Я работала над этой программой уже месяц; результат впечатлял размерами и вполне устраивал меня как технически, так и эстетически (непрограммистам понять применение слова «эстетика» к компьютерному коду сложно, ну да ладно). Все ошибки были устранены, все шероховатости разглажены, и оставалась только одна проблема, на которую мне упорно указывал сервер. Побившись над решением пару дней, я решила спросить совета у индуса. Он у нас гуру этих конкретных программ - опыта в два раза больше моего, да и потолковее будет технически.
Нет проблем, говорит индус. Шли код. Сейчас вечер пятницы, к ланчу в понедельник найдём твою ошибку. В 11:30 утра в понедельник получаю я свой код - в приложении к пустому е-мэйлу. Как, думаю, я найду, что он там исправил, если кода страниц так -надцать? Уже хотела пойти спросить, но на всякий случай открыла приложение. И не поверила своим глазам.
Он полностью переписал огромный кусок программы. Сделал его элегантнее, плюс сэкономил минут пять-десять (хотя программу гоняют раз в квартал, так что эти десять минут погоду не делают никому). Ошибку не нашёл - забыл. Увлёкся переписыванием моего кода. Когда я вежливо поинтересовалась, почему он взялся без спроса перекраивать то, что я написала, индус взвился и сказал, что сделал программу куда лучше, и что код вообще не мой - мы все работаем на одну кампанию, так что всё общее. А где же, спрашиваю, ошибка? Ты её нашёл? Знаешь что, надулся индус, раз код твой, то и ищи свою ошибку сама. Я на твой код уже несколько часов потратил.
Если честно, мне понравилось, как он тот кусок переписал. Красиво. Оригинально. Другое дело, что тратить несколько часов было совершенно не нужно - можно было просто подкинуть мне идею, объяснить, как надо, а дальше я бы сама справилась. Заняло бы это у него это минут пять, от силы. И я была бы ему благодарна, поскольку всегда рада хорошему совету. А тут я обиделась - программа всё ж таки моя, поручили её мне, а совета я спрашивала по абсолютно другому поводу.
Совершенно случайно я вспомнила эту историю во время недавнего ланча с парой сотрудников. Оказалось, что гуру-всезнайка насолил уже всем. Да, он самый умный и самый опытный из нас, но где, спрашивается, такт? На чувства других ему наплевать, главное доказать, что он всегда прав и показать остальным, что они рядом с ним пустое место.
Один из сотрудников сказал, что встречает уже не первого индуса с таким отношением к работе. Другой возразил, что как раз с индусами у него проблем не было, а вот с китайцами - ещё как. Я сижу улыбаюсь. А как же русские? Ну, про русских они не хотели при мне говорить, но вообще все эти программисты из Восточной Европы...
Прекрасные специалисты, как правило. Прекрасные. Но сидеть им в тесных кубиках и писать код до конца дней своих, вне зависимости от уровня знания языка (не компьютерного, а английского) и технических навыков. К тому же работы технических гуру всё больше уплывают в те же Индию и Китай, а здесь остаются... Да много кто здесь остаётся, но людей, которые любят всем доказывать, что они умнее, и которые не считаются с чувствами сотрудников, по работе не продвигают. И на каждом ежегодном пересмотре их личного дела вежливо объясняют, что главное в бизнесе - communication skills, а остальное прибудет.
Эти ежегодные разборки были когда-то одной из любимейших тем бесед недавних иммигрантов из бывшего СССР, ошалевших от американского образа жизни. Мы стучали себя кулаком в грудь: я классный специалист, я знаю это, я знаю то, а остальные на работе чайники все! Я им показываю, как надо, а они ещё рожи корчат. Потом мне менеджер, вежливенько так: вам нужно работать над communication skills. Вы вообще видели эти их формы для performance review? Да там на первые три страницы всякая белиберда типа как с кем разговариваешь, как собрания проводишь, этика, шметика, энтузиазм и даже дружелюбие. А до того, ради чего меня непосредственно наняли, едва доходит дело на четвёртой странице. С квалификацией-то всё замечательно, проблем нет. Технически вы, говорят, подкованы, но communication skills... И вы видели, что там пол-страницы посвящено вообще непонятно чему - non-verbal communication skills? Кошмар. Уже недостаточно, что говоришь, ты им КАК подавай. Выражение лица и улыбку они оценивают, жесты, взгляды. Мол, дружелюбие у вас на троечку, а невербальная коммуникация вообще на двойку. И не видать вам повышения даже со всеми пятёрками по техническим вопросам. Недоулыбался я им. Докатились. Эта страна идёт в тартарары. Недаром все настоящие работы уезжают в Китай.
Про Китай недавно была интересная статья в журнале «Экономист». Об Америке там не было ни слова, да и о работах речь не шла. Журналист, в частности, писал о том, что многие китайцы подустали от капитализма с нечеловеческим лицом, что те, кто пробиваются наверх, часто лезут туда по головам остальных, что людей унижают, маленького человека в грош не ставят, и доллар котируется куда выше мелочей вроде этики или уважения к нижестоящим.
Вам это ничего не напоминает? Нет, я не о России, я об Америке конца 19-го - начала 20-го века. Очеловечивание капитализма и всевозрастающее уважение к гражданам вообще и работникам фирм в частности - долгий, мучительный процесс, который Запад проходил минимум пару столетий. Все мы, оказывается, вышли из Гоголевской «Шинели» - даже китайцы. Впрочем, они только выходят. А мы, к счастью, вышли, при чём эволюционно, а не революционно, хотя драк с профсоюзами, забастовок и разогнанных слезоточивым газом демонстраций хватало.
