Амазонка

Apr 26, 2007 19:53


melbaa      дала мне и Аннушке Варвик задание - сделать подборки про женские костюмы для верховой езды, ну и вообще про прекрасных всадниц. Выполняем. Подборку про всадниц можно посмотреть здесь. Не забудьте так же заглянуть в комментарии, где
4e3pa      вывесила вот эту елизаветинскую красоту.

Я же постараюсь вкратце рассказать про амазонки. Вкратце - потмоу что совершенно не разбираюсь ни в верховой езде, ни в покроях одежды. So have patience with me. Зато под катом можно прочесть две очень интересные статьи на эту тему.



Нестеров, портрет Ольги Нестеровой

Амазонка -  женское платье особого покроя, предназначавшееся для верховой езды. Кроме того, амазонки надевали для пеших прогулок, путешествий и т.д  Шили эти наряды из разнообразнейших материалов - от легкого яркого шелка и шерсти до прочного твида, в котором можно скакать по лесу, не опасаясь шипов и колючих веток. Летом популярны были костюмы из хлопчатобумажных тканей. Амазонка обычно состояла из приталенного корсажа с длинной юбкой, приталенной блузки и мужской шляпы по моде того времени (например,  со времен королевы Виктории частью костюма стал цилиндр с вуалью). Тем не менее, многие наездницы предпочитали цилиндрам обычные женские шляпки. Помимо основных составляющих, костюм всадницы дополняли высокие сапоги, перчатки и в некоторых случая галстук или шейный платок.

Дамские костюмы для верховой езды появились во второй половине 16го века, а прежде женщины скакали в своих обычных платьях. Наряды для верховой езды включали в себя элементы мужского костюма (например, брюки или шляпы), но в не меньшей степени отражали и тенденции дамской моды. Первые амазонки частично напоминали военные униформы, но поскольку верховая езда считалась искусством и великосветской забавой, то костюмы отличались изысканностью и роскошью. Первоначально на их покрой влияла мода французского двора, но уже к концу 18го века костюм английского джентельмена был принят за эталон, так что амазонки стали проще и функциональней. В начале 19го века, следуя модным веяниям, талии на амазонках подтянулись вверх. В 1820х годах юбки вновь стали пышными, а корсажи - приталенными. Вплоть до 1870х, юбки становились все длиннее и шире. Поскольку скакать в кринолине было слишком неудобно, требуемая пышность юбки достигалась с помощью накрахмаленной нижней юбки. Так же под юбками наездницы часто носили мужские брюки.  Позже силуэт амазонки стал стройнее, в частности, из-за влияния австрийской императрицы Елизаветы, помешанной на элегантности. Каждое утро перед охотой на Елизавете зашивали амазонку, чтобы обтягивала лучше.

Источники:

Здесь можно посмотреть фотографии как дамских седел, так и амазонок разных эпох
http://users.tinyworld.co.uk/sidesaddlelady/Side%20Saddle%20Lady%20museum.html   
http://www.corsetsandcrinolines.com/tidbits.php?index=13
Wikipedia

Из статьи "Красавица на коне", автор В. Дягтерева, статья находится здесь.

(...)с течением веков слово «амазонка» стало использоваться для обозначения любительниц дамской верховой езды и дало имя специальному наряду для этого занятия. Исторически сначала и мужчины и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По одним сведениям, в IX, а по другим - в XII веке нашей эры женщины ездили боком на подушке, а ноги ставили на дощечку внизу. Как правило, кавалер либо вел лошадь с сидящей таким образом дамой в поводу, либо сажал свою даму боком в седло за собой. Такая посадка считалась более целомудренной и наиболее соответствующей женщине. На картинах нидерландского художника XVI века Брейгеля изображены крестьянки, сидящие боком на своих рабочих лошадках. На его же картине с библейским сюжетом «Бегство в Египет» Богоматерь таким же образом сидит на ослике.

Охота и турниры служили в то время теми видами спорта, в которых благородные мужчины доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо. Желание дам присутствовать на охоте привело к тому, что дамское седло совершенствовалось, а с ним совершенствовалась и манера в нем сидеть: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы сбоку. Анна Богемская, жена английского короля Ричарда II, привезла такую манеру езды в Англию из Франции в 1382 году.

Вообще же дамское седло по праву называется «седлом королев» - ведь коронованные особы принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Так, во времена Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды - во Франции около 1580 года была изобретена вторая верхняя лука. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, что сделало дамскую езду более безопасной. Но не только по причине безопасности изобрели вторую верхнюю луку: злые языки поговаривали, что таким образом Екатерина Медичи любила продемонстрировать красоту своих ног. Другая страстная охотница и великолепная всадница - австрийская императрица Елизавета - ввела моду следовать за собаками, и с тех пор женщины и мужчины уравнялись в своих правах на охоте. До нее, вплоть до 1870 года считалось неприличным, чтобы амазонки преследовали добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Все это не преминуло отразиться на усовершенствовании дамского седла, у которого появилась дополнительная подпруга для большей устойчивости и безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Любила конную охоту и русская императрица Екатерина II, предпочитавшая ездить по-мужски, или «по-татарски». Памятуя о пристрастиях императрицы, генерал-губернатор Новороссийской губернии Григорий Потемкин устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок - гречанок, одетых в зеленый бархат, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и пожаловала предводительнице амазонок перстень с бриллиантом, а умеющему угодить царице Потемкину - большее расположение. Среди других царственных амазонок встречаются имена Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины, английской королевы Виктории, русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. А английская королева Елизавета II все официальные конные парады принимет только в дамском седле.

