1. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть III

Jan 01, 2022 03:00







ЦЕРКОВНАЯ  АРХИТЕКТУРА

(продолжение главы, начало см.)

Типы деревянных храмов и часовен

(по новой классификации)

3. Крещатые клетские храмы

К этому типу относятся храмы, имеющие крещатый план, образованный центральным четвериком с четырьмя прирубами. С востока храма находится алтарный прируб. В северном и южном прирубах чаще всего расположены приделы со своими алтарями. Будучи, как правило, совершенно такими же, как западный и восточный, они дополнял и план храма до формы равноконечного креста, а облику храма придавали симметричный вид, уничтожая в то же время её башенный вид.

К этому типу относятся храмы, имеющие крещатый план, образованный центральным четвериком с четырьмя прирубами. С востока храма находится алтарный прируб. В северном и южном прирубах чаще всего расположены приделы со своими алтарями. Будучи, как правило, совершенно такими же, как западный и восточный, они дополняли план храма до формы равноконечного креста, а облику храма придавали симметричный вид, уничтожая в то же время её башенный вид.

В зависимости от построения верхней части храма этот тип деревянных церквей состоит из двух подтипов:

А. Простые крещатые клетские храмы

В простых храмах этого типа стены, образующие крещатый основной объём поднимаются «от пошвы» до начала завершений прирубов (обычно бочками), а выше поднимается только центральная клеть, имеющая, как правило, на верхних венцах сруба повал. Примером простого крещатого клетского храма может служить Владимирская церковь в селе Подпорожье (ныне - деревня Медведевская Онежского района Архангельской области).

.



В 30 километрах не доходя Белого моря река Онега встречает на своём пути последнюю подводную каменную гряду, образуя на ней пороги.

Судоходство на реке Онеге имеет давние корни. Впервые новгородцы, сыгравшие ключевую роль в заселении и освоении этого края, пришли сюда именно по рекам. При прохождении порогов приходилось выгружать товары и проводить суда через камни, а груз переносить по суше. Под порогом и выше его селились люди, готовые были помочь купцам в прохождении ими порогов, предоставить им подводы и, при необходимости, приют и амбары - на случай непогоды.

С середины XVII века до 1764 года село Подпорожье находилось в вотчине Кийского Крестного монастыря. Точная дата постройки первого храма в селе неизвестна, но можно предполагать, что первый Троицкий храм с Богоявленским, Никольским и Пятницким приделами был здесь построен не позже 2-й четв. XVII века.

Церковное место было выбрано на хорошо просматриваемом с реки высоком мысу Жеребцовой горы с таким расчётом, что проплывавшие вверх купцы могли вовремя заметить место выгрузки своего груза перед прохождением порога.

В 1724 году этот храм сгорел. Вместо него в селе в 1725-1727 годах был построен новый деревянный Троицкий храм. В 1745-1757 годах по благословению архиепископа Новгородского Стефана в Подпорожье была построена вторая деревянная церковь, освящённая 23 октября 1757 года архимандритом Крестного монастыря Адрианом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Кроме главного престола храм имеет два придела, освящённые в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы.



В XIX веке Подпорожский приход представлял собой классический для Русского Севера куст деревень, состоящий из нескольких селений, расположенных вокруг Жеребцовой Горы на обоих берегах Онеги.

Ансамбль погоста, состоящий из двух кубоватых храмов и отдельно стоящей колокольни, сложился только к 1847 году, когда была построена колокольня по типу «восьмерик на четверике», крытая куполом и увенчанная шпилем. Этот ансамбль простоял около 100 лет. Приблизительно в 1940 году Троицкая церковь и колокольня были разобраны.

Композиция Владимирского храма развита на основе крещатого плана: северный, западный и южный прирубы прямоугольны и покрыты большими бочками с полицами. Восточная часть храма образована тремя смежными одинаковыми пятистенными алтарными прирубами, объединёнными большой трёхлопастной бочкой, вершина которой совпадает по высоте с бочками прирубов.

