Поездка на Ямал. Часть 7. Горнокнязевск и Полярный Урал.

Sep 21, 2009 14:05



Горнокнязевск выполняет в ямальском регионе примерно такую же роль, какую в общероссийском масштабе выполняет Суздаль. Салехард - довольно "глобализированное" место. Северной экзотики там не найти. А Горнокнязевск - это как раз то место, куда гостей города возят, чтобы они могли сфотографироваться на фоне чума.




Горнокнязевск  расположен на берегу Оби в 12 километрах севернее Салехарда. Это практически единственный населенный пункт, куда летом можно из Салехарда проехать на автомобиле. Теоретически еще существует дорога на Аксарку, но местные говорят, что проехать туда очень сложно. Там, по словам местных, грунтовая дорога в очень плохом состоянии. Если воспользоваться паромом, можно еще проехать в Лабытнанги и Харп. И, пожалуй, все. Есть планы строительство автомобильной дороги до Надыма, как раз по трассе сталинской мёртвой дороги. Но, пока это только планы. И, скорее всего, планами они и останутся. А если она будет построена, то у нее есть большие шансы разделить судьбу предыдущей мёртвой дороги. Конечно, можно проложить несколько сотен километров по безлюдной тундре. Но, дорогу еще надо поддерживать. Там должны быть заправки, автосервисы. Дорогу нужно регулярно ремонтировать. И, не факт, что там будет очень большой автомобильный поток. Салехард - город небольшой. Там нет и 40 тысяч человек.



Горнокнязевск был основан в 17-ом веке и первоначально назывался Канось-Пухор, что в переводе с языка ханты переводится как город князя. Такое название поселение получило потому, что в нем проживал хантыйский князь Тайшин. На территории комплекса установлена скульптура князя Тайшина - первого наместника русского царя на Ямале. В 17 веке здесь пребывала его летняя резиденция.



В 2001 году здесь был открыт природно - этнографический комплекс.
Это национальный поселок, в котором ханты ведут "традиционный образ жизни". В музее под открытым небом находится даже берестяной чум, гостей катают на оленях. Считается доброй традицией завязывать на священном дереве бантик и класть под корень денежку в надежде вернуться в Горнокнязевск еще раз.Кроме того, посетители комплекса проходят древний национальный обряд очищения дымом.

Я на территорию этого комплекса не попал. Он очень рано закрывается. Я только видел его через дырку в заборе и, честно говоря, он выглядит немного показушно. По крайней мере, после настоящих хантыйских поселков.

Вообще, после Зеленого Яра и Питляра Горнокнязевск меня не впечатлил. Местные говорят, что до создания этнокомплекса здесь было намного интереснее. А сейчас... Ощущения таежной глуши здесь уже нет. Но и до настоящей цивилизации здесь еще очень далеко. Так он и застрял между этими двумя состояниями. Хотя, если объективно, места там очень красивые.

















Время моего прибывания на Ямале подходило к концу. Пора было возвращаться в Москву. На обратном пути меня снова  ожидал переезд через Полярный Урал. Именно ради него стоит в Салехард ехать на поезде. С самолета вы этого не увидите.
К тому же, участок Лабытнанги - Чум - единственный действующий участок несостоявшейся трансарктической магистрали (501-я стройка).
Полярный Урал (если ехать от Лабытнанги) начинается от станции Харп и длится до станции Хорота. На этом участке есть еще две станции - Собь и Полярный Урал.
Но, сначала, Харп.
Несмотря на жизнерадостное название жд станции (Харп - Северное Сияние), это очень мрачное место с уголовно - лагерной спецификой. В городе находится Учреждение ФБУ ИК-18 - одна из пяти колоний для  пожизненных заключенных в России. По данным Википедии: В колонии ФБУ ИК-3, расположенной в центре посёлка, до декабря 2006 года отбывал наказание (8 лет лишения свободы) Платон Лебедев, затем он вместе с Михаилом Ходорковским был переведён в читинский СИЗО.

Фотографии сделаны из окна движущегося поезда. Поэтому, качество не на высоте.





После Харпа начинаются совершенно фантастические пейзажи. Поезд едет вдоль долины горной реки Собь.



Надо сказать, что азиатские склоны Полярного Урала гораздо более зеленые и жизнерадостные, чем европейские. Да, и дорога от Харпа до Лабытнанги гораздо более зеленая и лесная, чем участок от Хороты до Чума.



Станции Собь и Полярный Урал - это железнодорожные разъезды, окруженные двумя - тремя избами работников Северной жд.





Чем дальше от Харпа, тем мрачнее и суровее становится местность. Мы видим черные горы с полосами никогда не тающего снега.







Снегозащитные щиты.







Мы уже в Европе, на территории республики Коми. В этих местах берет начало речка Елец.





Мы все дальше удаляемся от гор. Поезд едет по абсолютно пустой тундре. Но, тёмные мрачные очертания Полярного Урала еще долго видны у горизонта. 
Я покидаю Ямал. Надеюсь, не навсегда.

P.S.  Из-за проблем с фотобукетом многие не смогли увидеть фотографии из предыдущей 6-ой части серии "поездки на Ямал". Поэтому, дам здесь на нее ссылку.
Previous post Next post
Up