3. СТАРООБРЯДЧЕСТВО и ЕДИНОВЕРИЕ

Jan 03, 2022 00:00





СТАРООБРЯДЧЕСТВО

История возникновения раскола

С Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром и до середины XVII века русские люди жили и верили по одним церковным законам, хотя в разное время наблюдались различные толкования и подходы к тем или иным нормам православия и христианской жизни, но они не носили резкого противостояния, а скорее были дискуссионными.

Как известно, великий князь Владимир воспринял православие от греков. Православие нашло на Руси благодатную почву - здесь появились новые подвижники и проповедники слова Божия, были воздвигнуты великолепные храмы, подготовлены многие письменные труды о вере, написаны образа, составлены красивые службы, сложены песнопения.

Флорентийская уния 1439 года с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков.

Большим событием в жизни Церкви стал Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. Одним из важных постановлений Собора провозглашалась поддержка русской церковной традиции. Категорически неприемлемыми назывались пережитки язычества и следование иноземным веяниям. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.



С воцарением на царский престол Михаила Федоровича, когда внутренняя смута улеглась, получила развития идея о необходимости исправления богослужебных книг и обрядов русской церкви. Эта деятельность получила название «книжной справы». На первом её этапе, который проходил при поддержке патриарха Филарета и продолжился при патриархе Иосафе I, в качестве правильных источников рассматривались только русские рукописи. Но уже при следующем патриархе Иосифе, усилия книжников были направлены на подготовку издания полного церковнославянского текста перевода Библии. Налицо было стремление согласовать славянский перевод с греческим текстом, при этом в качестве посредника могли выступать западнорусские тексты. Для исправления богослужебных книг при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева в Москву были приглашены монахи, во главе с Епифанием Славинецким - знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек.

Когда, в царствование Алексея Михайловича, русским патриархом стал Никон, он ревностно принялся продолжать исправление богослужебных книг и древних церковных обрядов по греческим образцам.

В ходе реформы, предпринятой патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих позициях:

  1. Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рожденна, а не сотворенна», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус».
  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена малых земных поклонов.
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а «не посолонь»).
  4. Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

     Все эти изменения в Церкви встретили во многих последователях прежних обрядов, идущих со времён князя Владимира, не только неприязнь, но и протест, который привёл к церковному расколу.

Касаясь деревянного зодчества, церковная реформа Никона формально не затрагивала архитектуру храмов и их завершений, однако приоритет греческих образцов в обрядовой практике был признан духовными властями и выразился в их нерасположении к национальным (русским) формам в архитектуре,  и, прежде всего, к архитектуре деревянных храмов, в частности шатров. Поэтому при выдаче благословенных грамот архиереи старалась следовать новым веяниям. Это обстоятельство ещё «подлило масло в огонь».

Согласно решению поместного Московского Собора 1656 года всех крестящихся двумя перстами объявили еретиками и предали анафеме. Это решение Московского Собора противоречило постановлениям Константинопольского Собора, подписанное патриархом Паисием и ещё 24 иерархами. Оно утверждало: «Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры, если только в главном и важном сохраняется согласие с кафолическою церковью». Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, отменённая только Поместным собором РПЦ 1971 года, стала одной из главнейших причин раскола.

Протопоп Аввакум был известен своей строгостью и трепетным отношением к православию, благодаря чему стал самым яростным противником реформы Никона, идейным вдохновителем старообрядцев и их фактическим лидером. Он говорил: «Стойте в вере твёрдо и незыблемо, страха же человеческого не убойтеся и не ужасайтеся, Господа же Бога нашего святите и в сердцах ваших прославляйте и Той будет нам грешным во спасение, яко с нами Бог». Он был сожжён с тремя своими сподвижниками 14 апреля 1682 года в Пустозерске (ныне урочище в Ненецком округе, близ Нарьян-Мара).

Большой Московский Собор 1666-1667 годов предал всех раскольников проклятию за непокорность.  Начался самый трагический и сложный этап истории русского православия - гонения старообрядцев. Доходило даже до вооружённых восстаний не только «непокорных» мирян, но и монахов, непризнающих новые церковные правила и исправленные книги. В историю вошло знаменитое Соловецкое восстание 1668-1676 годов.

