Приэльбрусье, март 2015

Mar 17, 2015 08:36

Это была наша третья поездка сюда, до этого мы были в Приэльбрусье в 2008 и 2009 годах. После того марта 2009 мы ни разу не катались на лыжах в наших горах, а только в Альпах и в Финляндии. Мысль приехать в эти края вновь давно витала у меня в голове.

Помню, тогда в 2008 спуск с Чегета вызвал у меня легкий шок, и мне было очень интересно, как я смогу это сделать сейчас, так как немного прибавил в технике и опыте (хочется верить:-)). Также, читал, что трасса на Эльбрусе расширена, убраны камни, и ежедневно ратрачится. С другой стороны политическая обстановка в нашей стране заставила серьезно задуматься о планировании зарубежной поездки (изначально мы собирались ехать в Капрун, куда были куплены авиабилеты и забронированы апартаменты). Поэтому мы решили не рисковать, сдали свои билеты до Вены, а вместо них купили до МинВод. Также, отменили бронь в Капруне (австрийцы вернули деньги предоплаты) и забронировали номера в пансионате "Вольфрам". Нас собралась достаточно большая компания, все хорошо знакомые по различным туристическим походам и поездкам, а также дети.
Вступление, первый день
Наш рейс прибывал в Минеральные воды поздно вечером, а заселяться в пансионате мы должны были только на следующий день после 12 часов. Поэтому мы остановились на ночь в отеле "Корона",


недалеко от аэропорта, чтобы долгий красивый путь до Терскола (около 200 км) ехать непременно "по светлому" и мечтать о встрече, а не "клевать носом" с единственной мыслью поскорее добраться:-). Сам отельчик нам понравился, расположен недалеко от горы Змейка,


двухместный номер стоил 2000 рублей c завтраками на двоих. Вечером всей компанией замечательно поужинали в местном кафе-баре. Хотя, дороговато...
На следующеее утро, позавтракав и загрузившись в машину



мы выехали к цели нашего путешествия - поселку Терскол, расположенному у подножия Эльбруса. Погода была хорошая, но немного туманная, поэтому Эльбрус не был виден. Для непосвещенных поясню, что несмотря на 200 километровое расстояние, в хорошую погоду с дороги очень хорошо видны два снежно-ледяных горба величайшей вершины Европы, так как они значительно выше других, расположенных рядом вершин. При этом, когда едешь ближе, уже в Баксанском ущелье, то Эльбрус уже не так виден, так как эти другие горы тоже совсем не маленькие, и вблизи разница в размерах не так видна, как издали. Но, повторюсь, в этот раз мы видели только близлежащие населенные пункты, реку и горы, когда уже подъехали к ним. Дорога достаточно интересна, хотя по сравнению с заграницей, вызывает иногда легкое ощущение тоски:-( Было много красивых видов с дороги, но почему то в этих местах не было мест отдыха со скамейками, столиками и туалетом. Правда, туалет на дороге был, немного не такой как мы встречали на дорогах в Норвегии, но мы в него все равно заглянули, так как других не было.


Фотографию "обратной стороны" я не буду публиковать, чтобы не пугать молодых и впечатлительных читателей.
Проезжая через Тырнауз, обратили внимание, что по сравнению с 2009 годом он немного приукрасился. Тогда этот, некогда процветающий город с его вольфрамо-молибденовым комбинатом, производил очень жалкое впечатление. Сейчас - не так страшно, хотя возможно это только на центральной улице, во дворы мы не заходили.


Ходят разговоры, что хотят восстановить знаменитый комбинат, но, с другой стороны, эти разговоры ходят уже около 15 лет, а воз и ныне там... Писали даже про планы построить здесь огромный горнолыжный кластер типа Цермата или Трех Долин, с сотнями километров трасс и отелями высочайшего уровня, где будут встречаться политики и бизнесмены, но это, мне кажется, точно не при нашей жизни.
Также, по пути заехали на поляну нарзанов, которая расположена совсем недалеко от Терскола, попили и набрали воды.


