ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА
(окончание главы, начало
см.)
Виды церковных построек
7. Кресты
Помимо культовых построек по всей России издавна ставили под открытым небом деревянные кресты. Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный - возле храма, у дорог, в поле, в лесу и в друхих святых и значимых местах.
Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции воздвижения крестов. При нём кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители на молитву Господу. Кресты, поставленные у дороги, должны были напоминать путникам о Боге. Поклонные кресты ставили в старину на месте разрушенных храмов - там, где находился престол и совершалась бескровная жертва. Такая практика установки крестов продолжается и в наше время. На Руси было много, так называемых обетных крестов. Например, во время эпидемии, в надежде на скорое избавление, люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест, срубить деревянный храм или часовню.
Кресты при дорогах, на развилках, переправах, в устьях и истоках рек, родников обозначали узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали самое заметное - чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой. Существовала традиция постановки охранных крестов. Они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должны были обезопасить это место от повторения подобных несчастий. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что это был форпост православия. Русские люди осваивали эти пространства в борьбе с трудными природными условиями, и с языческой культурой местных народов Севера.
Кресты воздвигались на капищах, где ранее стояли идолы. Были и не религиозные цели установки крестов: например навигация. Приметные (до 10 метров в высоту) кресты располагались по берегам морей и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Кресты ставились и по берегам рек, в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, каменные Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, которые сейчас находятся в Тверском музее-заповеднике, являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Много крестов стояло на нашей святой Руси. Далеко не все дошли до нашего времени. Самый известный - Кийский крест-мощевик, изготовленный из кипарисового дерева по заказу патриарха Никона для Кийского Крестного монастыря, что на Белом море, который он основал после чудесного спасения во время шторма в 1639 г. при возвращении из Соловецкого монастыря. Ныне крест находится в интерьере Московской церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
В крест помещено 108 частиц святых мощей угодников Божиих и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Господней и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века.
* * *
Ещё один крест, установленный в 1635 году на берегу реки Кола в память о чудесном исцелении от болезни Кольского воеводы святым преподобным Варлаамом Керетским.
Сейчас он находится в интерьере Благовещенского собора города Кола Мурманской области.
* * *
Животворящий Крест Господень, находящийся в настоящее время в храме Иоанна Златоуста в селе Годеново Ростовского района Ярославской области - одна из величайших святынь православной России.
Он был обретён на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» 29 мая 1423 года, то есть ровно за 30 лет до падения Византии.
Сказание повествует, что в день находки пастухи, пасшие скот неподалёку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской области), увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но заворожённые красотой этого явления, но вскоре решили посмотреть, что за чудо, а если его являет Господь, то проповедуем славу Божию. Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним - образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Крест был перенесён в ближайшую Никольскую церковь, где пребывал до начало ХХ в.
По молитвам у святого Креста происходит огромное количество чудес и исцелений. Поклониться Кресту приезжают паломники из разных мест России и других стран.
* * *
Много старых обетных крестов сохранились на Мезени. Из-за отдалённости местности от Центральной России, они простояли здесь весь ХХ век, сохраняя местный колорит этих мест. Намоленные десятилетиями, кресты поставлены в благодарность за помощь Божью или в память о каком-то событии. Маленькие и большие, простые и резные, увешанные пеленами кресты - они разбросаны по многим деревням, берегам рек, полям, и лесам. Традиция эта тщательно хранится жителями окрестных деревень. Примером может служить обетный крест, стоящий на берегу реки Мезень у села Кимжа. Он был поставлен купцом Саввиным в 1887 году в знак о спасении от утопления.
Интересен крест под сенью (XIX в.), ранее стоящий в деревне Хашезеро Медвежьегорского района Карелии. Сейчас он находится в музее «Кижи».
Поклонных крестов по всех стране сейчас поставлено великое множество. Они стоят на святых источниках, у дорог, при въезде в наши деревни и сёла, на местах утраченных церквей и монастырей, в святых рощах … Но подлинных произведений искусства среди них маловато. Интересен «крест на водах», поставленный в наше время монахами Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в акватории бухты Благополучия у Большого Соловецкого острова.
