Отрыл достаточно интересное
исследование по eye tracking картинок, аналогичных фотографиям. В нем тестировалось несколько гипотез относительно разглядывания. В частности, автор пытался понять, насколько работает золотое сечение. При этом выяснил, что:
1. Если есть важный по смыслу картинки элемент, который даже не сильно выделен контрастом или еще как-то композиционно или даже спрятан, то он привлекает очень большой объем внимания, даже если он не попадает в золотое сечение. При этом не столь важные по смыслу элементы, помещенные в золотое сечение, не привлекают внимание.
2. Есть навязанная безответственными авторами книг по композиции неверная идея (я лично все время сталкиваюсь с этим), что художник или фотограф может сконструировать композицию так, чтобы через нее контролировать внимание зрителя или может даже задать алгоритм разглядывания. Автор делает вывод, что индивидуальные особенности личности, его знания, интересы, установки на разглядывание, личный опыт, "те сценарии, которые он для себя придумывает или вспоминает в процессе разглядывания" и прочее связанное с личностью разглядывающего работает сильнее, чем композиционный замысел художника.
Одним словом, когда художник создает композицию, то он может только подчеркнуть ей то, что и так будет просмотрено без тех хлопот, но он не может заставить зрителя смотреть не туда, куда зрителю сознательно или подсознательно хочется смотреть, а туда, куда вопреки всему хочет направить художник взгляд рассматривающего.