Наверное, если бы это место немного обустроили и убрали оттуда неорганизованную торговлю, было бы лучше. А так, все это похоже на какой то бедлан. В 2009 также были эти ржавые трубы, но не было торговцев и кафешек-курятников. Было только одно кафе, которое так и осталось, но появилось еще множество других, понатыканных как попало и построенных кое-как. От этого теряется основное, то есть, собственно поляна Нарзанов, ради которой люди сюда заезжают.
От поляны нарзанов до нашего "Вольфрама" около 5 минут езды, и вот мы уже выгружаемся у знакомого здания. Нашу большую компанию расселяют по разным номерам от 1 до 7 этажа. Мы с Мариной оказались на 5 этаже. Высота немного чувствуется, но не очень сильно: сделал 3 ходки по лестнице с 1 до 5 этажа с вещами. Поселок Терскол, в котором расположен наш пансионат находится на высоте 2200 м, это, к слову сказать, выше чем высшая точка горы Хопок в Словакии, где мы катались на эти новогодние каникулы. Немного перекусив и переодевшись, мы поехали на поляну Азау - нижнюю станцию на Эльбрусе. В высоких горах нельзя в первый день подниматься высоко и много кататься, поэтому в планах было просто несколько раз съехать на первой очереди от станции Кругозор (2950) до Азау (2300). Вот и мы в первый день купили билетики с рук (подробности процедуры - ниже) и поднялись на Кругозор. Лихо стартовав вниз, во второй половине спуска я здорово "затормозил", так как склон был очень сильно разбит, сказывалась весна с ее плюсовой температурой. На выкате к поляне Азау была совсем каша, и я очень загрустил, так как понял, что совершенно не умею кататься. Было очень досадно, но старался держаться бодро, не показывая другим:-) Из за такой разбитости трассы народ во второй половине дня в основном катается на второй очереди, так как на высоте холоднее, и снег не разбивается так сильно.
Вечером прекрасно поужинали, послушали вводную инструкцию, что здесь можно, а что - нельзя:-) (такие инструктажи со вновь прибывшими проводятся в пансионате "Вольфрам" ежедневно) и пошли в пансионат "Чегет", где в этот вечер открывался музыкальный фестиваль Приэльбрусье-2015.
Музыкальный фестиваль "Приэльбрусье 2015"
С этим фестивалем нам очень повезло, так как всю нашу неделю пребывания по вечерам проходили очень интересные концерты. В разные дни мы побывали на концертах и послушали Михаила Калинкина, Дмитрия Юркова, Вадима Мищука и даже джазового оркестра:-)


Все эти мероприятия проводились в концертных залах "Чегет", "Терскол", а также в баре нашего "Вольфрама". Проводились также дневные мероприятия, в частности, на станции Мир, на высоте 3500, но мы днем катались, поэтому не присутствовали.
Катание
В Приэльбрусье две основных зоны катания: Эльбрус и Чегет. На Эльбрусе имеется две очереди современной гондольной канатной дороги, ее называют "француженка", так как делалась французами. Эта канатка соединяет нижнюю станцию Азау (2300м) со станцией Кругозор (2950 м) - это первая очередь, и станцию Кругозор со станцией Мир (3500 м) - вторая очередь. Параллельно ей работает старая маятниковая канатная дорога - по два вагончика на каждой очереди, один идет вверх, а другой вниз.


Слева вагончики старой канатки, их два - один идет вверх, другой вниз, а справа - новые

Также, на поляне Азау, внизу, на самом выкате имеется бугельный подъемник метров 300-400 для начинающих, и не только лыжников. От станции Мир до верхней станции Гара-Баши (3850 м) можно добраться на старом однокресельном подъемнике. Ну и на верхних станциях всегда стоят жадные до клиентов снегоходчики и ратратчики, которые могут поднять желающих до Приюта 11 (4200) и до скал Пастухова (4800) за 500 и 800 рублей с человека соответственно. Что до трасс на Эльбрусе, то она всего одна, хотя редко кто катается от Мира до самого низу сразу, поэтому можно сказать что две: от Мира до Кругозора и от Кругозора до низа. Катание в верхней части, куда только на ратраке и снегоходе стоит особняком. Трасса от Кругозора до Азау (нижняя) - достаточно интересна, просторна, но из за весны очень быстро разбивается в нижней части. Поэтому большинство народу каталось на участке от Мира до Кругозора, где из за большей высоты, все время в течение суток держалась отрицательная температура и трасса не разбивалась очень сильно. Трасса достаточно широкая, но два участка, стартовый от Мира и выезд к Кругозору, очень узкие и из за этого там постоянно какие то столпотворения и столкновения, а объездных путей нет. Каких то серьезных изменений по сравнению с 2008-2009 годами я не заметил, кроме того, что ратрачить стали ежедневно. Народу очень много, но дискомфорт ощущается только в узких местах, про которые написал выше и на выкате к поляне Азау.
Чегет - это особая гора, на которой трассы не ратрачат, и даже особенно не обозначают. Это такая своебразная Мекка для фрирайдеров, которых там очень много. На Чегете две очереди кресельных дорог, первой из которых уже 6 десяток лет идет.


