«Важнейшим из искусств для нас является кино». В.И.Ленин.
Хотела написать про Студенческий форум 1989 года. Решила предварить данное воспоминание знакомством с атмосферой времени. Обзор событий будет обязательно, но сначала - кино 1989 года.
Чтение списка и краткого содержания советских фильмов 1989 года меня ввергло в шок. Вот уж точно - «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Будучи активным кинозрителем - впрочем, как и большинство жителей СССР - я тогда не осознавала изменение идейной направляющей советских картин. Просто ходили и смотрели все, раскрыв рот. Кинотеатр «Дружба» был прямо возле института культуры - в нем, кстати, был установлена самая современная кино- и звуковая аппаратура, был самый большой в городе экран. Где-то он сейчас?
Итак, мы заглатывали новое кино, на которое ходили не реже, чем раз в неделю. А то и чаще.
Напоминаю тем, кто не в теме - в СССР не было частных кинокомпаний, все производство фильмов было в руках государства. И оно в лице идеологического отдела ЦК КПСС выступало заказчиком и генеральном продюсером кинопроизводства.
Теперь рассказывайте сказки, что СССР развалился сам. Ага, сейчас. Был четкий социальный заказ:
1. Обосрать прошлое,
2. Показать безысходность настоящего
А также - начать воспитание «нового человека» - волка-одиночки, чтоб никакого коллективизма. Отсюда вал боевиков по американскому образцу, где все против героя, и он иногда побивает всех, пусть и незаконным путем, или погибает (проклятый совок!!!).
В отличие от нынешних потуг отечественного кино, в то время фильмы делали профессионалы и таланты, поэтому большинство картин было качественными, и их воздействие на зрителей было сильным. Хотя некоторые мэтры внезапно стали терпеть фиаско. Но об этом чуть позже.
Кто у нас был самый главный по идеологии в то время? Кто давал отмашку на все это безобразие? А вот кто - Александр Яковлев. Друг Горбачева. Любой может прочитать б
иографию этого партийного функционера.
Там все факты в строчку. Это был настоящий враг. А уж был он завербован - нет, какая разница, вредил умело, настойчиво и системно всю жизнь.
Так что главный, кто жал отмашку на обсёр и размазывание страны, ясен. Все это - под сурдинку «гласности».
Итак, поехали.
Фильмы того времени я разделила на 5 видов.
1. Проклятое прошлое
2. Так жить нельзя
3. Очаровательный криминал
4. Хорошее кино
5. Просто херня
1. ПРОКЛЯТОЕ ПРОШЛОЕ, КРОВАВАЯ СТАЛИНЩИНА
Надо было покончить раз и навсегда с ностальгией «совков» по Сталину, с его фото в автобусах и грузовиках всего СССР и посеять чувство вины за страшную, кровавую историю и невыносимую тотальную несправедливость. Поэтому «социальный заказ» на эту тему был хорошо оплачен, фильмов было выпущено немало. И это только один 1989 год!
АД, ИЛИ ДОСЬЕ НА САМОГО СЕБЯРежиссер:
Геннадий Беглов1948 год. Молодого режиссера Виктора Кострова арестовывают по доносу отца его возлюбленной. Бериевская инквизиция, ужасы лагерной жизни, месть блатных и уголовников - таков фон, на котором действуют герои: садистка-надсмотрщица, лагерный "пахан", запуганная невеста Виктора и ее отец - офицер НКВД.
ВАСЬКА Режиссер:
Виктор Титов В 1934 году на строительстве Московского метрополитена работала Маргарита Чугуева, прозванная за крупную стать и мужскую силу Васькой. Однажды среди новичков бригады она узнала Осипа - своего мучителя, издевавшегося над спецпереселенцами в сибирском поселке, куда была сослана в годы коллективизации семья зажиточных крестьян Чугуевых, и откуда сбежала Маргарита.
ДНИ ЧЕЛОВЕКА Оригинальное название:
Cilvēka dienas Режиссер:
Евгений Пашкевич По мотивам произведений Андрея Битова.Главный герой фильма - Алексей Инфантьев. В основе фильма внутренний мир главного героя, его восприятие действительности, чувства и мечты на фоне событий 1954-1955, 1968 и 1988 годов.
ЗАКОН Режиссер:
Владимир Наумов Герой социальной драмы, молодой прокурор, занимается в середине 50-х делами репрессированных. За каждым из сфабрикованных обвинений - человеческая трагедия; вместе они складываются в чудовищную картину торжествовавшего в стране беззакония.
ЗАМРИ - УМРИ - ВОСКРЕСНИ Режиссер:
Виталий Каневский Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучаны, напоминающем арестантскую зону. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке.
Смотрела этот фильм. Талантливый и лживый. Там мать героя спит к НКВДшиком, и тот ей хвастает фотками голых расстрелянных баб в яме. Подразумевалось: наши хуже фашистов. Соответственно, фильм получил много международных наград.
КАМЕННЫЙ ИДОЛ Режиссер:
Исамат Эргашев О судьбе молодого пастуха, на долю которого страдания, унижения в годы массовых репрессий НКВД.
КОМА Режиссеры:
Нийоле Адоменайте,
Борис Горлов Марию арестовали после студенческой вечеринки, где она с упоением прочитала цветаевскую "Повесть о Сонечке". Драматичность событий достигает накала, когда ради того, чтобы спасти ребенка, родившегося в лагере, она вынуждена подписать донос на его отца.
