От праздности и лени к технологиям по разрушению обществ

Nov 18, 2016 15:55




Товарищ red_odysseus написал заметку " Общество праздности" и попал в самый нерв настоящей действительности. Описал то, что у многих было (и есть) в представлениях о сути сегодняшнего времени, подтвержденное собственными наблюдениями.

У меня также эта заметка вызвала внутренний отклик. Хотелось бы заданную тему развить более глубже. Но пока лишь ограничусь "заметками на полях".

Первое, сама картина. Ее авторство, описание и исторический контекст, несомненно нужно брать во внимание.

Брейгель. Питер Старший. 1567г. «Страна лентяев».

«Страна лентяев» - сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. В немецких сказках - Schlaraffenland,при дословном переводе ,буквально страна ленивых обезьян, от sluraff - лентяй, affen - обезьяны и land - земля.

Описывается как страна, где всего в избытке - земля с молочными реками и кисельными берегами, в которой звери бегают и летают жареными, дома сделаны из пряников, вместо камней повсюду лежит сыр. Наслаждения являются добродетелью обитателей страны, а упорная работы и прилежание - грехом. У кого жена стара и несимпатична, может обменять её на красавицу и ещё получит в придачу денег.

Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной в 1494 г., однако ещё в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата.

Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.

Картина Брейгеля «Страна лентяев» - является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество предреволюционных шестидесятых годов. В левом углу внизу можно прочесть(на увеличенной копии) подпись художника и дату - 1567 год.

Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу - (дословный перевод) "нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна".
Источник.

А вот дальше на мой взгляд можно сопрягать с работами Франсуа Рабле, который тему обжорства и наслаждений оформил в определенную литературную форму, давшую опору последователям в развитии этих представлений в концепции, которые в последствии были дооформлены в технологии по разрушению обществ.





Бахтин, Рабле, Общество потребления, Брейгель

Previous post Next post
Up