Постепенно дамское седло приняло свой современный вид. Вместе с седлом совершенствовались и посадка всадницы, и сам костюм для верховой езды. До массового увлечения верховой ездой дамы, как правило, садились на лошадь в том же, в чем и ходили, - в обычной одежде, что было само по себе делом небезопасным. В настоящее время основными составляющими костюма «амазонка» являются пиджак с фалдами, ниспадающими до седла, и передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле. Современный костюм для дамской верховой езды шьется из легкой шерстяной ткани. По правилам Ассоциации дамской езды Великобритании - старейшей и наиболее многочисленной в своем роде, существуют амазонки для спортивных выступлений и для охоты: расцветки первых варьируют от темно-синего до черного, а вторых - от шотландской клетки до светло- и темно-зеленой. Под пиджак современная амазонка надевает рубашку, которая может быть белой, желтой, в полоску; галстук - темно-синий в горошек или любой другой скромной расцветки, и жилетку скромной расцветки. Бриджи предпочтительны темного цвета. На голове у всадницы головной убор: котелок, цилиндр или каска. При наличии котелка и цилиндра обязательна вуаль. На руках - замшевые, кожаные или нитяные перчатки, предпочтительно коричневых оттенков. На ногах - сапоги или ботинки, как правило, черного цвета. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина.

Описание дамской верховой езды из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона

О верховой Е. дам, прежде всего, необходимо заметить, что дамам нельзя начинать учиться ездить верхом ранее 16-17 лет, пока организм их не вполне окреп. Посадка дамы вследствие условий костюма совершенно отличается от таковой же мужчины. В культурных странах дамы ездят на особых седлах, позволяющих сидеть боком. Значение седла для дамской Е. особенно велико, ибо крепость посадки обусловливается удобством и прочностью седла. Красивая и прочная посадка получается только в том случае, если дама сидит на середине седла, держа корпус совершенно отвесно, не перегибая его ни вправо, ни влево. Голова повернута в сторону движения. Правая нога перекидывается через верхнюю луку, бедро левой располагается под нижней лукой, а голень этой ноги свободно свешивается вниз; стремя надевается на носок, но упора на него быть не должно. Голень правой ноги отводится назад, каблук оттягивается несколько вниз и плотно прижимается к лошади так, чтобы не было раскачивания и носок не был виден из-под амазонки. Прочность посадки вполне гарантируется исполнением этих правил, ибо луки седла весьма крепко держат наездницу. Не следует только подавать правого плеча вперед, ибо при этом возможно падение направо. Управление основано на тех же правилах, что и управление мужчины, но отсутствующий правый шенкель заменяется твердым хлыстом, или стыгом. Корпус, т. е. его уклоны, также принимает участие в управлении. Поводья можно держать в одной или обеих руках; в первом случае над правым коленом, во втором - раздвинутые на 15 см руки держатся над правым бедром.

При Е. рысью дамам также следует ездить облегченной, но при этом сначала следует опираться на стремя, повернув пятку левой ноги кнаружи, но отнюдь не раскачивая этой ногой. Опираться на стремя надо в тот момент, когда лошадь становится на землю левой передней ногой, в тот же момент, когда выдвигается правая передняя нога, надо слегка приподыматься. Для наездника труднее всего именно подметить, когда надо начать приподыматься; но при небольшом навыке это очень легко приобретается. Ездить же облегченной рысью гораздо здоровее, менее утомительно и для наездницы, и для лошади и несравненно элегантнее. При навыке можно ездить и не опираясь на стремя, что гораздо приятнее и даже безопаснее. Описанную посадку следует сохранять и на галопе, и на полевом галопе. Поднимание же лошади в галоп производится совместными действиями повода и шенкеля или хлыста. Дамы предпочитают галоп с правой ноги, как более спокойный. Для поднятия лошади в галоп с правой ноги несколько укорачиваются поводья, затем сокращается правый повод поворотом левой кисти вверх мизинцем, одновременно дается сильный удар левым шенкелем, а если этого мало, то и хлыстом по правому плечу. Затем повод отпускается. Ширина галопа регулируется ослаблением или натяжением поводьев и побуждающими действиями шенкеля и хлыста.

На прыжках дама должна сидеть спокойно и крепко, несколько откинув корпус назад, ни помогать, ни побуждать лошадь ей не следует. Прыгать наездницам рекомендуется только на вполне верных лошадях. На полевом галопе, карьере и прыжках поводья следует держать в обеих руках. В заключение надо заметить, что положение наездницы в седле, пока она не выбилась из сил, весьма прочно, но если лошадь понесла и впереди видно неодолимое препятствие или опушка леса, то следует рискнуть спрыгнуть. Для этого надо быстро, но не торопливо освободить правую ногу из луки, сбросить стремя, оставить поводья, левой рукой подобрать амазонку и, оперевшись правой о верхнюю луку, прыгнуть вперед, как можно дальше.



Стремена в виде туфелек, были популярны в Европе вплоть до 1850 года.




Дамское седло. Сбоку можно увидеть карман для носового платка.

Эволюция амазонок



ок. 1700



1776



1807



\


Амазонка эпохи Регенства.



1830



1847



1850



1857



Императрица Елизавета Австрийская в амазонке



Императрица Елизавета Австрийская



1890

victorian, riding habit

Previous post Next post
Up