Свободный Рынок или Протекционизм?

Jul 17, 2008 23:41

В этот раз нам достался Pontiac Grand Prix. Мы провели в этой машине целую неделю отпуска, не уставая вопрошать небеса: «Как - ну как - подобную машину могли выпустить в капиталистической стране, живущей по законам открытого рынка?» Супруг сказал прямо: «Фирма, которая это выпускает, должна выйти из бизнеса.» В арендованной машине все было не так. Если честно, я затрудняюсь сказать, что в ней было «так». Плохо закрывающиеся двери, бездарный, неудобный дизайн, полудохлый мотор и какой-то изгибающийся вниз багажник, на который липла вся грязь, но который не мыл дождь (а поскольку открывался он с огромным трудом, нужно было каждый раз здорово извазюкаться, чтобы достать сумку) - и это ещё далеко не полный список «достоинств» сего кошмара на колёсах.

В прошлый отпуск мы катались на Бьюике - с похожими результатами. А на днях мне пришлось отдать машину в ремонт, и взамен мне на пару дней дали Форд. Новёхонький и совсем не такой плохой. То есть рядом с Бьюиками и Понтиаками так просто Мерседес, но разве сравнить его с любой Тойотой, Хондой или даже Маздой?

Основными проблемами американского автомобилестроения сейчас называют цены на бензин и кредитный кризис. С одной стороны, это так. GM, Крайслер и Форд сделали ставки на бензино-обжоры и навыпускали монстров, которые сейчас никто не хочет покупать. А «кредитное крыло» этих фирм, которое давало людям деньги взаём и приносило прибыль даже в самые тяжёлые времена, страдает от кризиса банковской системы. Но это далеко не все проблемы. Давайте признаемся: американские машины, как правило, “uncool”. Вот Кадиллак, например. Прекрасный автомобиль, по всем параметрам. Но стоит он - как Лексус. И сколько вы знаете людей, которые, имея деньги на подобную машину, купят Кадиллак вместо Лексуса? Мало их. Потому что Лексус моден и изящен, а Кадиллак - какой-то гроб на колёсах, машина стариков.

Если нужна дешёвая машина, то купишь Хундай или маленькую Тойоту. Если дорогая - что-нибудь европейское или те же Лексус с Инфинити. Грузовики и Джипы у нас, конечно, неплохи, но их сейчас разоришься заправлять. А какие нужды потребителя удовлетворяет Крайслер? К тому же американские заводы чертовски негибкие, им очень трудно перестроиться с одной модели на другую, быстренько прекратить делать большие машины и начать делать маленькие и экономичные. Многие думают, что проблема в дороговизне американской рабочей силы. Но за последние пару десятилетий японцы понастроили в Америке кучу заводов. Большинство Тойот производятся не в Японии, а где-нибудь в Миссисипи. Так что дело в организации бизнеса.

Карфаген должен быть разрушен, это признают уже почти все. В стране нет места трём неуклюжим автомобильным бегемотам. Первым, скорее всего, полетит Крайслер - он уже на ладан дышит. Остальные держатся, в основном, за счёт своих европейских и японских партнёров. Рано или поздно, от Форда и Дженерал Моторс тоже, скорее всего, останется какая-нибудь одна фирма, которая разгонит, наконец, душащие её профсоюзы и адаптируется к мировому рынку. Но пока что сама мысль об этом кажется многим американцам (и политикам!) ересью. Нужно срочно спасать американское автомобилестроение! Давайте кинем ему большой оранжевый спасательный круг, а то Детройт совсем заглохнет.

Ровно то же самое мы слышали на этой неделе про пиво. Бельгийцы купили наш Бадвайзер! Каррамба! Куда мы катимся? Америку распродают с молотка! Срочно остановить сделку! Я читаю это и не верю своим глазам. Какое, милые, у нас тысячелетие на дворе? Что случилось с принципами свободного рынка? Американские компании покупают бизнесы по всему миру, почему европейцы не могут купить американский бизнес? Ну как же, понятно почему - Буш (не Президент, а пивовар) - один из символов Сейнт Люиса, куда же город без него, это наша культура, это то, это сё...

Пятнадцать лет назад страна была заполнена частными бизнесами, арендовавшими видеокассеты. Они стояли на каждом втором углу. А ещё везде проявляли фотоплёнки - лично мы пользовались услугами фирм, которые делали это по почте. Пошлёшь им плёнку, а тебе взамен - готовые фотографии. Таких фирм было много, потому что вся страна фотографировала и проявляла плёнки. Я думаю, мне не надо вам объяснять, куда делись все эти компании и видеосалоны. А что стало с людьми, в них работавшими? Нашли себе другие работы. Интернет и цифровые технологии перераспределили рабочую силу в стране. Безработица по-прежнему колеблется от трёх с небольшим до до пяти с чем-то процентов. Работы уходят из одной отрасли, но переходят в другую.

Кстати, если вы думаете, что интернет уникален в своём влиянии на экономику, то вы ошибаетесь. В конце 19-го и начале 20-го века страна была прорезана железными дорогами. Вокруг железнодорожных станций строились города, возникали бизнесы, туда переезжали люди. На железных дорогах наживались состояния; на них (и на их снабжение) работали сотни тысяч человек. Но постепенно страна превратилась из железнодорожной в автомобильную. Пустели города, люди находили новые работы, разорялись компании. Конечно, этим людям было тяжело - никто не принижает их страдания. Но почти все, рано или поздно, выплыли, а держава только выиграла.

