Если среди них есть "истинный", то все остальные, стало быть, "неистинные". И всякий шаг, который ведет не к "истинному" - есть отрицание этого самого смысла жизни. Ты берешь и спускаешь его в унитаз. А ежели каждый твой шаг есть оптимальный для достижения "истинного смысла" - то нет и свободы воли. Он заранее предписан, ибо он единственный только и оптимальный. Зачем нужен "выбор" существу, если оно ничего выбрать и не может, кроме единственно положенного?
Ну, если тебе дадено 6 и 6, и нужно получить 36, то нужно перемножить. Только перемножить. "Плюс", "минус" и "делить" только воображаемо наличествуют в выборе агента. В его личном выборе их нет. И обратно. Если он истинно свободен в выборе, то он истинно свободен в конечной цели. Значит, НЕ нужно ему получать обязательно и только 36. Нет у него такого смысла жизни, получить 36 и ничего иного.
Вовсе нет. Я говорю лишь о том, что такое "давание свободы ошибаться" есть "давание свободы достигать любой цели", а это, в свою очередь, означает отсутствие какой-либо особой, исключительной, единственно правильной цели.
Если учительница ДАЛА свободу делать что угодно, то какой угодно результат правильный. Любой из них ничуть не правильнее любого другого. Если же есть цель, смысл всего задания, есть правильные и неправильные ответы - то вовсе нет никакой свободы в выборе умножений, делений и вычитаний. Все, кроме правильного пути с правильным результатом, будет перечеркнуто и в конце будет стоять двойка.
Ну тут не забывай(те?), что есть ящеричный мозг (жрать и размножаться), лимбическая система (меня обнимают и все хорошо), а потом 6 слоев коры «не говно ли я» (самоактуализация). И вот эти 6 слоев очень тонкие, физически. Слишком долго 1 и 2 система определяли смысл жизни. Теперь по маслоу все на верхушке пирамиды, и вот пришла свобода воли. И ещё - людей-то 4 типа. Серотониновый - статус «вожак», власть, вот это все. Допаминовый - сделал дело - вот конфетка, адреналиновый - лечу и долечу ли до склона? И оксиоциновый «мы все вместе и все обнимаемся в группе». В соот-им с ними у каждого получается свой смысл. Ну это если 1 и 2 системы закрыты, конечно.
Ну да, может, вот теперь только (в геологических масштабах) доросли до вопросов поверх химии. Вся эта химия ведь считай тоже принуждение, без нас определит и заставит. А вот можно ли самому? Невзирая на то, что допамин или 3-я кора склоняют к чему-то? На самом деле неизвестно. Вдруг это потом обнаружат внутри головы, и назовут еще как-нибудь? )
Ой, ну это старая шутка :) «Все дело в нейробиологии!» - «да, но нейробиология - это биология» - «да, но биология - это химия» - «да, но химия - это физика». Тут встают математики и такие «привет!» :)
Иван Ямщиков в подкасте «Серёжа и микрофон» (по-моему, там) очень круто об этом рассуждает, рекомендую.
Кстати, ответ уже сейчас потихоньку складывается: можно. Если химия уровня «серотонин - нейромедиаторы обратного захвата», то медитация и всякие самовнушения вполне могут их поправить, куда надо клиенту :) речь не о клинической депрессии/истерии, конечно.
Comments 18
Reply
Reply
Reply
А ежели каждый твой шаг есть оптимальный для достижения "истинного смысла" - то нет и свободы воли. Он заранее предписан, ибо он единственный только и оптимальный. Зачем нужен "выбор" существу, если оно ничего выбрать и не может, кроме единственно положенного?
Ну, если тебе дадено 6 и 6, и нужно получить 36, то нужно перемножить. Только перемножить. "Плюс", "минус" и "делить" только воображаемо наличествуют в выборе агента. В его личном выборе их нет.
И обратно. Если он истинно свободен в выборе, то он истинно свободен в конечной цели. Значит, НЕ нужно ему получать обязательно и только 36. Нет у него такого смысла жизни, получить 36 и ничего иного.
Reply
Reply
Если учительница ДАЛА свободу делать что угодно, то какой угодно результат правильный. Любой из них ничуть не правильнее любого другого.
Если же есть цель, смысл всего задания, есть правильные и неправильные ответы - то вовсе нет никакой свободы в выборе умножений, делений и вычитаний. Все, кроме правильного пути с правильным результатом, будет перечеркнуто и в конце будет стоять двойка.
Reply
И ещё - людей-то 4 типа. Серотониновый - статус «вожак», власть, вот это все. Допаминовый - сделал дело - вот конфетка, адреналиновый - лечу и долечу ли до склона? И оксиоциновый «мы все вместе и все обнимаемся в группе». В соот-им с ними у каждого получается свой смысл. Ну это если 1 и 2 системы закрыты, конечно.
Reply
На самом деле неизвестно. Вдруг это потом обнаружат внутри головы, и назовут еще как-нибудь? )
Reply
«Все дело в нейробиологии!» - «да, но нейробиология - это биология» - «да, но биология - это химия» - «да, но химия - это физика». Тут встают математики и такие «привет!» :)
Иван Ямщиков в подкасте «Серёжа и микрофон» (по-моему, там) очень круто об этом рассуждает, рекомендую.
Reply
Reply
Leave a comment