В процессе эволюции ценности слегка поменялись. Тут среди американских менеджеров провели опрос - попросили назвать пять качеств, которые они больше всего ценят в потенциальных работниках. Первыми в списке они, родимые - сommunication skills. Умение представлять себя и свои идеи (или идеи компании) в лучшем свете и эффективно доносить необходимую информацию до слушателей, никого не царапая в процессе. Туда же относятся interpersonal и team player skills - умение выстраивать консенсус, находить компромисс и сплачивать вокруг себя людей. Современный менеджер чаще всего не может гаввкнуть: «Делай так, как я сказал, и никаких разговоров!» Если ему постоянно приходится рявкать, а подчинённые не согласны и ропщут, если менеджер не донёс свои идеи до тех, кто будет их воплощать, если ему важнее выйти победителем из любого спора, чем найти компромисс, то долго такой начальник не продержится.
На втором месте - этика. В Китае, если курточка не прошла инспекцию на качество, то в Америку или Канаду её не пошлют, а вот в Россию или в Бразилию могут запросто. В Америке такое отношение к качеству собственной продукции кажется диким. Это же наше «лицо», наша марка, наша репутация, в конце концов! Недавно в одном популярном ЖЖ-сообществе какой-то сравнительно свежий иммигрант удивлялся, что в Америке сначала заправляют машину бензином, а потом платят. Другие поражаются, что аборигены опускают 25 центов в щёлку, открывают крышку и берут одну газету. А могли бы взять десять - под крышкой лежат все газеты. Врунов и воров, конечно, достаточно, но в процентном отношении - подавляющее меньшинство. И это тоже заслуга капиталистической эволюции.
«Бронзу» взял творческий подход к решению проблем. Тут всё понятно. А вот четвёртое качество, больше всего ценимое менеджерами, многих иммигрантов смешит - an ability to value diversity. Прежде, чем упрекать опрошенных менеджеров в переизбытке политкорректности, подумайте, как стремительно меняется - да что там, коричневеет - мир вокруг нас. У меня на работе белых можно по пальцам сосчитать, и тех половина из Восточной Европы. И вот представьте себе, что компания нанимает человека, который всякого этого «прочего сброда» не любит - не доверяет им, не продвигает по службе, не поручает сложные задания да и просто игнорирует (о хамит речь, понятно, вообще не идёт). Чем это закончится можно не объяснять. Дело, кстати, не только в цвете кожи. Тут вам и хинду, и мусульмане, и евреи, и адвентисты, и атеисты, и открытые гомосексуалисты, и либералы, и консерваторы, и поклонники Бритни Спирс. Без последних можно было бы обойтись, но из попсовой песни слова не выкинешь. Один принципиальный вегетарианец и даже рыбу не ест, другой лично режет жертвенную козу раз в год. Нас много, мы разные, но работать нужно одной командой, причём слаженно.
Пятыми в списке стоят responsiveness и willingness to change. Попросту говоря, гибкость. По-моему, этот пункт тесно связан с первыми четырьмя. Если четыре есть, то за пятым дело не станет. Возможно, этот пятый пункт должен быть первым. Если мозг гибкий - не только и не столько узкопрофессионально, сколько психологически и социально - то остальное прибудет.
Заметьте, что в списке нет ничего «технического». Умение делать свою работу подразумевается. Перед менеджерами редко стоит выбор между мрачным бестактным технарём вроде нашего индуса и улыбчивым, дружелюбным имбецилом, который не может двух строчек кода связать, так же как пациенты не выбирают между угрюмым, хамоватым светилом медицинской науки и лапочкой-доктором, не способным отличить простуду от сифилиса. В большинстве отраслей можно почти всегда найти кого-то, кто знает, что делает, и способен при этом внятно говорить и писать, не обижая никого в процессе, а заодно хорошо проводит собрания и находит компромиссы. Или лечит. Его однозначно предпочтут пусть слегка более технически подкованным, но коммуникативно ущербным кандидатам. Из всех правил есть исключения, но тенденция налицо.
Что же есть такое communication skills, и почему их обожествляют люди? В голову приходит несколько совершенно «непрофессиональных» слов - вежливость, внимательность, предупредительность, даже галантность. Эти слова не напишут в отчёте о повышении, но именно эти качества - из категории тех, что даются нам так дёшево, а ценятся так дорого. Из более «профессиональных» слов можно подобрать уважение к собеседнику, такт, умение сплотить вокруг себя людей, а так же умение убеждать, не пропихивая идеи силой в горло сотрудникам, будто это корм для рождественских гусей. В моём личном хит-параде очень высокую ступеньку занимает способность признать ошибку и извиниться, не принижая себя. Это не так часто встретишь, но, поработав с менеджером, который владел этим искусством в совершенстве, я научилась сей талант ценить, и сейчас по тому менеджеру скучаю. От людей, которые всегда правы, довольно скоро устаёшь.
К капитализму с человеческим лицом быстро привыкаешь. Конечно, палку часто перегибают. Иногда мне кажется, что если меня заставят высидеть ещё один час на очередной лекции по sexual harrassment (это у нас обязательно, раз в год, как Пасхальный Седер - рабынями были женщины своим боссам, и ниспослал Верховный Суд мужчинам десять казней...), то я кого-нибудь харрасну, и больно. Но, пообщавшись с недавними выходцами из стран, только начинающих свой эволюционный путь от звериного оскала капитализма и дрожащих под его напором акакиев акакиевичей к обществу с более или менее человеческим лицом, я поняла, что это, в сущности, маленькая плата за то, что мы имеем.
Я не держу обиды на сидящего рядом индуса. Когда-то я думала и поступала примерно так же, как он. Пожив здесь 17 лет, я поняла, что была не права. Даже когда была права. Тем более когда была права.