Над средней частью основания возвышается четверик, завершающийся повалом, на полицы которого поставлено традиционное для Онеги кубоватое покрытие с пятью главами. Центральное пятиглавие и приподнятые на небольших стройных шатрах боковые главы прирубов образуют выразительную пирамидальную девятиглавую структуру завершения. Бочки и куб покрыты коротким тёсом, барабаны и главки - городчатым лемехом. Обшивка малых шатров на бочках - тёсовая. С трёх сторон к церкви пристроена закрытая галерея. Первоначально крыльцо было устроено в северо-западном углу галереи, но при обшивке храма тёсом его убрали. Все срубы постройки поставлены на подклет. Четверик и прирубы приделов и западный прируб рублены «в обло». Алтарные прирубы и западный прируб на уровне галереи рублены «в лапу». Соединения срубов в интерьере церкви также сделаны «в лапу».

Западный прируб и прирубы приделов составляют с центральным четвериком единое пространство храма. В центральном четверике сохранился восьмигранный потолок - «небо». В боковых прирубах были сделаны дощатые потолки из коротких тесин «в косяк» по балкам, в западном прирубе - прямой дощатый потолок. В центральном и правом алтарях сделан пологий деревянный свод, а в левом алтаре - потолок из тёса «в косяк». Полы набраны из крупных плах. Первоначально в храме были установлены небольшие косящатые окна, но при обшивке фасадов тёсом они были растёсаны. В приделах сохранились волоковые окна из галереи.

В 1870-е годы церковь Владимирской иконы Божией Матери обшили тёсом и покрасили. В 1886 году Подпорожье посетил Владимир Васильевич Суслов, который обследовал и сделал обмер Владимирской церкви. Последний раз храм ремонтировался в 1911 году. Его закрыли в 1930 году. Какое-то время в церкви работал клуб, а затем её стали использовать в качестве склада. Храм медленно разрушается. В 2018-2020 годах силами добровольцев велись консервационные и противоаварийные работы. Пока разрушение храма приостановлено, но без полноценных ремонтно-реставрационных работ сохранение памятника невозможно. 6 июля 2018 года в престольный праздник была совершена первая за 90 лет с момента закрытия храма Божественная литургия.

Б. Ярусные крещатые клетские храмы

В ярусных храмах этого типа на клеть центрального объёма выше завершений боковых прирубов поставлен как минимум ещё один объём - меньший по размеру восьмерик с шатровым завершением. Примером такого храма может служить Успенская церковь, стоящая с 1674 года на правом берегу р. Варзуги в одноименном селе Терского района Мурманской области.

Село Варзуга является одним из древнейших русским поселений на Кольском полуострове. С момента заселения русскими людьми, эти земли стали принадлежать Великому Новгороду. Центром Терской земли была Варзуга.

Варзужский погост был основан монахами Николо-Корельского монастыря. В 1419 году Варзуга была уничтожена норвежцами, но вскоре была восстановлена. Из грамот 1450 и 1466 годов следует, что новгородская посадница Марфа Борецкая и варзужанин Тимофей Ермолинич передали Соловецкому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю свои угодья, находящиеся по реке Варзуге и на морском берегу. Так эти земли на 200 лет становятся собственностью Соловецкого монастыря. В Варзуге монастырь открыл своё подворье, на котором в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Постепенно стало развиваться и само село, постепенно осваивая правобережную Пречистенскую сторону реки. Первое упоминание о храме этой стороны относится к 1563 году.

Такое усилие Соловков вызвало серьёзные опасения со стороны московского патриаршества, стремившегося к укреплению централизованной церковной власти в стране. Чтобы не допустить усиления могущества монастыря, в 1667 году издаётся Царский указ о конфискации целого ряда монастырских угодий, в числе которых значилась и Варзуга. В это же время в архитектуру церквей вводятся такие формы, которые должны были напоминать о могуществе централизованной власти.

Успенский храм был освящён 4 августа 1674 года. В местном Варзужском синодике даже сохранилось имя зодчего, построившего церковь - Климент.



В Успенской церкви села Варзуга ясно прослеживаются традиции московского зодчества, в частности, с каменным храмом Вознесения Господня в Коломенском (г. Москва). Первым на это сходство обратил внимание известный искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Это даёт возможность предполагать, что церковь в Варзуге могла быть построена под наблюдением московских мастеров. Храм получил ярко выраженную вертикальную композицию, однако эта устремленность вверх выражена в формах отличных от храмов Прионежья.

Храм Успения Божией Матери является образцовым примером церкви на крещатом основании. Общая высота церкви - 34 метра. В основе храма - высокий, рубленный «в обло», четверик на подклете, к которому со всех сторон прирублены дополнительные равновеликие клети. Боковые прирубы почти вдвое ниже центрального, на которых устроены повалы под полицы. На центральном четверике повалов нет, его сруб без всякого разрыва переходит в грани восьмерика.



