1. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть XV

Jan 01, 2022 15:00





ЦЕРКОВНАЯ  АРХИТЕКТУРА

(продолжение главы, начало см.)

Виды церковных построек

2. Часовни (продолжение)

Д. Часовни в священных рощах

Священная роща (святая, заповедная роща, дубрава) - это небольшой, приближенный к жилью лиственный (реже - хвойный) заповедный лесок, у многих древних народов, в том числе восточных славян, считавшийся особо священным местом для отправления обрядов культа. Обычно святые рощи пришли к нам с языческих времён. С принятием христианства эти места освящались Церковью, на их территории воздвигался крест, а зачастую в них ставились часовни. Таких мест на Руси было множество. Так, только в Кенозерском национальном парке, находящийся в Плесецком и Каргопольском районах Архангельской области сейчас их насчитывается около сорока. Примером может служить часовня Иоанна Предтечи, построенная в 1803 году в святой роще близ д. Горбачиха Плесецкого района Архангельской области.



Е. Надкладезные (водосвятные) часовни, купальни и крестильни

Святой источник - это естественный водоем или бьющий из-под земли ключ с освящённой водой. В одних случаях, он возникает (или становится святым) на месте чудесного явления Божией Матери, святого или иконы, чудотворного образа. В других случаях - связан с жизнью преподобного, подвязавшегося в ближайших к роднику окрестностях. Бывали случаи (даже не редкие), когда по вере и молитвам Господу у родника происходили чудотворения, связанные с вылечиванием безнадёжно больных людей.



Святые источники всегда обустраивались приходом или монастырём. Обычно здесь строилась надкладезная часовня, сооружалась купель, где можно было окунуться в целебных водах. Реже над купелью возводилась купальня. Сюда от приходской церкви или монастыря периодически ходили крестные ходы. Здесь, у источника, в часовне освящалась вода, совершались молебны и таинства крещения. Так жила наша Святая православная Русь.

После 1917 года, во времена богоборчества, родники и купели закапывали землёй, а то и забрасывали мусором, бывали случаи их даже бетонировали. Так, к примеру, на севере Уфы, в бывшем селе Богородское родниковую воду отвели в канализацию, а поверхность спланировали бульдозером. Над родником, у которого в 1621 году чудесным образом была явлена икона Богородицы, построили многоэтажный жилой дом. Так в то время пытались стереть память людей о святынях Земли Русской.

Но не все, к счастью, старые святые родники были так варварски уничтожены. В бывшем Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии (ныне - Волховский район Ленинградской области), в болотно-озёрной котловине, в междуречье Волхова и Сяси расположен Зеленецкий Троицкий мужской монастырь, основанный преподобным Мартирием Зеленецким в начале 1560-х годов. У южной стены обители Мартирий выкопал колодец и с тех пор сменяя друг друга над святым колодцем стоят часовни. Последняя часовня построена в первой половине XIX века - чрезвычайно редкий подлинный образец деревянной надкладезной часовни.



Вода в колодце, сочащаяся сквозь песок, очень чиста и вкусна, несмотря на окружающее монастырь болото.



Надкладезные часовни строились либо над каптажной камерой (колодцем) источника, либо рядом с родником. Примером первого вида построек является вышеприведённая часовня в п. Зеленец.

* * *

Примером второго вида размещения часовен на святых источниках может служить часовня великомученицы Екатерины, построенная вблизи села Остров Ленинского района Московской области.



Рядом с часовней, в непосредственной близости к источнику, построена купальня с открытой купелью.



* * *

Более состоятельные приходы, если позволяет место, могут позволить себе возводить над купелью купальни. Самой интересной с архитектурной точки зрения в настоящее время купальней, видимо, можно признать постройку на Казанском святом источнике, находящаяся на склоне левого берега реки Истры у деревни Лешково Истринского района Московской области.



Небольшой восьмерик «от пошвы», рубленный «в лапу», завершён пятиглавием, стоящим на крещатой бочке. При этом постройка является только купальней с купелью в интерьере, а кирпичная часовня Казанской иконы Божией Матери расположена выше по склону, от которой лестница спускается к купальни.

