(Пост, наполненный восторгами и неприкрытой рекламой).
В своем интереснейшем исследовании викторианской эпохи "Between Women", Шэрон Маркус, помимо всего прочего, анализирует взаимоотношение между модными гравюрами, садомазохистской перепиской в журналах для домохозяек и книгами о куклах. Что касается кукол, по ее мнению, викторианцы положительно относились к их роли в воспитании девочек. Заботясь о кукле, девочки примеряли на себя роль будущей матери, учились трудолюбию и терпению. Кроме того, в книгах нередко встречается мотив, когда богатая девочка отдает свою куклу бедной - самопожертвование тоже хорошая женская черта. Вместе с тем, книги, написанные о куклах или даже от лица куклы, пестрят упоминаниями о жестокости маленьких хозяек. Девочки избивают своих кукол и ставят их в угол, воспроизводя воспитательные методы своих матерей. А выбор куклы в магазине отчасти напоминает покупку рабыни. При этом Маркус не проводит популярную параллель между куклами и бесправными викторианками - игрушками мужчин. Ее анализ рассматривает женщин как объекты фантазий других женщин, причем женщин гетеросексуальных. В общем, очень рекомендую эту книгу тем, кто интересуется положением женщин в викторианскую эпоху (а если кому-то неймется ознакомиться сглавой про моду и кукол, можно подмигнуть мне по личке и я подумаю, как вам помочь).
Среди книг о куклах, очень часто издававшихся в 19м веке, Маркус упоминает повесть Клары Брэдфорд "Приключения Этель в Стране Кукол" (Ethel's Adventures in the Doll Country, 1880). Меня эта книга заинтересовала тем, что она отчасти напоминает "Приключения Алисы в Стране Чудес" .Обе девочки во сне попадают в волшебную страну, населенную причудливыми существами. Впрочем, книга Брэдфорд начинается иначе. У маленькой проказницы Этель исчезает любимая кукла. Мама и няня шутливо намекают, что кукла сбежала в волшебную страну. Перед сном девочка мечтает там оказаться. Разумеется, ее желание сбывается. Только существа в волшебной стране обитают весьма специфические. В частности, Этель встречают... ожившие розги.
Причем они потирают руки (или что у них там) и предвкушают, как высекут ее - ведь со своей куклой Этель тоже не церемонилась. Собственно, поэтому кукла от нее и сбежала. Когда Этель все же находит свою куклу, та начинает жаловаться на жестокое обращение. Девочка не только колотила ее, но и променяла на другую, более роскошную красавицу. "Моя кукла, что хочу с ней, то и делаю . Кроме того, она это заслужила" комментирует ее слова непрошибаемая Этель. Не знаю, чем закончилась вся эта катавасия, ибо книжку нигде не могу отыскать. Сомневаюсь, правда, что до Этель добрался пучок розог, который всю дорогу крутился неподалеку и отпускал садисткие шуточки. Если бы добрался, эта история была бы рассчитана на людей постарше и проиллюстрирована несколько иначе. А так, думаю, все помирились.
Заодно порекомендую несколько иллюстрированных книг о куклах с archive.org .
The adventures of a doll : compiled with the hope of affording amusement and instruction (1816)Miss & her doll, or, The New Years gift (1821)На мой взгляд, книга про леди Серафину особенно интересна для гендреного анализа. Начинается она вот с такого пассажа:
I BELONG to a race, the sole end of whose existence is to give pleasure to others... We are a race of mere dependents ; some might even call us slaves. Unable to change our place, or move hand or foot at our own pleasure, and forced to submit to every caprice of our possessors, we cannot be said to have even a will of our own.
The doll and her friends; or, memoirs of the lady Seraphina (1893)The Mary Frances housekeeper; or, Adventures among the doll people (1916)Memoirs of a London doll (1922)