Поканальные кривые в Lightroom 4

Jan 31, 2012 05:09



Относительно недавно Adobe выложила в открытый доступ beta-версию своего конвертора Lightroom 4.
Эта бета бесплатна и будет полностью работоспособна до момента выхода окончательного релиза.
Она может быть установлена одновременно с 3-ей версией, и работает, не мешая ей.

В целом мои впечатления от неё положительные.
Но в реальности не всё так просто, как на самом деле...

Практически во всех обзорах/отзывах чуть ли не главным достоинством новой версии объявляют возможность работы кривыми в поканальном режиме.

1.


По опыту фотошопа мы знаем, насколько это мощный и многоцелевой инструмент.
Я решил проверить, как эта "многоканальность" реализована в Lightroom 4 beta.

Итак, RAW с Nikon D3, открыт в Lightroom 4 BETA.
Кривые в режиме Linear.

2.


Теперь переходим в канал Green, и смещаем среднюю точку на некоторое расстояние вверх.
Остальные каналы не трогаем.

Картинка предсказуемо зеленеет:

3.


Гистограмма Lightroom не слишком-то информативна, поэтому обе версии картинки помещаем в Photoshop, в слои PSD-файла, одна на другой.
В палитре Histogram устанавливаем режим "All Channels View".

Теперь промигиваем видимость верхнего, "озеленённого" слоя.
Получаем следующее:

4.


Увы, изменяются все три канала.
Поканальные кривые оказались реально "кривыми".

Это меня удивляет, ибо ранее у Adobe проблем с поканальностью кривых не наблюдалось.

Вот та же ситуация, только изменения в зелёный канал вносятся средствами Photoshop: с помощью корректирующего слоя Curves.
Как видно, здесь вполне ожидаемо, изменяется только зелёный канал:

5.


Быть может, в такой реализации поканальной работы скрыта некая идея чучхе.
Но на данный момент она мне не очевидна.

Интересно, наступит-ли просветление?

Update.
С подачи коллеги momentextractor просветление наступило.
Если в качестве целевого пространства задать ProPhoto RGB (видно в красной рамочке в ЛНУ картинки), то получим следующее:

6.


Таким образом, неясность возникает на стыке внутреннего пространства Ligtroom, и того, в которое выводится картинка.
Основная причина - существенно разный охват этих пространств:

- sRGB - занимает 34% в HVS.
- aRGB (AdobeRGB) - 51% в HVS.
- WideGamut RGB - 77% HVS
- ProPhoto RGB - 92% HVS

К сожалению, мой уровень понимания вопроса не позволяет отследить логику процесса во всех деталях.
Но в одном из обсуждений данной темы мне удалось найти комментарий ditour, который привожу здесь полностью:
Не могу сейчас ответить подробно - некогда - но вкратце:
Внутреннее представление картинки в LR действительно похоже на ProPhotoRGB с гамма 1, но рендерится на экран (и в данные для гистограмм) оно не так, как рендерилось бы настоящее ProPhotoRGB в фотошопе.
Собственно, "Melissa RGB" это и есть описание алгоритма рендеринга (сама картинка в это пространство ни в какой момент не переводится) - гамут ProPhotoRGB + тональная кривая sRGB.
При экспорте картинки (без коррекций) из внутреннего формата LR в любое стандартное пространство происходит обрезание по диапазону - грубо говоря, значения 0 и 255 присваиваются точкам, которые не были крайними (0 и 2**16) во внутреннем представлении.
Даже если Вы экспортируете в ProPhotoRGB. Все детали, которые были за этими точками, теряются в насыщение - о чём Вас честно заранее предупреждала гистограмма, потому как она отражает результат конверсии в то самое Melissa RGB, а не внутренне представление картинки.
Разряднось в фотошопе при этом не важна - 8 и 16 битные представления имеют одинаковый диапазон, меняется лишь точность внутри диапазона.
Это, конечно, очень упрощённое описание - но, надеюсь, ребёнка с водой я не выплеснул ;)))

Таким образом, можно сделать вывод, что "поканальная" работа кривых таки реализована.
Но ее результаты видны нам сквозь призму рендеринга из более широкого пространства в более узкое.

В общем, имеем то, что имеем...

lightroom, curves, статьи, цифровая обработка

Previous post Next post
Up