* * *

После многих десятилетий богоборчества люди потянулись в храмы. Священникам приходится крестить взрослых людей. Поэтому на святых родниках стали появляться часовни совмещая их с купелью. Ранее такого рода постройки в Церкви не практиковалось. Примером может служить часовня-купальня на почитаемом ещё до 1917 года святом источнике «Кунай-колодец», освящённая во вт. пол. 2000-х гг. в честь Феодоровской иконы Божией Матери.





Святой источник находится на правом берегу реки Карповки, в 850 м к северо-востоку от приходского храма Успения Божией Матери села Гжель Раменского городского округа Московской области.

* * *

Водосвятные часовни необязательно могут стоять непосредственно у святого ключа. В тех приходах, где родники находятся поотдаль храмов, такие часовни строят на территории самого храма. Подобные часовни в наше время, когда крестят взрослых людей, могут работать как крестильни. Примером такой постройки служит часовня прмч. Кронида Радонежского, построенная в 2009 году «в русском стиле» на месте избы последнего настоятеля Крестовоздвиженского храма иеромонаха Гедеона (Смирнова), который был настоятелем с 1931 года. Он был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году.



История села Воздвиженское известна с XIV века. Село находилось на Большой Переславской дороге. По преданию, в 1380 году на Воздвиженском холме отдыхал св. великий князь Дмитрий Донской по пути к прп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении.

Деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господне, по которой и получило название село, была основана, по преданию, еще во время Сергия Радонежского. Он сам на месте языческого жертвенника поставил здесь крест, а спустя некоторое время построил церковь. В селе существовал издавна царский деревянный путевой дворец. Здесь была последняя остановка великокняжеских и царских поездов при паломничествах в Троице-Сергиев монастырь (с 1744 г. - Лавра). В сентябре 1623 году, на пути из Троице-Сергиева монастыря, царь Михаил Федорович Романов с ближними боярами, среди которых был князь Дмитрий Михайлович Пожарский, праздновали новоселье в путевом дворце. В состав государева двора входила церковь Воздвижения Креста Господня, которая 1784 году сгорела вместе со всем селом. Ныне стоящая в селе кирпичная церковь построена по заказу Александры Ивановны Мухановой в 1838 году, окончательно отделана и освящена в 1847 году. По совершенству пропорций церковь может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира.

Ж. Придорожные часовни

Большое распространение на Святой Руси имели придорожные часовни, которыми в старину отмечали различные опасные или труднопроходимые места. Они также могли стоять у околиц наших деревень, на перекрестке дорог, у въездов на мосты. Особенно много стояло часовен на больших богомольных трактах, ведущие в крупные, посещаемые половниками, монастыри. До сих пор, к примеру, некоторые из них продолжают стоять по дороге из Москвы в Троицу (Троице-Сергиеву Лавру). В Мытищах сохранилась каменная часовня построенная в пер. пол. ХIХ века в ограде церкви Владимирской иконы Божией Матери с выходом на дорогу. По всей видимости, на этом месте раннее стояли несколько часовен, сменяя друг друга. Строились они для того, чтобы многочисленные богомольцы, идущие в Лавру, могли спокойно помолиться, не заходя в храм, тем самым не создавая толчеи. Часовня и Владимирский храм были закрыты в 1942 году и перестроены под мастерские по ремонту пожарных машин, потом в храме размещалась база снабжения областного УВД, а часовня выполняла роль проходной. В 1991 году храм передали верующим, придорожную часовню восстановили в других архитектурных формах. Такая же придорожная часовня, сохранившаяся до настоящего времени, стояла и в селе Братовщина Пушкинского городского округа Московской области.

В 1998 году на 98-м километре Федеральной трассы «Балтия» была построена придорожная часовня.



Часовня рублена «в обло». На квадратную в плане клеть поставлен невысокий восьмерик с шатром. С трёх сторон часовня опоясана висячей галереей. С запада постройка имеет красивое крыльцо, стоящее на одном столбе на два всхода, крытое бочкой. На южном фасаде часовни над гульбищем устроена звонница, стоящая на двух столбах. Постройка является хорошим примером стилизации построек Русского Севера XVIII века.

С постройкой этой часовни в России возобновляется утерянная традиция строительства придорожных часовен.