Бочки над прирубами сделаны двухъярусными, на гранях восьмерика ярусы бочек поддержаны килевидными кокошниками. Такие же кокошники (теремки) установлены на угловых полицах, которые закрывают переход от четверика к восьмерику. Благодаря такой ярусной конструкции возникает эффектный нарастающий переход от бочек прирубов к центральному шатру.

Рубленный «в реж» 9-и метровый шатёр увенчан крупной главой. Шатёр покрыт тёсом, глава и шея - городчатым лемехом, а бочки - крупным лемехом с городчатой резьбой.

Первоначально в храме стоял тябловый четырехъярусный иконостас, освященный через 3 года после строительства церкви. В иконостасе находились 84 иконы древнего письма. Некоторая часть икон была написана специально для этой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, а другая часть была выполнена ещё соловецкими мастерами и осталась от ранее находившейся здесь Успенской церкви. В 1860 году иконостас был заменён на рамочный.

В центральном четверике потолок был сделан в форме восьмигранного «неба», но никогда не расписывался. В прирубах находятся дощатые потолки «в косяк» по балкам. Полы в храме из тёсаных плах по балкам.

В 1930-х годах храм закрыли. В ХХ веке сильно пострадали иконы Успенской церкви, хранящиеся в неприспособленных местах. Уцелевшие иконы отправили в Художественно-реставрационные мастерские Эрмитажа.

В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный советский архитектор-реставратор Александр Викторович Ополовников.

Возобновление Успенского прихода в Варзуге относится к 1996 году. В 1999 году здание Успенской церкви было передано Русской Православной Церкви. В 2004-2008 годах была проведена реставрация храма. В 2010 году восстановили висячую крытую галерею и три небольших крыльца, расположенные по сторонам света. В 2012 году её снова «благолепно» обшили унылым тёсом и покрасили.

* * *

К этому виду храмов можно было бы отнести и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, стоявшая на Смоленской земле до 1930-х годов.



Клетский крещатый деревянный храм первоначально был построен в 1726 (по другим сведениям - в 1729) году в Бизюков Крестовоздвиженском мужском монастыре под названием св. Георгия Победоносца. После упразднения монастыря в 1803 году храм перевозят в соседнее село Усвятье (ныне - Дорогобужский район Смоленской области), где освящают в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храм представлял собой разновременную постройку, обшитую тёсом. Более ранняя часть - основной объём, в основании которого лежит крещатый сруб, составленный из четырех прямоугольных срубов со скошенными углами, рубленных «в лапу». Стены прорезаны небольшими высоко размещёнными окнами. В отличии от северного типа крещатых церквей, в этом храме все прирубы доведены до одной отметки - начала высокой клинчатой кровли, которая на торцах переходит в вальмовую. По центральной оси основного объёма поставлен восьмерик светового барабана с вертикальной обшивкой, завершённый куполом, на который поставлена луковичная глава, стоящая на шее с воротничком. К западу от основного объема располагалась рубленная, видимо, в период воссоздания храма на новом месте (нач. XIX в.), низкая трапезная под клинчатой кровлей. С запада к ней примыкала поздняя (по всей видимости, конца XIX - начало ХХ веков) колокольня, выполненная в виде высокой крупной клети с низким ярусным завершением, на которую поставлен шпиль. Небольшое западное крыльцо под двухскатным навесом завершает эту постройку.

В 1920-е гг. Петр Дмитрович Барановский перенёс храм на территорию Болдина Троицкого мужского монастыря, где в то время организовывался музей. В 1930-х гг. церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была разобрана.

4. Крещатые круглые храмы

Иначе, такие храмы называют «круглыми о двадцати стенах». К этому типу относятся храмы, имеющие крещатый план, образованный центральным восьмериком с четырьмя прирубами, расположенными по сторонам света. По диагональным осям восьмерика прирубы не ставили. На восточной стороне храма находится алтарный прируб, в северном и южном прирубах, как правило, расположены приделы со своими алтарями. В зависимости от построения верхней части храма и завершений прирубов этот тип деревянных церквей состоит из трёх подтипов:

А. Простые крещатые круглые храмы

В простых храмах этого типа стены, образующие крещатый основной объём поднимаются «от пошвы» до начала завершений прирубов (обычно бочками), а выше поднимается только центральный восьмерик, имеющий, как правило, на верхних венцах сруба повал. Храмы этого типа завершались шатрами. В этом типе имелось два подтипа: однопрестольные и трёхпрестольные церкви с алтарями к боковым прирубам храма.

