Специально для моих друзей, интересующихся Венгрией, небольшой рассказ про Св. Елизавету Венгерскую. Насколько я знаю, Рудольф и Стефания назвали свою дочь Елизаветой в честь нее (и еще в честь императрицы Элизабет, у которой с этой святой нет ничего общего, кроме имени).
Св. Елизавета Венгерская (Св. Елизавета Тюрингская) (1207-1231). Принцесса из венгерской династии Арпад. В Германии существует легенда о том, что известный немецкий поэт и мистик ХIII в. Клингер предсказал появление в замке Вартбург девушки, которая будет творить чудеса. Если верить легенде, предсказание прозвучало в год, когда королева Венгрии родила дочь Елизавету - будущую святую.В 1211 г., отец принцессы венгерский король Андрей II просватал ее за сына тюрингского ландграфа, одиннадцатилетнего Людвига IV из династии Людовингов. Подобные сватовства детей были характерны для средневековой знати. Малышку отвезли в Вартбург, где она и воспитывалась как невеста будущего правителя. Свадьба состоялась в 1221 г.
Немногочисленные достоверные факты о жизни тюрингской ландграфини тесно переплетены с вымыслом. Юная жена Людвига, робкая и набожная, стыдилась носить красивые платья и тратить время на увеселения. Все свободное время Елизавета отдавала служению обездоленным. Когда случился голод, она кормила до 900 человек в день. Муж, человек грубый, корил жену, говоря, что она зря расточает деньги и продукты, а когда разнесся слух, что ландграфиня хочет продать замок, чтобы помочь нуждающимся, запретил ей заниматься благотворительностью. Елизавета начала тайно от супруга носить еду голодным. По легенде, однажды Людвиг застал ее в момент, когда она несла хлеб в корзине, спрятанной под покрывалом. Едва Людвиг откинул покрывало, хлеб превратился в розы. В Вартбурге есть памятник, изображающий это чудо. Легенда о ее милосердии, иногда иллюстрируемая в немецком искусстве Ренессанса, рассказывает, что однажды она положила прокаженного младенца в свою постель. Ее муж, вернувшись домой, в гневе отбросил покрывало и обнаружил не больное дитя, а Младенца Христа, лежащего там.
Большое влияние на душу Елизаветы оказала деятельность только что образованного ордена св. Франциска Ассизского. В 1223 г. францисканцы обосновались в Айзенахе, и один из них, Редигер, стал духовником Елизаветы. В 1225 г. его сменил Конрад Марбургский, который проповедовал идеи крестового похода.
Крестовый поход принес несчастье в семью Елизаветы: Людвиг сопровождал императора Фридриха II и умер в Южной Италии в 1227 г., оставив вдову с четырьмя детьми. Деверь Елизаветы бессердечно выгнал ее из дома вместе с малышами. Терпя страшную нужду, Елизавета скиталась по миру, пока ее не приютил родственник - епископ бамбергский. Лишения усилили подвижническое рвение молодой женщины. В двадцать один год она приняла обет бедности и все свои средства использовала на деятельную помощь несчастным. Она основала монастырь с первой в немецких краях лечебницей для бедных, где вместе с насельницами выхаживала больных. Она не боялась лечить прокаженных. Себе же Елизавета добывала пропитание тем, что пряла и продавала ткань.
В 1229 г. деверь сменил гнев на милость и разрешил Елизавете вернуться в Вартбург. Оставшиеся три года жизни она провела в крошечной келье, жестоко истязая себя по наставлениям духовника.
Скончалась Елизавета Тюрингская в возрасте двадцати четырех лет 19 ноября 1231 г. В 1235 г. папа Григорий IX канонизировал ландграфиню, которая была объявлена покровительницей ордена св. Франциска Ассизского. Молва о щедрой благотворительнице давно разошлась по стране, и новая святая обрела огромную популярность в народе.
В честь новой святой в конце ХШ в. в Марбурге была построена церковь с гробницей, богато украшенная драгоценными камнями и барельефами, посвященными событиям из жизни ландграфини.
В 1539 г. ландграф Филипп Гессенский, провозгласивший св.Елизавету родоначальницей Гессенского Дома, перенес прах прабабки в место, неизвестное до сих пор.
Елизавета особенно чтима в Германии; ее образ широко распространен в искусстве Северной Европы. Для францисканцев она является символом женского милосердия и фигурирует в творениях итальянских живописцев этого ордена. Она одета как монахиня францисканского ордена, иногда на ней корона - аллюзия на ее королевское происхождение; корона может быть тройной - в таком случае она, возможно, символизирует три ее ипостаси: девственницы, жены и вдовы. Иначе она может изображаться в богатом облачении как принцесса - в мантии, отороченной мехом. Макет церкви, который она держит в руках, символизирует город Марбург. Традиционным ее атрибутом являются розы (обычно они лежат у нее на коленях). В молитвенных образах она изображается в окружении нищих и калек, ожидающих излечения.
Св. Елизавета Венгерская является покровительницей нищих, бродяг, благотворительных организаций, беженцев, домов престарелых, изготовителей кружев, а так же тех, кто терпит насмешки из-за своей набожности.
Ее праздник - 17 ноября
Источники информации
http://apress.ru/pages/greif/sim/e/elisaveta-veng.htmhttp://www.russia-hc.ru/rus/religion/legend/elisveng/elisveng.cfmhttp://www.catholic-forum.com/saintS/sainte01.htm
Св. Клара и Св. Елизавета
Чудо с розами
Bartholome Murillo, Elizabeth of Hungary tending to the sick
Sándor Liezen-Mayer, Saint Elisabeth of Hungary
Хозяин гостиницы впускает изгнанную Елизавету и ее детей
Marcos da Cruz, Saint Elizabeth of Hungary
Marianna Strokes, Saint Elizabeth spinning wool for the poor
Collinson, Renunciation of Saint Elizabeth
Sándor Liezen-Mayer, Canonization of St Elisabeth of Hungary in 1235
Gaspard de Crayer, Pieta with St. Francis and St. Elizabeth of Hungary