Насчет Страстной седмицы. Действие начинается в жарком мае. Пасха в мае была в 1929 году (к этому году относятся первые рукописи романа, если не ошибаюсь) - конкретно, 5 мая по н. ст. Соответственно, появление Воланда в Великую среду - первомай, то бишь ночь шабаша и т. д.
В черновиках действие происходит сначала летом и в отдалённом на тот момент будущем ( в 1943 году - естественно, Булгаков не знал, что на самом деле будет в это время ), но, видимо, в какой-то момент писатель решил, что действие должно на пасхальную неделю происходить. Возможно, среда в романе и в самом деле выпала на 1 мая ( или, может быть, второго, хотя может и первого - атмосфера этого вечера явно праздная. Если директор Варьете на следующий день проснулся с похмельем, значит накануне он что-то "отмечал". И вряд ли он так бы напился в обычный рабочий день ), но Вальпургиева ночь происходит в ночь на первое мая. А Воланд в романе появляется вечером в среду, то есть как минимум на сутки позже.
>чёткая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза
Вряд ли. В евангельской мифологии вообще нет такой темы, как "голова Христа", аллюзии, следовательно, тоже быть не может. Тут, скорее, аллюзия на голову Иоанна Крестителя, с ней там действительно был свой сюжет.
Всё это замечательно и весьма интересно, но что это меняет? Роман ведь не о дьяволе, а о Понтии Пилате. А ещё, кто бы что не говорил, и о любви, и о Боге. А потому - и о дьяволе тоже. А вы где видали медаль с одной стороной?
Интересно. И чо? Ну узнали мы, что Булгаков, будучи из семьи священника, знал Новый Завет, что, в общем-то, достаточно очевидно. Но разве это так принципиально?
Но мы-то Новый Завет так хорошо не знаем. За редким исключением. И обнаружить алмаз в, даже маленький, там, где мы уже всё, кажется, осмотрели - всегда приятно.
Один комментатор упоминал книгу Кураева про "Мастера и Маргариту". Что ж. Булгаков не выворачивает Евангелие наизнанку, это делает Воланд и его свита. Первоначально, в черновиках, никакого Мастера не было, а автором "романа о Пилате" был сам Воланд, который и звался Мастером. Собственно, он и есть главный герой произведения, и изначально произведение называлось "Великий Канцлер", "Князь тьмы" и другими подобными названиями. Булгаков желал увидеть роман опубликованным, и потому многие вещи, которые не пропустила бы цензура, он смягчал, однако не смягчая основную мысль произведения. Так вот, "роман о Пилате" - это Антиевангелие. И, кажется, он написан только для того, чтобы Христа подменить весьма жалким Иешуа. Вместо Создателя, ставшего человеком, чтобы спасти людей - просто пацифист с не вполне понятным "учением". Буглаков даёт немало "подсказок", чтобы читатели, знакомые с Евангелиями, поняли, что никакой это не Спаситель. Собственно, на уроках литературы обращали внимания на отличие Иешуа и Иисуса, но почему-то не было ни слова - а
( ... )
Спасибо за интересный анализ. Честно говоря, перечитывая роман, этого горизонта я не увидел. У меня Воланд ассоциируется со Сталиным, который "делая зло, несет добро" и наказывает плохих людей. Тут можно вспомнить про Киршона ("я спросил у ясеня"), с которым отношения у Булгакова были неважные (но на разгром Киршона на собрании он не пошёл). У меня впечатление, что Сталин, несомненно читавший роман, тоже увидел эту аллюзию, что отчасти объясняет его снисходительное отношение к писателю В то же время, Сталин, имевший превосходное церковное образование, вероятно, увидел и другие аналогии, о которых, в частности, пишете Вы. Наказание "вечностью с ведьмой в домике" таковым не выглядит. Это, вероятно, затаённая мечта писателя, предвидевшего свой недолгий век.
Comments 36
Действие начинается в жарком мае.
Пасха в мае была в 1929 году (к этому году относятся первые рукописи романа, если не ошибаюсь) - конкретно, 5 мая по н. ст.
Соответственно, появление Воланда в Великую среду - первомай, то бишь ночь шабаша и т. д.
Reply
Reply
Вряд ли. В евангельской мифологии вообще нет такой темы, как "голова Христа", аллюзии, следовательно, тоже быть не может. Тут, скорее, аллюзия на голову Иоанна Крестителя, с ней там действительно был свой сюжет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
У меня впечатление, что Сталин, несомненно читавший роман, тоже увидел эту аллюзию, что отчасти объясняет его снисходительное отношение к писателю
В то же время, Сталин, имевший превосходное церковное образование, вероятно, увидел и другие аналогии, о которых, в частности, пишете Вы.
Наказание "вечностью с ведьмой в домике" таковым не выглядит. Это, вероятно, затаённая мечта писателя, предвидевшего свой недолгий век.
Reply
Leave a comment