В настоящее время в России сохранился только один простой крещатый круглый храм, и то стоящий без шатрового завершения основного объёма, а вместо бочек, некогда покрывавшие прирубы, до нас дошли двухскатные каскадные кровли. Это летний однопрестольный храм Николая Чудотворца, стоящий с 1746 года в селе Верховье Приморского района Архангельской области.



Являясь единственным представителем этого некогда большого семейства северных деревянных храмов, постройка нуждается в безотлагательной реставрации и надлежащем уходе.

В качестве примера крещатого круглого храма мы более подробно рассмотрим несохранившуюся церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоявшая с 1763 года на Верюжском Введенском погосте (ныне - село Бестужево Устьянского района Архангельской области).

Село Бестужево расположено в живописной холмистой местности на правом берегу среднего течения реки Устья, правого притока Ваги (бассейн р. Северная Двина), у места крутого поворота, где общее направление течения реки меняется с северо-западного на юго-западное. До 1929 года деревня Бестужевская была волостным центром Вельского уезда Вологодской губернии. Верюжский Введенский погост, находящийся у северо-западной окраины д. Бестужево, получил свое название от первой построенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и от реки Верюга, впадающей у погоста в Устью.

Первые сведения о Верюжском Введенском погосте относятся к середине XVII века. В 1763 году на месте старой Введенской церкви была построена новая летняя церковь с тем же посвящением, которая, в связи с постройкой на погосте каменной Введенской церкви, была переосвящена в 1809 (по другим данным - в 1830) году в честь Рождества Пресвятой Богородицы.



Фото нач. 1970-х гг.

«Круглый о двадцати стенах» храм, рубленный «в обло» имел по сторонам света четыре прямоугольных прируба, крытыми поздними трёхскатными кровлями и увенчанными главками. В южном прирубе был освящён придел в честь праведного Прокопия Устьянского, а северном - мчч. Флора и Лавра. Эти придельные прирубы имели свои алтари с пониженной кровлей. Восьмерик основного объёма имел шатровое завершение, рубленное «в реж» и завершённое главой, стоящей на шее. С запада храм был опоясан крытой галереей, незаходящая на северный и южный фасады боковых прирубов.

В 1868 году проводилось «обновление» храма, в результате которого небольшие косящатые окна были растёсаны, перестроена галерея, а сама церковь обшита тёсом и покрашена. Изменён вид завершений прирубов.

В Рождественской церкви до 1930-х годов хранилась чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, перенесённая в храм после закрытия в начале XIX века Никольской церкви, с последующем строительством на его месте каменной Введенской церкви.

Приход был закрыт в 1939 году. В 1948 году разобрали на кирпич Введенскую церковь, а деревянная долгое время стояла бесхозной и медленно разрушалась. В 1978 году рухнул шатёр, а 9 мая 1994 года храм сгорел.

В 2014-2015 годах на месте храма Рождества Пресвятой Богородицы был построен небольшой однопрестольный деревянный храм с тем же посвящением, постоянные службы в котором начались с 2017 года.

История Верюжского Введенского погоста тесно связана с обретением и прославлением мощей святого праведного Прокопия Устьянского.

Святой широко почитался на Севере. К нему обращались в различных бедах и скорбях, и он всегда помогал тем, кто просил у него помощи, где бы они ни находились. Для многочисленных половников, приходивших из дальних мест, на погосте был построен странноприимный дом.

В ХХ веке мощи святого Прокопия Устьянского были утрачены. Но в некоторых Северных приходах до сих пор имеются частицы мощей святого.

Б. Ярусные крещатые круглые храмы

В ярусных храмах этого типа на восьмерик центрального объёма выше боковых прирубов поставлен ещё восьмерик меньшего размера. Таких восьмериков может быть несколько. Примером ярусного крещатого круглого храма может служить церковь Троицы Живоначальной в селе Нёнокса.

В прошлом Нёнокса - большой солепромышленный посад стоящий на Летнем берегу Белого моря Онежского полуострова. Впервые населённый пункт упоминается в Двинской уставной грамоте Великого князя Московского Василия I Дмитриевича 1397 года, но соль в этих местах вываривали ещё в XI веке. Посад Нёнокса - бывшая вотчина Кирилло-Белозерского, Антония-Сийского и Николо-Карельского монастырей, имевших здесь соляные варницы. Торговля солью способствовала экономическому росту посада.

