Все должно было произойти так, как бывало уже много раз с тех пор, как водные походы стали одним из основных типов наших летних отпусков. Но получилось все немного по другому. Впрочем, по порядку.
Обычно, собираясь в поход, мы с друзьями подсчитывали день, когда начнут продавать железнодорожные билеты, всегда это были 45 суток, и в этот день, ровно в 8:00 совершали заветный ритуал покупки билетов. В этот раз мы собирались на хорошо знакомую туристам речку Писта, которая протекает в Северной Карелии. Чтобы туда добраться, нужно ехать на мурманском поезде до станции Лоухи, потом около 200 км на машине. Назад возвращаться от станции Кемь, до которой от речки тоже около 200 км. Процедура покупки билетов мне и моим спутникам очень хорошо знакома, и я даже особенно не беспокоился ни о чем. В точно подсчитанный день, в 8:00 я зашел на сайт РЖД и начал привычную процедуру покупки билетов, думая, какие места выбрать, но... с местами оказалось как-то неожиданно плохо. То есть, был всего один вагон, и в нем я не мог найти расположенные рядом 3 места. Забыл сказать, что в этот раз мы собирались втроем: я, моя жена Марина и сын Ваня. Дочка Саша готовилась к поступлению в ВУЗ, поэтому не принимала участие. Ну и, с нами собирались наши друзья Дима и Марина с детьми, Вадиком и Юлей и прекрасной таксой Изольдой, которая уже была очень опытной путешественницей. Нормальных билетов рядом не было в "не фирменный" поезд, а в фирменный они были, но по совершенно не адекватной цене. Мы уже готовы были покупать плацкартные билеты по 4300 руб, но оказалось еще препятсвие: в фирменных поездах нельзя провозить собак даже в купе. То есть, получалось, не очень то мы нужны РЖД, и мы решили вопреки всем предрассудкам старых советских туристов, поехать на машине. Сразу стало понятно, что Писта не очень удобна для этого, так как, если доехать на машине до речки, а потом ее отвезти в Лоухи на стоянку, то получается очень далеко за ней ехать после сплава, а если наоборот, оставить в Кеми, то далеко ехать до речки. В результате мы решили изменить наш маршрут на Вама-Водла, такую старую советскую классику водного туризма:-)
Это Юго-Восточная Карелия, Заонежье, куда не очень удобно добираться на поезде, так как ежедневные "Кометы" через Онежское озеро от Петрозаводска до Шалы сейчас не ходят, а автомобильная заброска от Медвежьегорска (ближайшая жд станция) очень длинная и дорогая. А на своем автомобиле все получалось очень даже удобно: едем от Москвы до Пудожа через Вологду, в Пудоже оставляем машины на платной стоянке, далее на наемном автотранспорте едем до Куганаволока (начало маршрута) около 80 км, после маршрута от поселка Водла также на наемном транспорте едем до своих машин в Пудоже. Поскольку маршрут Вама-Водла при желании, хорошо подготовленной группой можно пройти за 2 дня, а у нас на это было 2 недели, мы решили везде двигаться не спеша и растянуть маршрут вместе с подъездами-отъездами на неделю, а на вторую неделю поехать в Финляндию, в Лиексу, где потренироваться на пороге и просто отдохнуть. Буквально за несколько дней до отъезда к нам решили присоединиться еще наши знакомые Николай с Василисой. На маршрут мы выходили тремя судами: каяк (Я), катамаран-4 (Дима, Марина, Ваня, Вадик и Юля с Изольдой пассажирами), байдарка "Щука" (Николай и Василиса).
День 1. Дорога от Москвы до Вологды, Вологда.
Мы с Ваней выехали около 6 утра и около 7 утра встретились в районе метро Сокол с Колей и Василисой, после чего тронулись в путь. Из Москвы выехали относительно нормально, хотя первые километры по Ярославскому шоссе двигались очень медленно. Но постепенно поток машин рассосался и поехали с нормальной скоростью. Дорога М8 хотя и не быстрая, но вполне в нормальном состоянии, да и погода не огорчала. Поэтому около 15 часов мы уже въезжали в Вологду, дороги в которой, как и во многих российских городах, мягко говоря, не очень ровные:-) У нас заранее были забронированы номера в
отеле "Комфорт", куда мы сразу заселились и через некоторое время туда же подъехали наши друзья. Вечером отправились на прогулку в город, "...где резной палисад". Правда, резных палисадов я так и не увидел, но в целом, Вологда произвела неплохое впечатление. Прогулялись по набережной до кремля,
поднялись на колокольню, откуда открывался интересный вид на город с высоты, и поужинали в какой то столовке.