Практически на протяжении 250 лет, вплоть до начала ХХ века, на старообрядцев шли гонения не только со стороны Синодальной (правящей) церкви, но и со стороны государства с использованием в отдельных случаях карательных отрядов. Были отмечены случаи массового самосожжения «непокорных» мирян. Так, в последние десятилетия XVII века по Северу России прокатилась целая волна самосожжений. Первыми в этом трагическом ряду были «гари» в Каргопольском уезде (Дорские «гари»), за ними последовали такие крупнейшие в истории, как Палеостровские (1687 и 1688 годы). В них погибло более 4 тыс. человек и Пудожская в 1693 году, где сгорели более тысячи человек и другие. Только 17 апреля 1905 года высочайшим повелением императора Николая II был опубликован манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Но трагический раскол Церкви не преодолён до сих пор.

Старообрядческие согласия

Старообрядчество, как ортодоксальное духовное движение в Русской Церкви, разделилось на два основных направления - поповщину и беспоповщину. Причины этого разделения состояли уже не в обрядах, а в богословском понимании незыблемости Церкви, церковных Таинств и иерархии.

Находившиеся с середины XVII века выкинутыми властью из общества, старообрядцы стали скрываться от гонений в труднодоступных глухих местах: лесных дебрях Заволжья, на Русском Севере (в Поморье), в сибирской тайге и, тогда ещё необжитом, Дальнем Востоке. Также достаточно многочисленные поселения староверов имелись в Речи Посполитой. С конца XVII века достаточно многочисленные старообрядческие общины переселились в Австрию, Пруссию и Османскую империю. Всего по переписи 1753 года только в России числилось 36842 раскольника.

Одной из серьезнейших проблем, стоявших перед старообрядцами с самого начала раскола Русской Церкви, было отсутствие единоверных им епископов. Единственным епископом, выступивший против реформ патриарха Никона, был Павел Коломенский, но он умер 1656 году. Это привело к дискуссиям среди старообрядцев о возможности заимствовать священство от Никоновской (позже - Синодальной) Церкви, благочестие которой, по мнению старообрядцев, значительно пострадало от реформ. Вскоре старообрядчество разделилось на «беспоповцев», отказавшихся от священнического окормления, и «поповцев» (точнее - «беглопоповцев»), принимавших иереев (беглых попов), переходивших из Никоновской Церкви. Поэтому причины этого разделения состояли уже не в обрядах, а в богословском понимании незыблемости Церкви, церковных Таинств и иерархии.

Разбросанные на большой территории и гонимые властями, старообрядцы образовывали объединения, впоследствии названные согласиями. Конец XVII-вторая половина XVIII веков - период зарождения многих старообрядческих согласий. Мы расскажем только о двух самых значимых согласиях в старообрядческом мире.

1. Поморское согласие

Это одно из направлений старообрядчества, относящиеся к «беспоповцам», утвердившееся к началу XVIII века, после смерти священников дораскольного рукоположения. Главной особенностью их вероучения является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться «беспоповцами», так как они остались совершенно без священников. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из Никоновской (позже - Синодальной) Церкви крестили заново. Оставшись без священства, беспоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств - крещения и покаяния, то их стали совершать простые миряне. Проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников. Это - миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.

Выго-Лексинское общежительство - крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию. Оно состояло из Выговского Богоявленского мужского и Лексинского Крестовоздвиженского женского общежительств под единым управлением, как некий «остров истинного благочестия».

Выговское общежительство было основано в октябре 1694 года Даниилом Викулиным, братьями Денисовыми, Петром Прокопьевым и Трифоном Петровым на левом берегу реки Выг (современная деревня Данилово на реке Верхний Выг в Медвежьегорском районе республики Карелия).



Первоначально, до переноса женской части на Лексу, Выговская Богоявленская обитель была общей, но разделена стеной на две половины - мужскую и женскую.

В 1706 году в 20 верстах в востоку от мужской Богоявленской обители, на правом берегу реки Лексы (правого притока р. Выг) была основана женская Крестовоздвиженская обитель с часовней в честь Воздвижения Креста Господня. Официальное название - «Пречестная обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня».  Ныне - урочище Лекса, в 10 км к северу от д. Сергиево Медвежьегорского района республики Карелия.



Первой матушкой (игуменьей) в обители была поставлена монахиня Соломония, родственница Андрея Денисова.