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ... Режиссер:
Михаил Ведышев После окончания войны Бачурин с наградами вернулся домой, где его ждала семья и огромный сад, который он любил с детства. Но вышел указ об обложении налогом фруктовых деревьев, находящихся в частных владениях. И Бачурин загубил сад, ошпарив яблони кипятком. Так он получил свой первый большой срок... В 1953 вернулся к осиротевшим сыновьям.
НОЧЕВАЛА ТУЧКА ЗОЛОТАЯ Режиссер:
Суламбек Мамилов Драма по одноимённой повести А. Приставкина. О трагической судьбе двух братьев-сирот, в 1944 вывезенных вместе с другими детдомовцами из подмосковного города на Кавказ, откуда было депортировано чеченское население.
«Красная нить» фильма- чеченцы не виноватые. И русские должны перед ними покаяццо.
НОЧЬ БЕЗ КРАЯ Оригинальное название:
Sahilsiz gecə Режиссер:
Шахмар Алекперов Случается так, что малейшая ошибка, следствие всего лишь единственного неверного шага, может преследовать человека всю жизнь. Именно так случилось с героиней телефильма «Ночь без края». Роковую роль в нравственном падении Зибейды сыграли зловещие 30-е годы...
ПИРЫ ВАЛТАСАРА, ИЛИ НОЧЬ СО СТАЛИНЫМРежиссер:
Юрий КараЭкранизация новеллы из романа Фазиля Искандера "Сандро из Чегема" об одном из ночных кутежей Сталина и его присных, где в качестве солиста абхазского ансамбля выступил Сандро из Чегема. После работы (обычной для артиста) он возвращается домой, и вскоре начинаются репрессии - исчезают артисты, побывавшие на последнем пиру
ПОДЪЕМ Оригинальное название:
Äratus Режиссер:
Юри Силларт Действие фильма, в котором исследуется социально-психологический механизм насилия, начинается с марта 1949 года, когда после очередной операции НКВД в Сибирь были депортированы десятки тысяч эстонцев.
ПРОБУЖДЕНИЕ Оригинальное название:
Pabudimas Режиссер:
Йонас Вайткус По мотивам пьесы Атанаса Шкемы.Казис, руководитель антисталинской группировки в Вильнюсе, оказывается в застенках НКВД. Его допрашивает бывший одноклассник Пиюс.
ПРОШЛОЕ ВСЕГДА С НАМИ Режиссер:
Караман Мгеладзе Послевоенная Москва... История грузинского абитуриента ВГИКа, вынужденного скрывать историю отца, репрессированного в 1937-м
РУФЬ /
RUF Другое название:
Ruth Режиссер:
Валерий Ахадов Судьба героини фильма Мари Ломбаль-Булатовой повторяет жизнь французской пианистки Лотар-Шевченко, которая в 1930-е годы вышла замуж за советского дипломата, уехала с ним в Советский Союз, была репрессирована вместе с мужем и провела в тюрьме многие годы.
В главной роли - не хыхры-мухры кто, а сама Анни Жирардо.
СВОЙ КРЕСТ Режиссер:
Валерий Лонской Фильм снят по повести Юрия Трифонова "Другая жизнь". Молодой историк Сергей Троицкий выбрал темой для диссертации историю царской охраны и начинает заниматься поиском еще оставшихся в живых тайных агентов или их родственников.
В фильме намек на то, что Сталин был агентом царской охранки.
СОФЬЯ ПЕТРОВНА Режиссер:
Аркадий Сиренко По одноименной повести Лидии Чуковской. Ленинград. Середина 30-х годов. Женщина с пустыми от горя глазами поднесла к пламени уголок письма…
СТУК В ДВЕРЬ Режиссер:
Климент Чимидов ...1949 год. Баулин, директор школы в маленьком молдавском городке, вызван ночью в райком партии. Ему поручено возглавить группу, которая проводит в районе акцию по выселению так называемых пособников фашистов. Мы увидим лишь сутки из жизни главного героя. Он ходит по хатам, видит занесенных в «черные списки» людей, понимает, что они никак не могли быть предателями
ХРАМ ВОЗДУХА Режиссер:
Расим Оджагов Кончилась война. Не дожидаясь демобилизации, Юсиф спешит в Баку. Его арестовывают и сажают в тюрьму. Через год он возвращается в родной город не как герой, а как человек, запятнавший свою честь. Юсиф узнает, что отец, несправедливо обвиненный в воровстве, умер в лагере; любимая девушка вышла замуж. На работу по специальности его - инвалида, отсидевшего срок - никто не возьмет
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО Оригинальное название:
Inimene, keda polnud Режиссер:
Пеэтер Симм Приехав в Таллин, она получает работу в Доме радиовещания, становится знаменитой и вскоре известный радиокомментатор, чьи передачи она боготворила еще с детства, делает ей предложение. Но события 1949 года меняют жизнь. Возлюбленный вместе со многими высылается в Сибирь. Город пустеет. Не в силах читать тексты о пятилетке, досрочных выполнениях планов и капиталистическом упадничестве, героиня становится для всех немой.
В этом разделе я сделала подраздел про Великую Отечественную войну. Уже тогда наблюдались попытки усомниться в героизме советских победителей. Но об этом - в следующей заметке.
Продожение: В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ БЫЛО НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО Продолжение 2: Так жить нельзя! Продолжение 3: Прощальнеая гастроль советского кино