День 2. Дорога от Вологды до Пудожа, Пудож.
Утром, прекрасно позавтракав в нашем отеле (завтрак - "шведский стол" был включен в проживание), мы загрузились в машины и выехали. Когда мы предварительно собирали информацию о маршруте, то выяснили, что от Вологды дальше на север, не самым лучшим образом дело обстоит с заправками. То есть, они есть только в самой Вологде, на середине пути между Вологдой и Вытегрой, в Вытегре (немного в стороне) и в Пудоже. Поэтому несмотря на достаточное до Пудожа количество топлива, мы залили до полного бака для полного спокойствия. Погода была хорошая, и первые километры от Вологды проехали неплохо. Вскоре основная дорога ушла вправо к Архангельску, а мы поехали по А119, которая вела к Вытегре-Пудожу-Медвежьегорску. Начался долгий участок ремонтируемой дороги, который мы объехали, но потом выехали опять на основную дорогу и продвигались к Вытегре. Качество дороги вполне нормальное по российским меркам. В Вытегре еще раз заправились, причем заправка Лукойл находится не прямо по дороге, а в стороне. Нужно пару километров отъехать в сторону Санкт-Петербурга. Потом пообедали в местном ресторанчике. Показалось вполне нормально и относительно недорого. От Вытегры до Пудожа около 100 км, и на очень большом учаске проходил ремонт дороги, точнее даже ее модернизация: расширение, покрытие, так как местами это была раздолбанная грунтовка. По этим колдобинам двигались не очень быстро, но тем не менее к 19 часам мы уже въезжали в Пудож. Этот городок оказался больше, чем мы ожидали, много магазинов, пара-тройка гостиниц, но в целом у меня лично вызвал немного тоскливое чувство: разбитый асфальт, много обветшалых зданий, бараки советских времен, совершенно запущенный стадион. Впрочем, гостевой дом "Благодать", где мы поселились за 600 р с человека был вполне нормальным, очень приветливые хозяева, которые помогли нам решить транспортные вопросы и с которыми договорились сразу о ночлеге на обратную дорогу. После заселения мы посетили ближайший супермаркет, купили хлеба и продуктов на ужин и прогулялись по городу. Потом поужинали на кухне, обсудили план на предстоящую заброску и легли спать. Период белых ночей уже был закончен, но тем не менее темнело только ближе к полуночи, а рассветало уже в 3 часа, поэтому я с непривычки долго не мог уснуть - ворочался...
День 3. Кугановолок, Водлозерский заповедник, первая стоянка, стапель.
В этот день мы с Ваней были дежурными, поэтому мы встали пораньше и приготовили завтрак на всех. В 9 утра за нами приехал на Газели водитель Александр, и мы загрузили к нему в машину все вещи, которые могли понадобиться нам на сплаве. После этого он проводил нас с машинами до платной охраняемой автостоянки рядом с отелем "Карел-Онего", где мы оставили свои автомобили за 600 руб на 6 суток (за каждую машину). После этого, уже как настоящие туристы, на Газели поехали в Куганаволок. Сначала ехали около 15 км по А119, затем свернули направо на грунтовку, по которой ехали около 60 км. Эту дорогу периодически выравнивают грейдеры, но как нам рассказал Александр, на некоторых участках это не разрешается, и там дорога совершенно разбитая. Дело в том, что эта грунтовая дорога построена в далекие годы и основу ее составляют бревна, положенные сплошняком поперек, а поверх клался уже грунт. Так вот, во многих местах эти бревна уже почти оголились, и если разравнивать грейдером, то последний грунт будет просто сметен. Понятно, что нормальную дорогу там никто делать не собирается и в результате, когда то большой поселок Куганаволок постепенно стареет и вымирает. В годы советской власти в нем работал большой рыбоконсервный завод, который и обеспечивал население работой. В настоящее время в поселке работает только администрация Водлозерского заповедника, ну и в окрестностях лес рубят. Работы для всех нет, потому молодежь в большом количестве уезжает. Возвращаясь к дороге в Куганаволок, водитель нам рассказал еще, что весной здесь вообще непролазно, а зимой чистят 2 раза в неделю. То есть, в распутицу можно проехать только на вездеходе, а зимой не стоит ехать в снегопады, если только сразу за снегоочистительной машиной. Вот такая жизнь.
