Все мы, наверное, слышали истории о верных псах, которые ходят на могилу к усопшим хозяевам и проливают над ними слезу. Вот вам две такие байки - одна сентиментальная, а вторая а-ля "Перевал Дятлова".
В Великобритании XIX века наиболее известен был скай-терьер Грейфрайэрс Бобби, принадлежавший Джону Грею, ночному обходчику в Эдинбургской городской полиции. В 1858 году Грей скончался от туберкулеза и был похоронен на кладбище Грейфрайерс. Безутешный Бобби продолжал приходить к хозяину на могилу и подолгу сидел там, глядя на могильную плиту печальными глазами-бусинками. И так 14 лет подряд! В 1867 году над песиком нависла угроза смерти - его могли истребить как бесхозную бродячую собаку. Но лорд-провост Эдинбурга, по совместительству директор Шотландского Общества против Жестокого Обращения с Животными, купил Бобби лицензию и ошейник. На латунном ошейнике было выгравировано «Грейфрайерс Бобби от Лорд-провоста, 1867, разрешено». Этот ошейник демонстрируется в музее Huntly House на Королевской миле.
Предполагаемое фото Бобби
Скончался песик в 1872 году и был похоронен у ворот кладбища, недалеко от хозяйской могилы. Годом позже человеко- и собаколюбивая баронесса Бердет-Коуттс установила Бобби памятник, совмещенный с фонтанчиком для собак. Памятник работы Уильяма Броуди стал одной из самых известных достопримечательностей Эдинбурга.
Впрочем, скептики поговаривали, что кладбищенские сторожа нарочно прикармливали Бобби, чтобы он своим жалостливым видом приманивал туристов - а те всегда рады послушать душещипательную историю в обмен на несколько пенни. А когда Бобби скончался, его якобы заменили на похожего пса, что объясняет его продолжительность жизни. Но скептикам лишь бы все опошлить.
Интересно, что деды викторианцев, умилявшихся на преданного Бобби, нашли себе другой предмет восхищения. И тоже скай-терьера. Но с ним связана куда более мрачная история.
Жил да был художник романтического толка Чарльз Гог, которого мало кто знал до 1805 года, когда ему стукнуло в голову прогуляться по Озерному краю. Полазать по горам, вкусить того, что Эдмунд Берк называл возвышенным. Вместо проводника мистер Гог захватил своего терьера (по другим версиям, спаниеля) Фокси. 17 апреля художник начал свое путешествие с горы Хеллвелин, рассчитывая спуститься по склону и пешком дойти до Грасмера. Но в дороге его подстерег Перевал Дятлова. Но в Грасмере мистер Гог так и не объявился. В то время местным было сильно не до праздношатающихся туристов, шла подготовка к наполеоновским войнам, мужчины записывались в народное ополчение. Так что хватились Гога только через три месяца.
27 июля пастух услышал настойчивый лай своей овчарки и кинулся посмотреть, на что же она так разоряется. Зрелище было неприглядным - на склоне лежали человеческие останки, а над ними подвывала собака. Пастух тут же побежал за подмогой. На место происшествия пришла целая толпа, чтобы собрать то, что осталось от мистера Гога - обрывки одежды, сквозь которые белели кости, а также же предметы личного пользования - рыболовная леска, золотые часы, серебряный карандаш и шляпа, разорванная надвое. Выходило, что на туриста напали инопланетяне что турист подскользнулся на склоне, по которому и местные-то спускались с опаской, упал вниз и раскроил череп о камни. Смерть, конечно, выглядела подозрительно. Но что взять с них, с городских?
Впрочем, еще подозрительнее выглядела здоровая собака подле костей хозяина. За три месяца Фокси успела ощениться, но ее щенок, как это ни печально, не выжил. Зато сама Фокси чувствовала себя превосходно. В газете Карлайла тут же появилась заметка о собаке, которая «отрывала куски от тела хозяина и обглодала его до костей».
Но это как-то чересчур, не правда ли? Обглодала, до костей... На дворе стоял романтизм, и публика жаждала иных сенсаций, более, прямо скажем, романтических. Поэтому отсутствие плоти вскоре списали на воронов, а легенда о неразлучной Фокси пошла в народ.
Легенда благополучно дожила до 1829 года, когда Эдвин Ландсир написал полотно «Привязанность» - скорбный терьер трогательно скребет лапкой плащ мертвого хозяина чтобы поскорее добраться до вкусного.
Эдвин Ландсир, Привязанность
Вдохновлялся Ландсир стихотворением Вальтера Скотта «
Хеллвелин» и Уильяма Вордсворта «
Верность». Оба поэта воспели смерть героя и скорбный подвиг его лохматого друга. Вордстворт даже выдвинул объяснение тому, как песик протянул три месяца без еды. «Что питало его [пса] столько времени,/ Знает лишь Тот, кто даровал столь возвышенную любовь/ И силу чувств, превосходящую/ Разумение людей!» Фокси слушала и загадочно облизывалась.
Источники
http://www.theguardian.com/artanddesign/2003/mar/15/art.artsfeaturesWikipedia