООР является Зиновий Коган. Должность Председателя -административная, а не духовная, но благодаря именно ей Коган смог зарегистрироватьреформистские общины, формально проведя их через КЕРООР.

После этого он объединил часть реформистских общин в независимую зонтичнуюструктуру - "Объединение религиозных общин современного иудаизма в России" (ОРОСИР), в которой занял пост Председателя президиума ОРОСИР.Кроме того, реформистские общины вошли и в состав собственно КЕРООР. Нанастоящий момент в ОРОСИР входит 12 общин, в КЕРООР - 61 реформистская община,117 ортодоксальных общин, 57 ортодоксальных религиозных образовательных учреждений (ешив, детских садов, школ и воскресных школ - данные предоставлены руководством КЕРООР). Несмотря на то, что формально основатель организации Коган являлся главой ОРОСИР, реальную власть там захватили руководители международного реформистского движения, точнее - "Всемирного союза прогрессивного иудаизма" (ВСПИ), членом которого ОРОСИР является. Именно оттуда поступает основная часть бюджета организации. Коган и некоторые российские руководители реформизма старались избегать публичного проявления тех"крайностей" реформизма, которые могли бы шокировать российскуюпублику. Однако руководство ВСПИ и молодое поколение "раввинов",получившие образование в зарубежных реформистских центрах, не разделяют этих настроений. Вопрос признания однополых браков и "борьба за правасексуальных меньшинств" и "права женщин" является для ВСПИ одним из центральных.

Так, в конце июня - начале июля 2005 года в Москве прошёл 32-й международный конвент Всемирного союза прогрессивного иудаизма. Как отмечало приложение к"Независимой газете" "НГ-Религии", на пресс-конференции 30июня 2005 г.в РИА "Новости", посвященной открытию конвента, центральным оказался именно вопрос об отношении ВСПИ к гей-параду в Иерусалиме. Исполнительный директор ВСПИ Ури Регев и другие зарубежные гости полностью поддержали участников гей-парада и обрушились с критикой на иерусалимскую мэрию,пытавшуюся противодействовать проведению мероприятия. Естественно, что единственной стороной конвента, освещенной СМИ, была поддержка"прогрессивными иудеями" сексуальных меньшинств. При этом часть российских руководителей движения, в том числе Зиновий Коган и Григорий Котляр,старались дистанцироваться от позиции Ури Регева. По их словам, проведениегей-парада, в принципе, возможно, но лично они выступают против, поскольку этозатрагивает религиозные чувства многих верующих. Надо сказать, что ЗиновийКоган последователен в данном вопросе. В качестве председателя исполкома КЕРООРон в 2005 г.обращался с призывом "прекратить пропаганду содомии на телевидении",а 20 марта 2006 г.официально поддержал решение московского мэра Юрия Лужкова о запрете гей-парадав российской столице.

Соответственно, этот вопрос был поставлен на повестку дня российскогофилиала движения. Около полугода назад состоялось совещание руководствареформизма в СНГ, в котором, кроме москвичей, участвовали "реформистскиераввины" из Санкт-Петербурга, Минска и Киева. Было принято решение - всоответствии с постановлением американского Движения реформированного иудаизма - проводить церемонии однополых браков. Однако одновременно было решено не сообщать в прессу, вообще не афишировать их публично.



На Credo.ru
Часть I
Часть II
Previous post Next post
Up