Но к 13:15 мы доехали до здания администрации заповедника в Куганаволоке, а с 13 до 14 у них обед, во время которого никого не принимают. Пришлось нам ждать больше часа, пока приедет женщина-сотрудница, прочитает нам инструкцию "что можно, а что нельзя" и выдаст разрешение на посещение. Стоит это 250 руб с человека, дети до 10 лет бесплатно. За эти деньги мы получаем возможность останавливаться на подготовленных стоянках на территории заповедника и пользоваться заготовленными дровами. На пристани мы договорились с водителем катера, который отвез нас (за отдельную плату) на стоянку на один из островов, предварительно проконсультировав, какие стоянки свободны сейчас. На катере мы плыли около 10 минут и высадились на красивом берегу с песчанным пляжем. Немного замусоренное консервными банками костровище и огромное количество напиленных дров - только расколоть. Хорошая погода добавляла позитива, и постепенно приходило такое знакомое, но немного позабытое ощущение, что ты в походе! Что впереди у тебя несколько дней настоящих приключений, где будет только вода, камни, ветер и мы, и не будет работы и городской суеты! Поставили палатки, приготовили обед, стали собирать суда (хорошо с пластиковым каяком:-)) и к вечеру почти закончили эту процедуру. А еще вечером был первый ужин, костер, разговоры обо всем и красивый закат.
День 4. Отплытие, через Водлозеро
Основываясь на прошлом опыте, мы знали, что в первые дни сборы-разборы на воду-с воды, всегда занимают больше времени, чем потом, так как через несколько дней уже автоматически знаешь, что где лежит, и что куда нужно положить. Поэтому на первый день мы запланировали скромный переход, чтобы немного втянуться в процесс. Также, в первый день нам предстояло пересечь большое Водлозеро, на котором дул небольшой боковой ветер и гнал волну, что являлось еще одним аргументом за то, чтобы не переусердствовать в первый день.
Немного о нашей команде:
Катамаран-4: Дима - капитан, Марина - его правая, точнее левая (так как слева гребет:-)) рука, Вадик и Ваня - матросы, которые уже много раз плавали пассажирами, а теперь уже шли полноценными гребцами, Бежит же время! Юля, которая пока пассажиром, а также отвечала за пакетики с рыбой, которую вылавливали Дима и Вадик. Ну и такса Изольда, для которой это уже N-путешествие, и она вполне привычно влезала на свое место на катамаране и не стремилась выпрыгнуть в воде.
Надувная байдарка "Щука", на которой шли Николай и Василиса. Ну и автор этих строк на оранжевом полиэтиленовом каяке, на котором до этого дня все никак не получалось сходить в поход. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что у меня вообще это был второй поход на каяке, несмотря на то, что в водные походы хожу уже больше 20 лет.
С утра позавтракали, накачали до рабочего давления катамаран
собрали вещи и отплыли. Ветерок не ослабевал, поэтому расслабиться не получалось, но все нормально сгреблись-сработались, и успешно продвигались вперед, изредка останавливаясь, чтобы передохнуть и просто пообщаться
Изначально планировалось проплыть до плотины и остановиться уже на реке, но в километре от плотины показался прекрасный пляжик, который тоже являлся разрешенной стоянкой и не был занят, и мы причалили туда, чтобы пообедать. Место было настолько позитивным, что было принято коллективное решение сделать полудневку и остаться здесь на ночевку.
Поставив палатку, мы с Ваней обнаружили, что сделали это прямо на муравейнике, поэтому как ни ломало, но пришлось переставлять. После обеда совершили прогулку к плотине. По пути встретили егеря, который увидел нас, еще когда мы плыли, и сейчас направлялся к нашему лагерю, чтобы проверить, есть ли у нас разрешение на пребывание на территории заповедника. Поговорили с ним, он предупредил, что около плотины, на расстоянии ближе 500 метров нельзя ловить рыбу, чем огорчил наших рыболовов: Вадика и Василису. Но мы прогулялись вниз по течению и там попробовали покидать спиннинг, в результате чего Василиса там оставила блесну, а я блесну... вместе с мотком лески:-) Блесен запасных у меня было много, а вот запасной лески нет (чайник, что сказать...) и Ваня больше не смог ловить спиннингом, а только на удочку. Обидно,но на будущее урок будет...