8. Голубцы и домовины
Заканчивая своё повествование о русском церковном деревянном зодчестве, нужно упомянуть о так называемых голубцах. Это столбик на могиле или при дороге, завершенный иконой под двускатным покрытием. По сути, это небольшая часовня-столб. В старину такие голубцы устанавливались на кладбище. На Руси смерть в понимании нашего народа была возвращением к Источнику жизни - Богу. Поэтому, над могилой устанавливался небольшой срубик - домовина. Это вытянутый невысокий прямоугольный сруб, покрытый двускатной тесовой кровлей. По древним поверьям, в домовине обитает дух умершего, и поэтому ей придаются формы, характерные для земного жилья. В XIX в. домовины строили на своих кладбищах только хранители старой дониконовской веры. Вот как выглядит поморское старообрядческое кладбище у д. Кевятозеро Беломорского района Карелии.
Сейчас уже домовину почти нигде не увидишь, а вот голубцы кое-где у нас ставят. Традиционный голубец был построен на территории храма Новомучеников и исповедников Российских в п. Прибрежный города Самары, что находится напротив Жигулёвских гор.
В конце 1990-х гг. над могилой известного архитектора-реставратора деревянных построек Почетного академика Российской Академии архитектуры Александра Викторовича Ополовникова на Кунцевском кладбище Москвы архитектором В. С. Рахмановым была построена домовина по образцу древнерусских надмогильных памятников.
9. Ограды погостов и сельских церквей
Исторически ограды на погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно-оборонительные сооружения, впоследствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землёй и мирской.
Ограды подразделяются на два типа в зависимости от положения и крепления бревен в пряслах: тыновые стены являются простейшим типом, при которых основа конструкции - это вертикально вкопанные в землю брёвна и венчатых оград, при которых сами венцы, скреплённые между собой различными способами, являлись конструктивной основой ограды. Наиболее сложный с точки зрения конструктивного решения и распространенный подтип венчатых оград представляли «рубленные в тарасы». Типичным при таком устройстве оград было соединение наружной и внутренней стен поперечными стенками, поставленными под прямым углом, так что в плане образовывались четырехугольные клети (тарасы). Примером может служить хорошо сохранявшаяся до 2010 года ограда Порженского погоста, построенная на рубеже XIX-ХХ веков.
Сейчас ограда собрана из нового материала.
* * *
Необходимым элементом любой ограды являются ворота. Вид ворот во многом определялся типом возводимых стен. Так, при устройстве тыновой ограды воротные щиты укрепляли на вереях (столбах), а при устройстве стен тарасами - ворота находились между поперечными стенами тарас.
Тарасы не засыпались землёй и камнями, как в крепостях, а использовались для различных хозяйственных нужд: в них устраивались торговые лавки, складские помещения, погреба, а иногда и омшаники - помещения, утеплённые мхом и служившие для зимовки пчёл.
10. Дома церковного причта
Дом причта - жилой дом в комплексе приходского храма села или погоста, предназначенное для постоянного проживания священнослужителей (причта) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.
Обычно это была русская изба, в которой размещались помещения для канцелярии, ризницы, выделялись комнаты для церковно-приходской школы и разных благотворительных учреждений. По большим праздникам обычно в доме устраивались общие трапезы, некоторые батюшки принимали паломников.
О старых жилых избах мы Вам расскажем более подробно в соответствующих главах этого издания.
После 70-ти летнего перерыва, с 1990-х гг. при открываемых церквях вновь стали возводится дома причта. При деревянной Казанской церкви села Нестерцево Дмитровского района Московской области в 2000-х годах была построена настоящая изба северного типа.
* * *
В заключении церковной главы следует остановится на одной проблеме, связанной с новым строительством деревянных храмов в России. Как было показано выше, строительство старых храмов, хотя шло и по всей стране, но всегда имело определённые географические районы, за рамки которых определённый тип возводимых храмов не переходил. Известно, кубоватые храмы строились только на берегах Онеги и по Поморскому берегу Белого моря, храмы с грушевидным куполом - на берегах Ваха и в среднем течении Северной Двины, известна Пинежско-Мезенская школа возведения храмов и т.п. Тем самым соблюдался местный колорит в сельской архитектуре определённой местности.
Сейчас, к примеру, храм с шатровым завершением на крещатой бочке могут построить в любом районе страны - от крайнего Севера до степного Юга, и даже на сопках Сихотэ-Алиня. Этим «размывается» самобытность конкретной исторически сложившейся территории. Вырванные из своей местности храмы, на новых местах в окружении иной архитектурной среды и окружающей природы уже воспринимаются совсем по иному, не как замышляли их плотники, рубя первый венец сруба.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___