Креселки совершенно допотопны, с цепочкой, нет подставок для ног, поэтому многие опытные лыжники едут, сняв лыжи и положив их на кресло, что противоречит элементарным правилам безопасности. Но "так исторически сложилось", возможно я просто не понимаю какой то сакральной истины. Некоторые чегетовские адепты из числа моих знакомых считают, что такие опасные кресла - это наоборот здорово и добавляют колориту, типа, "чем хуже - тем лучше":-) Трассы на Чегете никак не размечены, и новичок, впервые попавший на вершину, ощущает себя полным идиотом, потому что не очень понятно, куда ехать. Часто висят таблички "склон закрыт", но глазами ты видишь, что там народ катается. Учитывая то, что на этой горе много очень сложных фрирайдовых спусков, много лавиноопасных склонов, скалистых обрывов итд, и запросто можно попасть не совсем туда, куда хотелось бы, самое правильное, это кататься на Чегете с гидом, или хотя бы с людьми, которые хотя бы немного знают гору. Склоны Чегета не обрабатываются ратраком, поэтому на основном направлении за зиму накатываются огромные бугры. Короче, катание там - э-э... очень на любителя. Но большинству наших ребят там очень понравилось, и я сам, спустившийся всего 1 раз (проболел 3 дня, отлеживался дома), вынужден признать, что на Чегете есть какое то свое очарование, какой то элемент приключения, и я сейчас, по прошествии месяца, все чаще думаю, что мне хочется опять туда вернуться:-) Хотя, повторюсь, катание там очень специфично, и, например у меня, это скорее соскребывание, а не катание.
От Эльбруса до Чегета можно доехать на лыжах. Это вполне естественно, так как поляна Азау находится на высоте 2300 м, а поляна Чегет на 2100, между ними километров 4-5, и вполне можно за полчаса доехать на лыжах по красивой лыжне через лес вдоль речки

,
затем через мостик

.
Правда, в конце марта лыжня местами уже протаяла и были проплешины. Также, очень огорчает, что по этой лыжной тропе ездят на квадроциклах и на лошадях. По хорошему, это должно было бы быть запрещено, и раз в день ратрак проходил бы. Ведь это добавило бы удобства огромному числу туристов и уменьшило бы нагрузку на автотранспорт, что к сожалению, в нынешних условиях никому кроме туристов не выгодно. Об этом чуть ниже.
В отличие от альпийских курортов, где по единому скипасу можно кататься на всех склонах целого региона и бесплатно перемещаться по нему, здесь все разделено.И на все это нужно отдельные билеты: то есть, если купил суточный абонемент на "француженку" - новую канатку, то тебя по нему не пустят в маятниковый вагончик, на бугель и на креселку. Естественно (точнее совсем не естественно), на склонах Чегета действуют отдельные скипасы, такие бумажные билетики. Также, следует отметить, что в отличие от Альп, особо большой выгоды в приобретении многодневного скипаса нет, поэтому там мало кто покупает многодневные скипасы, так как в деньгах очень незначительный выигрыш (на 1 день 1300 р, на 3 дня-3700) с одной стороны, с другой стороны бывает непогода, когда склон закрыт, или вообще какие-нибудь соревнования на единственной трассе. Ну и отсутствие единого скипаса с Чегетом. Многие покупают дневной скипас, катаются до обеда, а потом продают скипас. Эта торговля очень идет, так как нет гибкой системы: есть только дневной за 1300 и полудневной (с 12 часов) за 800. А если ты пришел к 14 часам и остается 2 часа?
Все это писал с точки зрения обыкновенного горнолыжника, не фрирайдера. Что касается последнего, то знаю, что на Эльбрусе и Чегете очень большие возможности, но здесь я ничего не буду писать, так как лично не в теме.
Общепит, туалеты, скибасы.
В нашем пансионате "Вольфрам" можно было дополнительно заказать питание в местной столовой, завтрак + ужин, чем мы и воспользовались. Стоило это 500 рублей в день. Кормили очень хорошо, очень приветливый персонал столовой, всегда подскажут что неясно, даже добавки дают:-) Но, на мой взгляд, было бы намного лучше, если бы даже при том же ассортименте был бы "шведский" стол, а не советское "первое-второе-третье", так как кто то не любит какие то блюда, а какие то наоборот попросил бы добавки. Как я уже сказал, добавки дают, но не всегда и не всем удобно просить, было бы лучше, если можно было бы просто брать с открытого стола.
На склонах гор и в долине расположено много кафешек и ресторанов, в основном кавказские блюда, цены умеренные. Нам очень понравилось кафе "Рахат" около "ближних" нарзанов. "Ближние" - это не та поляна нарзанов, про которую я писал выше, а непосредственно в Терсколе тоже есть нарзанные источники, и около них расположено кафе, которое нам понравилось. Вкусно готовят, приветливые красивые девушки-официантки, одетые в национальные костюмы,