День 5. Вамская плотина, первые пороги.
Погода с утра прекрасная и достаточно быстро собрались и доплыли до плотины, зачалились на правом берегу. Хорошая и широкая тропа обноса около 100 м, поэтому катамаран обнесли не разгружая. В результате общее время на обнос заняло не более 30 минут. Вама с первых километров оказалась очень веселой речкой: шиверы и порожки разбавлялись не очень продолжительными участками спокойной воды. Но даже на этих "спокойных" участках речка не "стояла", как это часто бывает в Карелии, а немного текла. Со слов егеря, с которым мы вчера общались, в этом году была очень низкая вода, но учитывая то, что Вама вытекает из крупного озера, воды было вполне лостаточно для сплава. Вскоре мы подошли к порогу Островной, единственному, который мы решили осмотреть. Согласно лоции "Ориентир - остров, заросший лесом, падение, шум. Левая протока 3 кс. проходима только в высокую воду, падение ~1,5 м, плохо читается с воды прохождение вдоль ПБ. Правая протока - проходима по любой воде по струе"
Несмотря на низкую воду, левая протока нам показалась вполне проходима, поэтому все решили идти по ней. Первым пошел катамаран, я на каяке, отпустив его на сотню метров, пошел следом. Начало порога просто шел по струе, немного уходя от редких полузакрытых камней. В конце просмотренного нами ранее участка, поток поворачивает налево и раздваивается. Там на островке, на развоении я увидел наш катамаран, подумал: "Это они наверное остановились, чтобы подстраховать меня и "Щуку", Молодцы!" Следующей мыслью было, а в какую протоку лучше идти? Поскольку без очков я плохо вижу, то попробовал прищуриться и посмотреть подальше, но в этот момент слегка задел камень, на котором меня чуть подвернуло и бросило на другой полуобливной камень, на который уже приложило лагом и немного на него заехал. Сразу стало притапливать борт, я встал на опору веслом и понял, что перекрениться "на камень" чтобы не переворачивало, я уже не смогу. Стал пытаться слезть с камня, подгребая вперед опорным веслом - не очень получалось. Понимал, что через минуту-две силы закончатся, и меня положит, а встать я здесь не смогу, так как во-первых очень мало в этом году тренировал "эскимос", а во вторых, очень мелко было. Наблюдая краем глаза за катамараном, понял, что они остановились не для того, чтобы подстраховать нас, а также как и я сели на камень и безуспешно пытались с него слезть. А я тем временем все на параллельной опоре держусь, рванулся несколько раз посильнее и соскочил с камня, выровнялся и зачалился на островок, чтобы помочь катамаранщикам. "Щука" в это время все прошла чисто и остановилась на плесе ниже островка подождать нас. Не просто оказалось стащить груженый катамаран с камней, но мы справились:-) Метров через 500 после порога мы встали на левом берегу на красивой стоянке, хотя довольно комариной. В этот день у нас опять получилась полудневка: мы пообедали и остались на этом месте. После обеда народ разбрелся кто куда: кто на рыбалку, кто за ягодами, кто смотреть окрестности, ну а я лег поспать, что может быть приятнее после вкусного обеда:-) Потом пошел погулять. Ниже нашей стоянки находился большой разрушенный деревянный мост, к которому подходило что то, отдаленно напоминающее грунтовую дорогу. Попробовал пройти по ней, но дорога вскоре "исчезла", то есть вся заросла деревьями и кустарниками. Видимо когда то очень давно, возможно даже в страшные времена лагерей ББК, по ней возили лес, а теперь перестали, и дорога, вроде как и не нужна тут. Ведь никто не живет здесь, хотя лес и река очень богаты. К сожалению, таких дорог в Карелии великое множество.
День 6. Вама.
В этот день мы запланировать пройти всю Ваму до слияния с Сухой Водлой, или хотя бы максимально приблизиться к этому месту. Погода по прежнему продолжала нас радовать. Быстро собрались и отплыли. В этот день встречали много порожков и шиверок, но ничего особо запоминающегося не было. Впервые с начала маршрута нарушили почти традицию, и после обеда отплыли, не хотелось отставать от определенного графика движения. Впрочем, уже через час после послеобеденного отплытия мы остановились на красивой полянке на левом берегу в 1 км от устья. Прекрасно поужинали чем-то, что дежурные назвали пельменями:-)
Завтра у нас будет дневка.