Часовня расположена около села Язвище, где в 1440 году родился Иван (Иоанн) Санин - будущий преподобный Иосиф Волоцкий.

З. Часовни в местах промыслов

Такие виды часовен в России строили около соляных варниц, сенокосов, рыболовных тонéй и т.п. Можно предположить, что эти часовни устраивались не только для моления, но и для своеобразного освящения мест промыслов, в расчете на помощь святых в тяжелом труде и борьбе с суровой природой. Для крестьян был характерен именно такой, практический, подход к святым, которые, в крестьянском понимании, несли «определенную функциональную нагрузку» при условии почтительного к ним отношения. Такие вида часовни строились в непосредственной близости с промысловой избушкой.

В качестве примера, можно рассмотреть поморскую тоню Тетрина, расположенную  на Терском берегу Белого моря (ныне - Терский район Мурманской области), находящаяся в 20 километрах к юго-востоку от п. Умба.



По летописным источникам тоня известна с XV века, а фактически она существовала как минимум с ХII века, а возможно и раннее. С развитием крупных рыболовецких совхозов, мелкие артели и колхозы, которые находились по берегам Белого моря прекратили своё существование.  Так, за период с 1950 по 1970 гг. численность рыболовецких колхозов по стране сократилась с 2275 до 521 единиц. Эта численность продолжала неуклонно падать и в последующие годы. Так пришла в запустение и тоня Тетрина.

Тоня восстановлена на прежнем месте в самом конце 1990-х годов местным краеведом Александром Борисовичем Комаровым.  Действует как экологический этнографический комплекс «Поморская тоня Тетрина». На территории тони  в 2000 году была воссоздана часовня прп. Варлаама Керетского, который в XVI веке провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове. Недалеко от часовни Варлаама Керетского на берегу Белого моря установлен большой деревянный крест. Кресты такого типа  с Х-ХII веков являлись навигационными знаками, позволявшие ходить поморским кочам по Белому морю.

* * *

Развивая тему промысловых посёлков, следует сказать, что если месторождение добываемых руд с большим числом работающих находилось далеко от сельских или городских храмов, то на таких местах строился свой приходской храм. Примером может служить церковь Рождества Христова на Ленских приисках  (г. Бодайбо Иркутской области).



Храм Рождества Христова в начале ХХ века; он же в начале ХХI века.

Деревянная церковь, построенная в 1876 году и реконструирована в 1910 году. Храм представлял собой одноглавый четверик с глухим барабаном и с шатровой колокольней. Постройка была близка к «образцовым» проектам церквей, разработанным под руководством К. А. Тона. Храм был закрыт в 1934 году и вскоре перестроен: были сняты барабан и колокольня до нижнего яруса. В 1945 году изуродованную церковь передали верующим. Ныне существующие венчания достроены к храму в 1987 году, видимо, тогда же она была обшита сайдингом.

Свою историю золотодобывающий посёлок ведёт с 1862 года, с момента, когда поисковая партия иркутского купца Михаила Александровича Сибирякова обнаружила в бассейне реки Бодайбо золотоносную россыпь. На следующий год появились первые дома посёлка. Относился он тогда к Олёкминскому округу Якутской области. Спустя 40 лет со дня основания, 10 июня 1903 года, в Петербурге по ходатайству жителей Император Николай II подписал указ о присвоении посёлку Бодайбинские резиденции статуса города в составе Киренского уезда Иркутской губернии.

И. Часовни-покойницкие при больницах и на кладбищах

К этой группе часовен относятся постройки, стоящие при больницах или на местах общественных погребений (кладбищах). Сюда выносятся умершие, до прибытия церковного причта. Поскольку при отпевании престол не нужен, здесь же и отпевали усопшего до его погребения. Как правило, в таких кладбищенских и больничных часовнях совершается только отпевание.

Примером этого типа построек может служить скромная часовня Сошествия Святого Духа с покойницкой, принадлежавшая Губернской земской больнице города Петрозаводска.



Она была построена в 1894 году и использовалась исключительно для отпевания. В начале ХХ века к часовне Святого Духа были прирублены западный и северный объёмы. Стены часовни рублены из брёвен и обшиты тёсом.

