ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ
Дерево в жизни русского человека
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Скажем, привычная нам берёза, негласно считающаяся символом России, когда-то была священным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам непонятная любовь к ней?
Считалось, что дерево сохраняет свои магические силы при любой обработке и может передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома или храма.
Быт людей на Руси во все времена был неотъемлемо связан с деревом. Из дерева изготовляли люльки и игрушки для детей, столовые предметы (посуда, ложки), инструменты для других видов ремёсел (веретено для пряжи, пряничные и набойные доски), украшения, средства передвижения (сани, телеги, лодки). Широкому применению древесины способствовали хорошая обрабатываемость инструментом, достаточно высокая прочность, а также натуральные приятные оттенки и цвет, своеобразная текстура и аромат, успокаивающие нервную систему, выравнивание микроклимата в доме за счёт баланса влаги и тепла, насыщение воздуха помещения смолами и эфирными маслами.
Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы леса, наиболее пригодные к строительству.
Русское деревянное зодчество - это сложившееся в России направление традиционной архитектуры, имеющее устойчивые и ярко выраженные конструктивно-технические и архитектурно-художественные особенности, которые определяются деревом как основным материалом. Иногда в это понятие включают деревянные постройки профессиональной стилевой архитектуры, эклектичные постройки, сочетающие элементы народного зодчества и профессиональной архитектуры, а также современные (с 1990 года) попытки возродить древнерусские плотницкие традиции.
Во второй половине I тысячелетия н. э. славянские племена постепенно продвигались к северо-востоку и заселили псковско-новгородские земли. При раскопках археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок найдены фрагменты наземных однокамерных домов, площадью от 12 до 20 м². Они имели глиняные и дощатые полы, печи в углах, срубные стены, а некоторые имели каркасные конструкции в сочетании со срубными. Такие жилища большинство археологов определило как типично славянские. Археолог Валентин Васильевич Седов усматривал в каркасной конструкции признак влияния западных славян. Исходя из этого, основным типом жилища формирующейся древнерусской народности в лесной зоне являлся наземный срубный дом с печью в углу.
До XVIII века наши сёла, деревни и города, храмы, крестьянские и помещичьи усадьбы - практически всё строилось из дерева, а постройки в сельской местности массово возводились из этого материала вплоть до начала XХ века. Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала - его недолговечность и горючесть - не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Редкие жилые дома имеют возраст свыше 150 лет, а храмы - более 350 лет. Облик древних деревянных построек - крепостей, жилых, хозяйственных и культовых зданий - мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описанием и зарисовкам иноземных путешественников. Большую подмогу в этом нам могут оказать старинные планы различных городов и посадов. Кроме того, представить характерные черты ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приёмов. Наибольшая устойчивость народных традиций присуща районам Русского Севера, прежде всего благодаря способствовавшим этому историческим условиям: нетронутости в ХIII - XV вв. монголо-татарским нашествием, отсутствию крепостничества в XVII - XIX вв., удалённости от промышленно развитых районов. Всё это благоприятствовало сохранению народного творчества. Поэтому на Севере уцелели целые селения в хорошо сохранившейся природной среде. По этим причинам здесь можно полнее проследить становление и развитие основных типов жилых, хозяйственных и культовых построек деревянного зодчества, а также композиционных и планировочных приёмов, которые совершенствовались в ходе естественного отбора самим народом. И, наконец, здесь хорошо прослеживаются народные принципы взаимосвязи природы и архитектуры.
Погост (Ошевенск), р. Чурьега, Каргопольский район, Архангельская область
Художественная ценность постройки определяется не только мастерством народных строителей-плотников, но и умелостью встраивания её в окружающую местность. Леса покрывали бóльшую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения. Точно не известно, когда возникла срубная технология, но она, как было отмечено выше, была знакома народам Северной и Восточной Европы ещё в бронзовом веке (возможно, в неолите). Во все века русской истории дерево оставалось основным строительным материалом и даже тогда, когда в сельскую архитектуру стали внедряться постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приёмы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам русского народа. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве.
Наивысшего своего развития русское деревянное зодчество достигло во вт. пол. XVI - кон. XVIII веках на Русском Севере: современные Архангельская, Вологодская, Мурманская, северо-восточные районы Ленинградской области, северные районы Кировской областей и Пермского края, республик Карелия и Коми. До сих пор наибольшее число памятников деревянного зодчества находятся в этом районе.
Кимжа, р. Кимжа, Мезенский район, Архангельская область
Здесь дольше всего сохранялись традиции, но даже на Русском Севере с начала XIX века деревянное зодчество не смогло полностью избежать значительного влияния господствующей стилевой архитектуры: барокко, классицизма, эклектики.
В данной работе мы постараемся рассмотреть все типы деревянных построек как по конструктивному исполнению, так и по их назначению, а также основные предметы быта, изготавливаемые из дерева.
А начнём мы свой рассказ из глубины веков древних славян ...
Ведические храмы древних славян
Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён. Однако, как было отмечено выше, два качества дерева как строительного материала - его горючесть и недолговечность - не позволили сохранить практически ни одной постройки, возведённой ранее XIV века. Мы попытаемся на основе археологических и этнографических исследований, а также древних литературных источников, заглянуть в глубину веков.
