РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

Feb 02, 2022 00:00





Русские люди всегда селились большими деревнями. Само слово «деревня» произошло от слова «драть», т.е. расчищать место от леса для жительства и пашни. Хуторской (фермерский) метод ведения хозяйства на Руси в основном не применялся, за исключением западных районов, которые долгое время находились под Речью Посполитой. В центре (не обязательно географическом) группы деревень, как положено в дохристианскую пору, находилось святилище, где стояли языческие идолы. Сама эта группа (или, как принято её называть «кустом») деревень в старину называлась околком, или, иначе, околом, т.е. деревни стояли около (в окружении) капища. С принятием христианства, идолов сменили православные храмы. Жители окола образовывали приход храму погоста. Поэтому слово «околок» стало постепенно уходить из языка и заменяться церковным словом приход.

В престольные и в двунадесятые праздники у стен храмов проходили ярмарки, а по выходным дням - базары, куда съезжались купцы. Здесь, близ храмов, строились для них постоялые дворы, склады и торговые лавки. Поэтому храмовые места постепенно стали называть погостами, от слова «гость», как тогда называли купцов.

Постепенно погостские церкви, имея большее пространство, чем зажатые в населённый пункт сельские храмы, стали обрастать кладбищами, но при этом базарно-ярмарочную функцию эта местность не теряла, как правило, вплоть до 1917 года.



Начиная с примерно с XVII века, первоначально на южных землях России, постепенно погосты административно объединялись с ближайшими деревнями. Так возникали первые сёла. В больших деревнях, отдалённых от погоста, строились свои храмы. Эти деревни после освящения в них церкви также становились сёлами. Процесс по преобразованию погостов в сёла шёл крайне медленно и к 1917 году в северных и центральных районах России был не завершён.

В советский период погосты, как административные единицы, были упразднены. Их земли вошли в состав ближайших деревень. В некоторых местностях ближайшая к погосту деревня по традиции сохранила название «погост». Только, если раньше это слово было не названием, а типом населённой местности, то теперь Погост становится названием деревни и стал писаться с заглавной буквы. Его бывшее название, обычно данное в глубокой древности по названию храма, реки, холма или других достопамятностей местности, уже как топоним не употреблялась.  Оно обычно переходило в название сельского совета, позже - округа. Так, в одном только Холмогорском районе Архангельской области в настоящее время имеются 9 деревень с названием Погост. Это бывшие Селецкий, Ратонаволокский, Ракульский и др. погосты. При упразднении церковного прихода, а под час и самой церкви, в сознании людей погосты стали ассоциироваться с кладбищами, а сёла и деревни приобрели одинаковый статус.

Если местность была подвержена нападению врагов (татар, черемисов и пр.), то на погосте или рядом, в зависимости от рельефа местности, строилось укрепление. Такой тип населённой местности стали называть городом от слова «ограждение», т.е. крепость, где во время нападения и осады спасались и молились Господу жители всего околка (прихода). Нередко на территории города строились хоромы крупных князей. За пределами крепости первоначально города не было. Здесь селились ремесленники, образовывая различные по роду занятий слободы. Постепенно территория города стала выходить за крепостную стену. Так из ближайших к городу слобод стали возникать городские посады. Города в Центральной части России постепенно стали занимать всё бóльшую по площади территорию, где строились не только жилые дома, но и промышленные предприятия, торговые лавки и другая городская инфраструктура.  С расширением границ государства города и вовсе постепенно потеряли свою оборонную функцию. Территория каменных крепостей стала использоваться под городские  учреждения, , в которых сосредотачивалась вся местная городская власть. Многие крепости в крупных городах получали название «кремль». Деревянные крепости, постепенно разрушаясь, приходили в негодность и их разбирали. Так от многих крепостей остались только земляные валы.

На новых рубежах нашего Отечества возводились  укрепления, которые стали называть острогами. Здесь кроется большое отличие: если крепости возводили для защиты оседлого русского населения от нападения кочевников и прочих врагов, то остроги, напротив, строили на только что присоединённых землях и они служили оборонительными сооружениями от нападения местных племён. Поэтому если крепость, в большинстве случаях, не могла огородить все постройки населённого пункта, а служила лишь временным укрытием на время боевых действий противника, то острог брал под свою защиту всю территорию населённого пункта с русским населением.

С ростом численности населения в деревнях и сёлах, часть людей уходило на новые пашни, образовывая новые поселения - выселки с дальнейшим преобразованием их в деревни или сёла. В отдельных местностях такие новые поселения называли починками.

С начала XI века на Руси появляются первые монастыри. Начало русского монашества летопись связывает с деятельностью преподобного Антония Печерского. Одни монахи свой иноческий подвиг совершали вблизи населённых мест, где возникали монашеские общины - монастыри, но многие иноки уходили от людей в пустынные места, жили в молитве и безмолвии. Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Такие монастыри именовали пустынями. Кроме этого многие монастыри для уединения монахов имели свои скиты.

Некоторые городские монастыри в сельской местности имели так называемые монастырские хутора, монахи и послушники в которых на послушании занимались исключительно сельским хозяйством для нужд монастыря (конечно, не забывая молиться). Многие отдалённые сельские монастыри, в свою очередь, имели городские подворья, которые занимались правовыми и хозяйственными делами монастыря, а также паломниками, консультируя и при возможности отправляя их в монастырь.