Эти места идеально подходили для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров. В основе устройства Выго-Лексинского общежительства, насельниками которого были миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие. В «скитах», т.е. крестьянских хуторах, существовавших вокруг Выго-Лексинского общежительства, допускалась семейная жизнь.

Архитектурная планировка Выго-Лексинского общежительства было организована по обычному монастырскому плану: в центре стояла соборная часовня (храмов у «беспоповцев» не было), которая переходом соединялась с трапезной палатой; по периметру располагались жилые кельи, хозяйственные постройки, а так же больница. Всё общежительство было обнесено высокой оградой, главные ворота которой именовались святыми. Все постройки обители были деревянными, строились из местного леса.

Случались пожары. Так, летописец упоминает о пожаре, случившийся в Лексе на Вознесение Господне (15 мая) 1727 года, но спустя уже пару лет был монастырь отстроен заново.

В 1717-1740 годах Выго-Лексинское общежительство стало главным идейным центром староверов поморского согласия. Здесь были выработаны, сформулированы и обоснованы главные принципы вероучения: теория духовного антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, выделение нужно-потребных таинств (крещения и покаяния) и обоснование канонической возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества. Именно здесь были созданы основополагающие догматические сочинения, доказывающие истинность старой веры.

В 1816 году только в Лексе проживало 720 монахинь. Их труд способствовал экономическому процветанию общины. Поморские старообрядцы вели активную просветительскую работу. Монастыри служили местом, куда беспоповцы почти со всех мест России привозили своих детей для обучения грамоте, письму, рукоделию и пению по крюковым нотам, а главное - древнему благочестию. О большом значении женской Лексинской школы говорит то, что в Поморье она называлась «Лексинской академией».

Ужесточение мер против старообрядцев заметно усилилось с приходом к власти в 1826 году Императора Николая I и с назначением в 1836 году Олонецким губернатором Андрея Васильевича Дашкова. По данным 1837 года, в Данилове, Лексе и на пашенных дворах проживало 1382 старообрядца. А уже в 1850 годах из них оставалось только 20 мужчин и 252 женщины. Также обстояло дело и в мужском Выгодском монастыре. В 1854 году началось выселение жителей Выговского общежительства. Большинство было выслано за Урал и другие районы России. В 1857 году Выго-Лексинское общежительство было закрыто. Так закончилась история старообрядческой обители поморского согласия. В Данилове и Лексе открылись православные приходы.



Остатки Выговского Богоявленского мужского общежительства с храмом Синодальной Церкви в нач. ХХ века.



Остатки Лексинского Крестовоздвиженского женского общежительства с храмом Синодальной Церкви в начале ХХ века.

Несмотря на печальный конец, Выго-Лексинское старообрядческое общежительство оказало большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Это была одна из крупиц Русской истории.

Крупными центрами поморского согласия на протяжении XIX века оставались Саратовская губерния, Верхокамье, Урал и Западная Сибирь. Поморское влияние укрепилось в значительном числе волостей Пермской и Вятской губерний. Если в XVIII веке основными центрами старообрядчества были скиты, то в XIX веке, как правило, - города, горнозаводские посёлки или торгово-промышленные сёла, а руководителями беспоповских согласий всё чаще являлись купцы и крестьяне-предприниматели.

2. Белокриницкое согласие

Беглопоповское согласие сформировалась в конце XVII века. Свою потребность в священнослужителях они пополняли за счёт православного духовенства, «перебегавшего» в старообрядчество. Отсюда происходит и название «беглопоповцы». Из-за нравственных качеств беглых попов  старообрядцы хотели приобрести собственного епископа и, таким образом, иметь свою трехчастную церковную иерархию. Однако все предпринятые попытки были безуспешны.

Жесткие меры правительства Императора Николая I, направленные против старообрядцев, подкрепленные соответствующими законодательными актами, поставили под угрозу само существование беглопоповцев и вынудили их энергично заняться поисками собственного архиерея. Многолетние поиски архиерея, предпринятые старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели к присоединению к старообрядчеству 28 (или 29) октября 1846 года через миропомазание и отречение от ересей находившегося на покое греческого митрополита Амвросия.