Существование у древних славян деревянных ведических (языческих) храмов отрицается отдельными учёными только на том основании, что капищами у нас называют окружённые тыном (ограждением), или обычным рвом, поляны, где стояли изваяния богов под открытым небом. Так выглядело, к примеру, согласно реконструкции выдающегося русского археолога и историка Валентина Васильевича Седова, Перынское святилище IX-X веков, которое было раскопано на левом берегу реки Волхов, при её истоке из Ильмень-озера, находящиеся южнее Новгорода. С начала XIII века, если не ранее, на этом месте располагался Перынский Рождество Богородицкий мужской монастырь, а с 1827 года - Рождество Богородицкий скит Юрьева монастыря.
Первые летописцы на Руси были в основном монахами, то есть носителями и учителями христианской православной веры. Они, естественно, не могли описывать, а тем более восхвалять красоту дохристианских культовых строений, но иногда косвенно упоминали о них, противопоставляя им храмы христианские.
В начале XX века занялся этим вопросом историк архитектуры, член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества Михаил Витольдович Красовский. Он еще в 1916 году утверждал, что капищами называли храмы. А ограждённые тынами или рвами священные места - урочищами. Доказательством существования храмов у древних славян-язычников М. В. Красовский считает упоминания о них в текстах арабского историка и писателя X века Аль-Масуди, скандинавских сагах, записях немецких путешественников средневековья о языческих капищах (контынах) в населённых местностях славян Поморья (здесь имеется ввиду южная часть Балтийского моря - нынешняя Померания: северная часть Польши и северо-восточная часть Германии). По мнению М. В. Красовского, контына имеет связь с культом Святовита - бога богов, которому поклонялись в Арконе -религиозном центре балтийского славянского племени руян (городище расположено на берегу Балтийского моря, у деревни Путгартен, что на северной окраине современной Германии, земля Мекленбург-Передняя Померания).
В саге Олафа - сына норвежского конунга, говорится о жертвоприношении в храме во время его пребывания в Киеве у князя Владимира, тогда еще не крестившегося. Клитлинга-сага повествует, что в храмах славян хранилось много золота, серебра, тканей и оружия.
Немецкий епископ Титмар Мерзебургский в 1018 году описал храм в священном лесу лютичей: «...стоит капище, художественно срубленное из дерева; его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь». Немецкий святой Оттон Бамбергский (1060-1139) видел в Щетине (современная Польша) контыну на горе, посвященную Триглаву: «Она была великолепно построена, и её стены, как снаружи, так и изнутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой».
Изучив древние источники, историк польского искусства и архитектор Казимир Мокловский (1869-1905) в своём труде «Sztuka ludowa w Polsce» (Польское народное искусство) приводит реконструкцию типичного языческого храма славян. В плане он представлял собой длинный прямоугольник, который был разделён внутренней стеной на две части. Первая являлась главной частью и была собственно храмом. По стенам стояли скамьи и столы, а в центре находился жертвенник. Столы и лавки предназначались для заседаний старшин племени. Широкая арка отделяла эту часть здания от второй, где стояло изваяние божества. Вокруг него также стояли скамьи и лавки. Эта часть была святилищем.
Помимо этих двух частей, в языческих храмах была и третья часть. Она не закрывалась со всех сторон стенами - это была просто площадка. Над ней располагался большой свес кровли на повалах для молящихся. В храмы имели доступ только жрецы, а простые люди во время жертвоприношения стояли вне постройки.
Материалом для языческого храма служили толстые брёвна, отёсанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились «в обло». Вокруг постройки, приблизительно на одной трети высоты его стен, устраивалась дополнительная широкая кровля. Как верхняя, так и нижняя крыши крылись дранкой. Такой же чешуей защищались от сырости и наружные поверхности стен в верхних их частях.
Святилище, в котором стояли статуи божеств, имело потолок. В передней части над жертвенником для выхода дыма устраивалось отверстие - дымница. Никаких других отверстий, за исключением входной двери, в языческом храме не было.
Исполненная Казимиром Мокловским реконструкция наружного вида контыны, без сомнения, произвольна, но « ...в общих чертах весьма близка к истине, так как очень похожа на старинные православные церкви Галиции, каждая деталь которых пропитана духом чистого народного творчества, сохранившего свои многовековые идеалы», - заключает М. В. Красовский.
Контына. Реконструкция по Казимиру Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
Мы рассмотрели языческие храмы северных славян - поморян и лютичей. Но их храмы, по мнению историков и искусствоведов, не могли сильно отличаться от других славянских племенных союзов. Культовые постройки всех славянских племён, видимо, должны в общих чертах быть одинаковыми и близкими к той реконструкции, которую даёт нам Казимир Мокловский.
Завершить краткий обзор дохристианских культовых построек хочется словами Михаила Витольдовича Красовского: «...языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать... » (М. В. Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб. : Сатис, 2002. с. 168). Навыки и знания по строительству первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь.
Фото и исторические материалы из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___