В этом всегда была сила Америки по сравнению с большей частью мира - в эконимической гибкости, в мобильности населения, в готовности отрешиться от старого мира и перестроить инфраструктуру. Мы уникальны в этом - самая «крупногабаритная» экономика в мире отнюдь не склеротична, но продолжает оставаться вечно молодой. Гибкость держит нас на плаву, без неё мы скатимся в тартарары.

Тем не менее, сейчас мы готовы эту гибкость продать во славу протекционизма. Современные политики не видят леса за деревьями и больше беспокоятся о голосах рабочих из Детройта или металлургов Северной Дакоты, чем об экономическом климате в стране. Мы начинаем звучать - уж извините за сравнение - как квасные российские патриоты. Наша углеобрабатывающая промышленность самая углеобрабатывающая промышленность в мире! Даёшь американскую углеобрабатывающую промышленность! Не дадим иностранцам заляпать своими иностранными руками нашу славную углеобрабатывающую промышленность! Американские работы уплывают за кордон!

Вы знаете, когда я поняла, что Буш (в этот раз Президент, а не пивовар) не оправдает мои надежды? Задолго до всех войн - в марте 2002-го. Тогда он, громче всех кричавший о свободных рынках и глобализации во время выборов, навесил тарифы на производимую за пределами страны сталь. А то наши металлурги жаловались - не выдерживали конкуренцию. Не выдерживаешь конкуренцию - выходи из бизнеса. Но неееет. Как можно? Это ж наши славные металлурги, к тому же живущие, в основном, в так называемых “swing states” (штатах-свингерах), которые голосуют то за одну партию, то за другую, и их надо обязательно склонить на свою сторону. И металлургов жалко - работу ж потеряют. Все громко всхлипнули и обложили налогами конкурентов.

Сталевары получили временный передых. Долго он не продержится, потому что подобные работы из страны всё равно вытекают - тенденция такая. Экономика из индустриальной давно превратилась в обслуживательно-технологическую, и время вспять не повернуть. (Кстати, тарифы с тех пор отменили.) Зато проиграли тогда все, кроме пары сотен политиков и нескольких тысяч металлургов. Знаете сколько всего делается хотя бы частично из стали, от мебели до игрушек? А сколько ещё всего делается при помощи инструментов из стали? И за всё это мы (вся страна - 300 миллионов) платим куда больше, чем могли бы. К тому же страны, чью сталь мы обложили налогами, надулись и ответили тем же- в других областях. В результате мы стали платить больше за массу разных импортов.

Тем, кто беспокоится о судьбах безработных людей и умирающих городов, мне тоже есть что сказать. Ни один американский безработный не живёт так плохо, как чернорабочий в какой-нибудь Вьетнаме или средний фермер в Африке. Глобализация помогает этим людям - она вытаскивает из нищеты целые страны. Если вы сочувствуете людям, то сочуствуйте им из гуманизма, а не патриотизма. Всем, а не только нашим. Безработные металлурги, и уж тем более инженеры Крайслера, найдут себе применение в этой стране. В худшем случае, переедут куда-нибудь и пройдут курсы переквалификации (которые им, скорее всего, оплатят). А вот рабочим и крестьянам из бедных стран деваться некуда. И покуда мы не даём им продохнуть из-за всех этих налогов, потому что их продукция дешевле, а мы панически боимся утечки работ за рубеж, они останутся в нищете. Люди гибнут за метал - в буквальном смысле этого слова. Так кому будем сочувствовать?

А вот когда мы открываем рынки, проблемы почему-то сами собой решаются. Все помнят панику 2001-го из-за утечки программистских работ в Индию? Странно, но сегодня, семь лет спустя, программистов отрывают с руками - на них не распространяется нынешняя рецессия. И это несмотря на то, что никакими налогами индийских программистов не облагали. Тому есть много причин, но одна из них - резкий рост зарплат программистов в Индии. Глобализация «вытащила» эту индустрию, и платить гроши уже не получалось. Они по-прежнему зарабатывают в два-три раза меньше нас, но эти «в два раза» уже не окупают затраты на управление проектом с другого конца света, когда между странами девять часов разницы во времени, а билеты на самолёт стоят тысячи. В Индию по-прежнему уплывают работы, но и нам достаётся немало.

Уверяю вас, если мы также «поднимем» металлургов и фермеров, проблемы во многом решатся. Потому что перевозки дороги, особенно сейчас. Если крестьянин зарабатывает центы, то перевозки окупаются. Как только он начинает зарабатывать доллары, покупать своё становится выгодней. Экономисты всё давно просчитали - если рабочие живут на другом континенте и зарабатывают больше, чем 1/3 - 1/5 от наших зарплат (зависит от индустрии, кое-где и 1/10), то выгоды сходят на нет.

Протекционизм - замкнутый круг, он вредит всем, а помогает лишь небольшому количеству людей, да и то временно. Но протекционизм никуда не денется, потому что своя рубашка ближе к телу, потому что на судьбы китайских рабочих нам начхать, потому что американская индустрия самая американская индустрия в мире и просто потому, что никто не хочет приносить пусть даже временные жертвы ради общего (и своего, и своих детей, в конечном итоге) блага. Миром правят ксенофобия, страх и жадность, а экономические теории никому не интересны. С политиками вообще всё ясно. Я всё жду, когда кого-то из них - из тех, кто хоть как-то разбирается в экономике - нарастит себе хребет и начнёт действовать как нужно, а не как опросы общественного мнения укажут. Мечты, мечты...

А Большой Тройке Детройта туда и дорога. Либо кардинально перестроиться - самим, без посторонней помощи - либо погибнуть.
Previous post Next post
Up