Помещичьи усадьбы с небольшим дворовым населением образовывали сельца, от слова «село», т.к. на момент их создания в усадьбе находилась малая домовая церковь. Хотя позже храмы во многих сельцах были упразднены, но тип населённой местности закрепился не только в народе, но и в документах. И даже при образовании новых барских поселений вдали от крестьянских деревень, не имеющих в своём составе храма, их так же стали называть сельцами. С разорением в начале ХХ века помещичьих усадеб, ушло из нашего языка даже само слово «сельцо».

щВ северо-западных областях России вместо слова «сельцо» чаще использовали однозначное по значению слово эстонского происхождения «мыза», а в крайних западных русских землях такие типы населённых мест чаще называли польским словом «фольварк».

С XIV века на степных незаселённых просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами начало зарождаться казачество. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. Впервые в русских летописях слово «казак» упомянуто в 1444 году и первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступивших на службу с выполнением военных обязательств. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали русские. Обязательным условием вступления воина в казачество - его православная вера и верность отечеству. Казаки использовались для защиты засечных черт (системы оборонительных сооружений для защиты от нашествия монголо-татарских, крымских войск и прочих кочевников) и русских городов. Вся казачья земля считалась войсковой (общественной), частной собственности у казаков на землю не существовало. Жилище казаков называлось курень. Многие исследователи считают, что название казачьему дому дали курные избы, в которых первоначально жили казаки.

Первоначально поселения казаков делились на два вида. Один из них, так называемые «городки» служил постоянным местом жительства, другие - «зимовица» были только зимними приютами, покидаемые ранней весной для исполнения воинской службы. Все городки тяготели к одному главному городу. Станицами тогда назывались казачьи отряды. Постепенно, к XVIII веку станица у казаков приобретает новое значение - крупный населённый пункт, составленный из несколько хуторов и посёлков, который создавался вокруг православного храма и являлся административной единицей. Близ станицы располагались казачьи хутора, образовывая с ней станичный юрт. В отличии от казачьей станицы, хутор не имел на своей территории храма и по русским меркам - эта была небольшая казачья деревня. Объединение трёх и более станичных юртов для ведения совместной хозяйственной и культурной деятельности образовывало казачий округ, а объединение казачьих округов - Войско.

С продвижением Русского государства на Восток, на Урале и в Сибири в XVI-XVII веках возводимые для обороны от местных племён и кочевников укрепления, как уже было сказано выше, стали называться острогами. В сельской местности на Севере и в Сибири для сбора с местного населения ясака - натурального налога, главным образом, пушнины, возводились небольшие укрепления, называемые ясачными зимовьями.

С развитием промышленности при фабриках и заводах образовывались фабричные (рабочие) посёлки. В них фабрикантом строились казармы для рабочих, дома служащих и другие постройки бытового и социального назначения. При больших фабриках строились храмы и народные дома. Часть этих фабричных посёлков впоследствии становились городами.

Рядом с железнодорожными станциями возводились пристанционные посёлки, где строились линейные казармы для рабочих, обслуживающих железную дорогу.

В местах зимнего отстоя речных судов, обычно устраиваемых в заливах нижней части перекатов, называемые затонами, образовывались ремонтно-эксплуатационные базы, при которых создавались посёлки речников, именуемые затонами. Часто таких заливов на реке было недостаточно, чтобы поставить весь флот на зимовку, тогда в пойменной части реки прокапывали искусственные заливы, именуемые ковшами, но посёлок при этом всё равно получал по традиции название затон.

Со вт. пол. XIX века вокруг крупных городов возникают дачные посёлки, первоначально именуемые дачными местностями. Здесь состоятельные горожане проводили свой досуг, главным образом, в летние месяцы. Слово «дача» имеет древнее происхождение и связано с глаголами «дать», «давать». Первоначально это слово означало земельный участок, пожалованный Царём. В конце XVIII - начале XIX веков под дачей уже подразумевалась небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха состоятельных граждан. С постройкой железных дорог и развитием их сети вокруг больших городов со второй половины XIX века в стране начался бум дачного строительства, в особенности вокруг Санкт-Петербурга и Москвы.

После 1917 года в стране возникают совхозы, а при них - совхозные посёлки. Первоначально совхозы создавались на базе хозяйственных дворов помещичьих усадеб и монастырей, позже строились на новых местах.

В результате эпидемий, воин, или ошибочных, губительных для страны реформ, численность населения в сельской местности резко снижалось. Некоторые деревни и сёла прекращали своё существование. Такие места в старину называли пустошами. Теперь они называются урочищами, хотя под этим словом обычно подразумевают природный объект или местность, находящаяся за пределами населённого пункта. На мой взгляд, необходимо восстановить старинное название «пустошь» - оно правильнее отражает тип местности, чем безликое многозначное определение «урочище».

За многовековую историю нашего отечества исчезали с лика Земли даже наши города-крепости. Только заросший травой и кустами оборонительный вал вдали от населённых мест сейчас может напомнить о былом городе, его славной победоносной истории, трагедии его гибели и последующего забвения. Такие места называются городищами. Здесь непочатый край работы археологам и краеведам.

Так устроена наша родная Русская Земля. Всем нам, живущим в России, нужно знать основные отличия села от деревни, сельца от села и т.п. Нельзя нам путать монастырский хутор с монастырским подворьем, кладбище с погостом... Необходимо знать и любить свою Родину, быть на своей земле полноценным хозяином, а не чужаком, пришельцем.

Фото из интернета.

история России

Previous post
Up