короче, нам понравилось.
С туалетами в Приэльбрусье плохо. И хотя таких шедевров, как показанный выше около Тырнауза, больше не встречалось, но в отличие от заграничной горнолыжки, где все туалеты на горе бесплатны, здесь везде нужно платить 20 рублей, за исключением кафешек, и то не всех. А это не должно быть так! Ведь большинство посетителей этих самых туалетов - это горнолыжники и сноубордисты, которые и так платят вполне конкретные деньги за скипасы, за прокат, за инструкторв, да и вообще, выбрали для катания именно Приэльбрусье, а не другие места, коих теперь, в отличие от совка пока еще великое множество.
Конечно, никаких скибасов, не только бесплатных, здесь нет. Вместо них на полянах Азау и Чегет стоит огромная очередь извозчиков, которые на своих стареньких "Жигулях" и "Волгах" готовы отвезти Вас куда угодно. Тариф от поляны Чегет до Терскола - 200 р, то есть по 50 р с человека, если четверо. От нашего "Вольфрама" до Азау и до Чегета ходила своя бесплатная маршрутка утром и вечером (около 16 часов).
Пешие прогулки.
Приэльбрусье - это старый туристический район, куда еще задолго до появления первых канатных дорог всегда приезжало много туристов и альпинистов. В окрестностях Терскола есть много красивых мест, где можно совершить не сложные пешие прогулки в дни отдыха от катания, или просто после обеда.
В один день после катания, перед ужином, имея в запасе около полутора часов, мы с Сашей прогулялись в ущелье Терскол, дорога в которое начинается прямо от одноименного поселка, всего в 300 метров от нашего пансионата. Дорога сначала проходит мимо коровников и овчарен, поэтому... э-э, немного грязновата.


Дальше она поднимается выше в гору и ведет к обсерватории, но чтобы туда идти нужно точно иметь день в запасе. А мы свернули в сторону и немного прогулялись по укатанной фрирайдерами снежной дорожке вдоль ручья Терскол, который стекает со склонов Эльбруса.


Потом вернулись домой по тому же пути.
Гораздо более масштабные прогулки мы совершили в ущелья Адыр-су, и в другой день, Адыл-су. Оба эти ущелья ведут к перевалам Главного Кавказского хребта, за которым расположена Грузия, поэтому на въезде нужно "отметиться" на пограничном посту, а потом, когда назад возвращаться. Очень красиво, в этих местах расположены альплагеря Уллу-Тау, Джантуган и другие.

        

Чувствовалась весна и контраст между "зеленым" и цветущим уже низом и бело-ледяным верхом создавал особый колорит.




Мы хотели сходить к Шхельдинскому леднику, но, к сожалению, чтобы пройти туда необходим спецпропуск, поэтому не получилось. А жаль, говорят, красиво:-)
Выводы
Очень красивая природа, большие горы, но зона катания очень маленькая (для обычных катальщиков - не фрирайдеров). В отличие от альпийских курортов нет ощущения какого то единого механизма, когда горы, инфраструктура, жилье, общепит, транспорт, все логично связано между собой. Здесь все живет как бы само по себе: величественные снежные горы вверху, хаотически понастроенные гостиницы и непонятные здания внизу, какие то мужики на "жигулях", "волгах" и "газелях" вместо скибасов. Порядок только на территориях отдельных гостиниц и пансионатов, а шагнешь за территорию - и можно увидеть мусор и разруху. Вопреки предрассудкам тех людей, которые никогда не были на Кавказе, местные люди очень приветливые и гостеприимные. Также, очень хорошо, когда едешь в большой, дружной компании - это добавляет позитива. И вообще, что то есть здесь такое, знаете, цепляющее за душу что ли?

  

Наверное, несмотря на все "минусы" я приеду сюда еще как-нибудь.

Чегет, поездки, Эльбрус, лыжи

Previous post Next post
Up