День 7. Дневка.
Надо сказать, что полянка, показавшаяся нам сначала такой привлекательной, оказалась немного замусоренной и с неприятными сюрпризами в виде старого троса, видимо много лет назад брошенного на землю и частично засыпанного сверху и заросшего травой. Мы его сначала даже не увидели, поставили на это место палатку и только забравшись внутрь увидели, что из палатки снизу торчат какие то ржавые тонкие гвозди... Оказалось, что это нити тросового плетения, которые торчали, и которыми мы проткнули палатку. Эх россия-мать... Палатку подпортили, хорошо сами не проткнулись. Также рядом находилась яма, в которой было свалено огромное количество пустых бутылок и консервных банок, и неподалеку располагался металлический шкаф с замком и лежащие рядом с ним старые деревянные рыбацкие лодки. Похоже было, что рыбаки сюда изредка наведываются и оставляют мусор.
Но у нас сегодня дневка, то есть никуда не нужно плыть, а можно отдыхать весь день. Рыбаки ловили рыбу, грибники собирали белые грибы, коих оказалось очень много, ну и черника, как обычно. Желающие купались.
Завтра у нас по плану Водла и один из ключевых порогов маршрута
День 8. Водла, Падун, стоянка на пороге Осиновец.
Водла сразу показала себя тем, что шиверы стали намного мощнее. Это и понятно, так как расход в ней почти вдвое больше, чем в Ваме. Впрочем, я чувствовал себя достаточно уверенно, а катамаран вообще шел как танк. Прошел сильный, но кратковременный дождик, после которого опять хорошая погода. Нам определенно везло. Встали на обед на красивом каменистом берегу.
Перед Падуном река очень широкая, течение почти не чувствуется, ощущается подпор. Шум порога мы услышали издали, он отличался от всех тех, которые были до этого, таким более грозным и низким шумом. Сначала он показался очень страшным - сужение реки до 15-20 метров и мощный слив с бочкой. Впрочем, заход в порог элементарный, так как выше слива нет ничего, чтобы могло помешать зайти в ту точку, в которую хочешь. После слива плес, а сама бочка вполне проносная. Поэтому, не очень понятно, за что ему дали 4 категорию сложности. Если только за то, что для неопытного туриста он мог выглядеть страшнее, чем предыдущие пороги:-) Короче, прошли мы его без проблем и двинулись дальше. До конца маршрута оставалось уже совсем немного, и мы все думали, где лучше встать: перед порогом Осиновец, или после? Вопрос разрешился, когда мы подошли к этому самому порогу и увидели прекрасную стоянку на острове, прямо перед порогом. Остров имел около 500 м длиной и метров 200 шириной, весь в зарослях черники. Вечером был прекрасный ужин с жареной рыбой, которую я не ем, и поэтому мне было немного завидно смотреть, как товарищи радостно уплетают:-) Случилось небольшое ЧП, изменившее впоследствии расклад нашей поездки: Дима сломал зуб о сухарь. Точнее не зуб, а коронку, и что самое плохое, это стало болеть. Я вспомнил, что ровно 20 лет назад, также в походе, у меня случилось аналогичное происшествие. Посмеялись над таким совпадением, хотя было совсем не смешно. В последний вечер на реке был красивый закат, и промелькнула мысль, что правильно мы приехали на эту речку, и что я уже хочу опять в Карелию.
День 9. Порог Печки, завершение маршрута, возвращение в Пудож.