* * *

В крупных населённых пунктах или в местностях с большим количеством приходских деревень со временем часовни на кладбищах заменяли церквами. Так, на кладбище у деревни Яковлевская, находящаяся в приходе Ворзогорского погоста в Онежском районе Архангельской области до 1850 года стояла кладбищенская часовня.



По мнению историка архитектуры и искусствоведа Павла Николаевича Шармина, ныне стоящая кладбищенская церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких перестроена из часовни в два этапа: в 1850 году с восточной стороны была прирублена апсида; позднее внутреннее пространство церкви было увеличено за счет притвора, построены колокольня и новые главы над храмом и апсидой.

Погост Ворзогоры с деревянными храмами Введения во храм Пресвятой Богородицы (зимний, 1793 г.) и свт. Николая Чудотворца (летний, 1636 г.) находится в 850 метрах от кладбищенской Зосимо-Савватиевской церкви.



К. Часовни-усыпальницы (божонки)

Кладбища для русских людей - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Они могут служить и местом для молитвы верующих. Каждого умершего христиане клали отдельно, а не хоронили в общих ямах, как это делали язычники, хотя иногда приходилось, главным образом, на местах боёв делать братские захоронения большой группы людей.

Согласно древним церковным правилам, было запрещено погребать умерших в храмах и даже в церковной ограде, но в практике Русской Православной Церкви отдельные случаи захоронения в храмах допускаются. Сначала дозволено было погребать епископов, а позже, с разрешения епископа, и других лиц: священнослужителей, честно и непорочно проведших свое служение, строителей и благоукрасителей данного храма. В Требнике свт. Петра Могилы (1646 год) говорится, что никто, кроме младенцев, не может быть погребён как в алтарном помещении, так и между алтарем и амвоном (на солее). Захоронения возможны только от амвона до паперти и в ограде церкви.

Важной частью культуры любого общества являются погребальные традиции. Ритуальная практика возведения без алтарных храмовых построек (часовен) в честь умерших зародилось еще во времена Древнего Рима. А на землях Киевской Руси разновидность кладбищенской часовни, под названием «божонка», впервые упомянута в летописи под 1109 годом: «преставилась Евпраксея, дочь Всеволода… и положена была в Печерском монастыре… и сделали над ней божонку, где лежит тело её».

Иногда часовни ставились на местах обретения нетленных святых останков (мощей) угодников Божьих, канонизированных Церковью, а также в местах их временного (до перенесения в церковь или в другую часовню) или постоянного захоронения.

В селе Сырья Онежского района Архангельской области некогда существовал небольшой Успенский мужской монастырь, основанный преподобным Кириллом Сырьинским.  Основатель монастыря - прп. Кирилл (в миру - Кириак), постриженик Александро-Ошевенского монастыря, сын священника из соседнего онежского села Чекуево (Мардинское тож). Годы его жизни точно неизвестны, родился предположительно в конце XV века, отошёл Господу "в маститой старости" во второй половине XVI в. (по другим данным - в 1402 г.). На Сырьевой Горе Кирилл основал обитель, а в ней поставил церковь Успения Божией Матери (не сохранилась), под стенами которой и был похоронен. Ныне стоящая над мощами часовня построена в 1883 году взамен старой.



Из Сырьинской (Сырьегорской) обители вышли иеромонах Нифонт, положивший начало иноческой жизни на Кожеозере, и старец Пахомий Сырьинский, вызванный патриархом Никоном на Кий-остров для строительства Крестного монастыря.

В 1658 году Сырьинский монастырь стал приписным Крестного монастыря. В 1667 году здесь был построен тёплый храм в честь Николая Угодника. В 1764 году пустынь была упразднена, а храмы приписаны к Верхнемудьюжскому приходу. В 1847 году Успенскую церковь перевезли в село Есенское (Поле тож), но там она сгорела 10 января 1851 года. Обветшавшую Никольскую церковь отремонтировали в 1866-1867 годах. В её трапезной в 1875 году был устроен придел в честь вмц. Екатерины. С 1892 года Никольский храм был приписан к Нижнемудьюжскому приходу. Никольская церковь сохранилась до наших дней, она на фото стоит вдали.

* * *

О часовнях-футлярах мы поговорим ниже.

Продолжение главы следует.

Фото мои и из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

часовни, Русь деревянная, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up