Недавно я уже посвящал шумам
публикацию, в которой был сделан следующий вывод: Единственное, что может сделать фотограф в момент съёмки для снижения шумов - не допускать недодержки. Чем недодержка больше - тем шумнее будет кадр. Сегодня мы поговорим о том, насколько страшны шумы в реальной практике и о том, как с ними бороться в Adobe Lightroom.
Процитирую начало первой публикации: "Есть целая категория фотолюбителей, которые посвящают свою жизнь борьбе с шумами. Они годами сидят на форумах, и спорят, спорят, спорят... О различных видах шумов и их математических моделях, о разных типах матриц, различных шумодавах и т.п.... Одно время я тоже этим увлекался. Теперь зову их технодрочеры."
Эти люди рассматривают шумы на мониторах в масштабах 100% и больше. И да - то, что они видят - ужасно! Кадр, на примере которого мы будем сегодня рассуждать, снят ночью на ISO 5600. На рис. 02 приведен его фрагмент в масштабе 200%:
02.
Но стоит ли нам пугаться? ИМХО, нет. Давайте порассуждаем вместе: любой кадр предназначен либо для ВЭБ-публикации, либо для печати. Рассмотрим оба случая:
1. При подготовке кадра к ВЭБ-публикации он, практически всегда, подлежит сильному уменьшению. Скажем, если у вас Nikon D750 (24.3 Mp), то при ресайзе под ВЭБ до размера 1600 пикселей по длинной стороне, их количество уменьшается в 14.14 раз. Иначе говоря, из каждых 14 точек остаётся одна. При этом картинка пересчитывается, что приводит к заметному ослаблению шумов. Особенно, если в настройках Photoshop выбран алгоритм интерполяции Bicubic (best for smooth gradients):
03.
Автоматическое уменьшение шума при ресайзе под ВЭБ наглядно демонстрирует тизер данной публикации, полученный из RAW без подавления шумов.
2. Вы скажете: - Но при печати картинка, как правило, увеличивается, если формат отпечатка достаточно велик. Можно пугаться? ИМХО, не стоит. Технология печати такова, что на отпечатке шумы заметны существенно слабее, чем при рассмотрении на мониторе в увеличенном масштабе. Особенно, если вы печатаете на матовой бумаге.
Кроме того, крупные отпечатки не рассматривают, уткнувшись в них носом. Оптимальной дистанцией просмотра считаются полторы диагонали снимка. Это тоже снижает заметность шумов.
3. При обработке под ВЭБ всё просто: мы сразу видим конечный результат. Т.е. ресайзим снимок в конечный размер. Если шумы мешают - давим их. Если они мешают и после этого - "откатываем" шумодав, и повторяем с большей интенсивностью. Таким образом добиваемся желаемого качества ВЭБ-ки. А как быть в случае подготовки кадра к печати?
Да точно также: напечатайте пробный кадр, и посмотрите на сюжетно важные фрагменты. Если шум мешает - давите его.
- Легко вам советовать! - скажете вы, - напечатать пробный кадр? Знаете, сколько будет стоить эта проба, если мы готовим формат A1?
Отвечаю: - А зачем печатать пробник в полный размер? Подготовьте полноразмерное фото, вырежьте из него сюжетно важный фрагмент 10х15 и распечатайте. Затем визуально оцените уровень шума. Только смотрите на него с того же расстояния, с которого будете впоследствии смотреть на полный формат.
Теперь рассмотрим процесс подавления шумов в конвертере Adobe Lightroom. Соответствующие инструменты расположены на вкладке Detail модуля Develop. В палитре Noise Reduction представлены две группы движков - для раздельного подавления яркостной (Luminance) и цветовой (Color) составляющих шума. Из них визуально наиболее неприятна цветная, т.к. яркостная напоминает любимое многими плёночное зерно. Сама возможность раздельной коррекции яркостной и цветовой составляющих наводит на мысли о пространстве Lab, о котором я
уже писал.
Методика процесса:
Сначала давим цветовой шум, смещая вправо ползунок Color. При этом смотрим на картинку в месте, где цветовой шум максимально заметен. Как только он исчезнет, останавливаемся. Это показано на анимированном рис. 04:
04.
Важно: подавление цветового шума практически не вызывает деградации изображения.
Приступаем к подавлению яркостной компоненты. К сожалению, она подавляется путём размытия шумового "зерна". Но ни одна программа не в состоянии отличить шумовые "зерна" от мелких деталей изображения. Поэтому вместе с шумами происходит замыливание мелкой детализации:
05.
Важно: подавление яркостного шума сопровождается замыливанием мелких деталей изображения. Поэтому всегда приходится искать компромисс между уровнем шума и снижением детализации.
Некоторое время назад в Adobe Lightroom появилась возможность снижать шумы локально. Т.е. не по всей поверхности кадра, а лишь там, где это можно делать без ущерба для деталей. Скажем, если бы я хотел максимально подавить шумы на нашем кадре, я бы, как описано выше, подавил цветовой шум по всему кадру, а затем подавил яркостный шум локально, в тех местах, где нет хорошо заметных мелких деталей. На рис. 06 показан соответствующий ползунок в инструменте "Градиент":
06.
В данной публикации я не затрагиваю некоторые "продвинутые" техники подавления шумов, такие, как съёмка нескольких дублирующих кадров, сведение их в единый стек и попиксельный статистический анализ, который позволяет отделить шумы, которые разнятся на разных кадрах, от пикселов изображения, которые одинаковы.
Резюме: шумы стоит подавлять лишь тогда, когда они мешают после приведения картинки к итоговому размеру. Рассматривать картинку следует с расстояния, близкого к полутора диагоналям.
Программа онлайн-курса
"Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля." Запись на него через кнопку "Сообщения" на
моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!
Отзывы моих студентов и не только P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" 5375 4141 2153 6741