Порог Осиновец представляет из себя две протоки вокруг нашего острова, и мы просмотрели их еще вчера. Для прохождения была выбрана левая протока, так как линия движения в правой была осложнена упавшими деревьями. Прошли без проблем, метров через 600 после порога была еще шиверка Боровник. Потом около 6 километров широкого плеса, река стала совсем большая, и вот уже на левом берегу вдали замаячили домики и церковь. Это поселок Водла, в котором находился самый сложный порог нашего маршрута - Печки. Начитавшись в отчетах всяких страшилок типа того, что в пороге местные постоянно ставят сети и рыболовные заколы, смотрели внимательно на ориентиры, чтобы случайно не влететь. И вот слышен шум, виден большой остров с песчаным пляжем, на который мы и зачалились для просмотра. Про поселок Водла и про этот остров ходят дурные слухи, типа того, что местная шпана там промышляет тем, что ворует у туристов все, что плохо лежит. Поэтому около судов и вещей нужно обязательно оставлять дежурных. Левая протока представляет из себя струю в скальных берегах, сужение до 10м и мощный слив (помощнее, чем в Падуне) с косыми бочками и валами. Правая протока - поток послабее, но сплошной слалом среди комней, и также как в Осиновце, с упавшими деревьями по берегам, которые осложняли прохождение. После слияния потоков, уже за островом - шивера с хорошими проходами. Решили идти по левой протоке. На острове были заросли очень спелой и вкусной черники, поэтому некоторое время потребовалось, чтобы собрать детей. Отчалил, зашел в протоку, струя сразу подхватила, держался правого края струи, и только перед сливом взял немного левее, туда где казалось помягче.
Слив, накрыло почти с головой, первую косую бочку прошел прямо, но немного затормозился, поэтому во втором косом валу меня развернуло лагом, и пришлось держаться, чтобы не лечь. Но буквально в 10 метрах ниже слива, по правому берегу было хорошее улово, куда я и зашел. Первый момент был немного удивлен, что не кильнулся и испытывал дикий восторг. Но, в это время мне передали камеру, чтобы я снял прохождение катамарана и ребята пошли. Вот они появились, на лицах носовых Вани и Вадика видна предельная сосредоточенность. Но они уже неплохо сгреблись за поход и прекрасно прошли порог и зачалились рядом с моим каяком. "Щука" вообще говоря, не самое лучшее судно для прохождения мощных валов и бочек, так как не обладает достаточной жесткостью, поэтому наши байдарочники "легли", и у тех, кто был на берегу, появилась прекрасная возможность поупражняться в спасработах, чем мы и воспользовались:-) Василиса, выбравшись из воды была в восторге от такого купания и ей хотелось непременно повторить, но ... время немного торопило. После порога было еще две шиверки, и потом, метров через 300 за автомобильным мостом мы встали на левом берегу, где договаривались встретиться с нашим водителем Александром.
Погода была хорошая, что очень актуально для таких моментов, так как появляется возможность хотя бы немного подсушить снаряжение перед упаковкой. Антистапель - это всегда немного грустно, так как понимаешь, что этот поход завершается, а новые перспективы пока еще далеки. Поэтому я всегда люблю планировать путешествия сильно заранее, чтобы в такие моменты можно было помечтать о том, что будет... А сейчас нам светило продолжение нашего путешествия, так как завтра большая часть нашей группы должна была двинуться в Финляндию, в Лиексу. Последний обед на маршруте, как всегда вкусно, после него начали складывать немного подсохнувшие суда и укладывать все наши вещи в "Газель" подъехавшего Александра. Около 2 часов по разбитой грунтовой дороге, и вот мы вновь у ставшего почти родным гостевого дома "Благодать" в Пудоже. Николай с Василисой завтра должны уезжать, Дима их с раннего утра отвезет в Вытегру, откуда они должны уехать в Питер, а потом домой. Ну а остальные - к пограничному переезду Вяртсиля, и дальше в Лиексу.
День 10. Расставание, дорога к финской границе.
Сломанный зуб очень сильно беспокоил Диму, поэтому он посетил местного стоматолога, после того, как отвез наших друзей. Доктор удалил осколок и посоветовал не откладывая, срочно идти к протезисту и восстанавливать мост. Тяжелое было раздумье, так как с одной стороны не хотелось прерывать отпуск, а с другой...
Короче, с небольшой задержкой, около полудня, мы с Ваней выехали на А119 в сторону Медвежьегорска, оттуда к границе, а Дима с семьей поехали домой в Москву. Настроение было очень грустным, а тут еще и дождь зарядил - совсем тоскливо. После Медвежьегорска около 300 км ехали по различным грунтовкам с редкими выездами на асфальт.
По этой причине мы не доехали в этот день до цели, а поздно вечером остановились на ночевку в Суоярви в гостинице.
День 11. Финляндия, кемпинг
Ruunaa
Дни 12-13. Релаксация с активными элементами
День 14. Отъезд домой, граница, дорога до Пушкина.
День 15. Возвращение
Как всегда очень грустно. Но порадовала немного дорога М10: вокруг В. Волочка теперь объездная и ближе к Москве шикарная автомагистраль.