Первый деревянный храм, построенный в 1420 году, положил начало Нёнокоцкому приходу. Церковное место было выбрано в широкой излучине реки Нёнокса, на её левом берегу, на самом высоком месте. На правом низком берегу находилось «Усолье» - с рассольными колодцами, варницами, соляными амбарами.

Ныне существующие в селе храмы были построены на старом церковном месте в 1727-1730 годах - Троицкая церковь и 1762 году - Никольская зимняя церковь после опустошительного пожара 25 июня 1725 года, полностью уничтожившего древние церкви. Существующий ансамбль храмов села сложился только к 1834 году, когда была построена отдельностоящая колокольня.



Ансамбль села Нёнокса: Никольская церковь (слева), колокольня и Троицкая церковь.

Летняя церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами является главным храмом церковного ансамбля села. Он был построен за три года бригадой из шести местных плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Матвеевичем Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.



Троицкая церковь уникальна по своей архитектурно-планировочной структуре. В её основе мощный центральный восьмерик с четырьмя прямоугольными прирубами. Восточный прируб служит алтарем, западный притвором, а в южном и северном прирубах находятся придельные церкви. С западной стороны храмовые срубы объединяла каркасная галерея, крытая односкатной тесовой кровлей. На западном фасаде галерея имела центральное двухвсходное крыльцо, а у боковых приделов - одновсходные крыльца (к сожалению, галерея с крыльцами пока не восстановлена). Центральный восьмерик состоит из двух ярусов. На нижнем ярусе установлен более узкий верхний восьмерик. Между ними простая полица по всем граням восьмерика. На диагональных гранях верхнего восьмерика и на восточных углах алтарного прируба установлены рубленые кокошники, в форме бочки с полицами на небольшом постаменте.

На вытянутых по продольным осям боковых прирубах установлены восьмерики. Ширина этих восьмериков равна ширине нижних четвериков. Приделы храма имеют свои прямоугольные алтарные прирубы, которые завершаются бочкой с полицами. Все восьмерики и срубы придельных алтарей заканчиваются повалами. На восьмериках установлены стропильные шатры с луковичными главками. Высота центрального шатра с главкой достигает 18 метров, а шатры прирубов имеют высоту 8 метров. Такого шатрового пятиглавия больше нигде не сохранилось, а возможно его и никогда не было.  Шатры, главки и бочки покрыты лемехом. Прирубы между центральным и боковыми восьмериками, а так же внешние углы четвериков накрыты двускатными полицами.

В интерьере Троицкой церкви находился четырехъярусный резной иконостас, который сплошным ковром, от солеи до расписного потолка «неба», охватывал восточные стены главного храма и приделов. Кроме того, интересна довольно редкая роспись сохранившегося потолка-«неба», сделанная в 1837 году.



Макет Троицкого храма, вид с северо-запада и "небо" в интерьере храма.

В центральном кольце изображён Вседержитель. На шестнадцати гранях «неба» его окружают два ряда херувимов. Грани первоначально были покрашены в голубой цвет с изображением звёзд и клубящихся облаков. В нижней части четырёх граней изображены евангелисты.

Троицкая церковь в Нёноксе является уникальным памятником деревянного зодчества Русского Севера.

В. Ступенчатые круглые храмы

Ступенчатые храмы являются подтипом, другими словами, одним из видов ярусных крещатых круглых храмов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика является как бы продолжением ступеней прирубов. Благодаря такой конструкции, храм при большой площади моленного помещения имеет бóльшую устремлённость вверх и позволяет разместить на его фасаде большее число глав. Примером такого храма может служить Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста (Медвежьегорский район республики Карелия).



Первое документальное упоминание о Кижах относится к 1582 году: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святая Богородицы». Более обстоятельно описываются кижские церкви в 1616 году: «А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровой и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной». Древний церковный ансамбль  сгорел от удара молнии в 1693 году. Вскоре после пожара началось строительство нового храмового комплекса. Сначала построили клетскую зимнюю церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Только в 1714 году, через 21 год после пожара, была построена новая Преображенская церковь - главный храм погоста.



Преображенский храм визуально выглядит очень сложным, хотя его планировка вполне традиционна. Это издревле известный тип храма - «круглый о двадцати стенах». К центральному восьмерику «от пошвы» по сторонам света добавлены четыре прируба. В восточном пятигранном прирубе находится алтарь, в западном - притвор, который открыт в центральный восьмерик. Так же в центральное пространство храма открыты северный и южный прирубы. Все срубы поставлены на бревенчатый подклет.

Вокруг западного прируба сделана закрытая галерея, на которую ведёт двухвсходное крыльцо на выпусках. На галерею кроме главного крыльца первоначально вели два одновсходных крыльца вдоль северной и южной стены. После устройства ризницы с входом из храма северное крыльцо разобрали. Позднее и южное крыльцо было утрачено. Во время последней реставрации 2009-2021 годов южное крыльцо восстановили.

Церковь Преображения Господня имеет ярусное построение центрального объема. На высоком нижнем восьмерике установлен меньший по размерам второй восьмерик, который в свою очередь завершается небольшим третьим восьмериком. Боковые прирубы сделаны двухступенчатыми завершающиеся бочками с полицами. Переход от нижнего восьмерика к среднему закрывается не полицей, а бочками на каждой грани восьмерика, которые образуют третий ярус. На боковых стенах нижнего восьмерика, в уровне верхнего яруса бочек прирубов, сделаны декоративные фронтоны, повторяющие форму бочек. На бочках всех ярусов поставлены главки на круглых барабанах. Переход от среднего к верхнему восьмерику выполнен в виде обычной восьмискатной полицы, на которой по сторонам света установлены небольшие бочки с еще четырьмя главками. Крупная центральная глава завершает верхний восьмерик. К барабану центральной главы примыкают декоративные бочки, поставленные в диагональном направлении. Еще одна дополнительная главка поставлена на небольшой бочке над граненой частью алтарного прируба ниже всех остальных главок церкви. В результате храм Преображения Господня имеет уникальное завершение из 22 главок.



На каждом ярусе главки имеют свой размер. Восемь самых крупных главок поставлены в завершении нижнего восьмерика. Следующими идут четыре главки на бочках нижнего яруса прирубов. Еще меньше размер у четырех главок на бочках верхнего яруса прирубов. Самые маленькие по размеру главки установлены на среднем восьмерике и над алтарём. Над всеми доминирует крупная центральная глава храма. Чередование более крупных главок с более мелкими, создает ритмичное движение от нижних ярусов к центральной главе храма. Чтобы не разрушить эту визуальную гармонию зодчие старались поставить главки как можно ближе друг к другу. Поэтому главки нижних ярусов заходят внутрь бочек верхних ярусов. Бочки, барабаны и главки храма покрыты лемехом, а полицы верхних восьмериков и бочек - тёсовые. Композиция храма не распадается на отдельные элементы, а образует монолитный пирамидальный объем.

В храме сохранился золочёный резной иконостас, имеющий 7 метров в высоту и 23,5 метра в длину.



Церковь Преображения Господня на Спасо- Кижском погосте, кроме очевидных художественных достоинств, интересна сочетанием традиционных планировочных построений с объемно-пространственными решениями. Архаичная композиция восьмерика «от пошвы» с четырьмя прирубами, покрытых бочками, сочетается с ярусным построением всех объемов и многоглавым завершением. Храм является уникальным памятником Русского деревянного зодчества.

* * *

Мы рассмотрели по новой классификации все типы деревянных храмов, возводимых до 1917 года, и ныне строящихся в России по традиционной технологии, тесно связанной с культурой русского человека.

Всё разнообразие художественного облика церквей в одном типе обеспечивалось размерами и пропорциями основных частей храма, разными формами завершений основного объёма и прирубов, типов алтарей, наличием в храме галерей и дополнительных приделов, или их отсутствием, а также различными украшениями фасадов, включая использование разных видов крылец.

Введение новых названий типов церквей, как предполагаю, упорядочит классификацию и приблизит их названия к характеристике несущих конструкций, раскрывая конструктивный образ самой церкви, а не её внешнего облика.

Рассмотрев основные конструктивные типы деревянных храмов, теперь мы перейдём к рассмотрению основных отдельных частей постройки, без которых ни один православный храм не может быть построен. Такими главнейшими частями являются завершения храма, его алтарная часть (апсида), трапезная, притвор и галерея с крыльцами.

Продолжение главы следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

деревянные часовни, типы храмов, деревянные церкви, типы деревянных церквей, Русь деревянная, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up