За время пребывание на Буковине, в Белой Кринице, с 12 октября 1846 по 6 декабря 1847 годы митрополит Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек. Одним из его главных дел было поставление себе преемника. Это было специально оговорено в «Условии», подписанном греческим митрополитом и старообрядцами. 6 января 1847 года священноинок Кирил (Тимофеев) был рукоположен Амвросием во епископа села Майнос (поселение старообрядцев-некрасовцев в Османской империи), а уже 8 февраля 1847 года Кирил был поставлен наместником Белокриницкой митрополии.

4 января 1849 года Кирил становится митрополитом Белокриницкой митрополии, а Онуфрий (Парусов) - наместником. 3 февраля 1853 года был рукоположён митрополитом Белокриницким Кирилом во архиепископа Владимирского Антоний (Шутов).

Фактически начало Белокриницкой старообрядческой иерархии в России было положено Антонием. Став Владимирским архиепископом, он получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, оповещая об этом Белокриницкую митрополию. Грамотой митрополита Кирила от 25 ноября 1859 года Антоний был объявлен архиепископом Московским и всея России, которому должны подчиняться все российские старообрядческие иерархи.

24 февраля 1862 года в ответ на многочисленные нападки со стороны «беспоповцев» и обвинения в еретичности было издано «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии», подготовленное архиепископом Антонием. Не вдаваясь в содержание этого труда, необходимо отметить, что «Окружное послание», которое должно было стать первым шагом на пути к унификации идеологии согласия, стало главной причиной его раскола на окружников и неокружников.

В условиях гонений государственной власти и Синодальной Церкви на старообрядцев, Белокриницкая иерархия в XIX веке не имела право создавать свои старообрядческие монастыри и церкви.

После кончины императора Николая I, последовавшего 18 февраля 1855 года, царское правительство, пусть и малыми шагами, но постепенно смягчает своё отношение к старообрядцам. Так, при Александре II в 1875 году государством были признаны браки староверов, а их дети считаться законнорожденными. При царствовании императора Александра III 3 мая 1883 года был издан «Закон о старообрядцах». Старообрядцы получали ряд гражданских прав: заниматься промышленностью и торговлей, получать паспорта на общих основаниях. Им разрешалось совершать «общественные богомоления и богослужения», в том числе и в специально устроенных молитвенных домах, открывать новые молитвенные здания, но только с разрешения обер-прокурора Синода и министра внутренних дел. По-прежнему запрещалось возводить храмы и колокольни.

Примером постройки этого периода может служить моленная, освящённая в 1882 году в честь Казанской иконы Божией Матери в деревне Слободище Ильинской волости Богородского уезда (ныне - Орехово-Зуевского район Московской области).



Деревня Слободище расположена в Мещёрской низменности на левом берегу реки Гуслица, левого притока Нерской (Москворецкий бассейн). Местность, где расположена деревня издревле называется «Гуслицы». В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру стрельцы и бояре, а вместе с ними местность стала заселяться другими старообрядцами. По преданию, в Слободищах одно время скрывалась представительница древнего княжеского рода, староверка Болховская. Из Слободищ происходит знаменитый старообрядческий род купцов-благотворителей Рахмановых.

Впервые старообрядческий храм в Слободищах упомянули в 1826 году «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих молельнях и часовнях». Это был один из восьми храмов Московской губернии с алтарём, разорённым властями в 1857 году. Первый известный священник - отец Александр Сысоев из местных крестьян, поставленный после основания Белокриницкой иерархии. Изначально храм имел посвящение в честь Илии пророка, так как издревле деревня относилась к приходу Ильинского погоста. Но после чуда исцеления жителей Слободищ от холеры иконой Казанской Божией Матери деревни Губинская (ныне - Губино), моленную переосвятили в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Ныне стоящий в деревне клетский двусветный старообрядческий Казанский храм построен в 1882 году как моленная на средства крупной старообрядческой общины Белокриницкого согласия, принявшая «Окружное послание». В 1909 году моленная перестроена в Казанскую церковь: во внутреннем помещении у восточной стены иконостасом был отгорожен алтарь. Тогда же храм был накрыт вальмовой кровлей с крупной главкой. С запада к храму примыкает небольшой притвор под двускатной крышей. Храм был рублен «взакрой», то есть сразу под обшивку. До вт. пол. 2000-х годов храм был украшен красивой пропильной резьбой, идущая по карнизу и спускающаяся по пилястрам. При ремонте фасада резьба была удалена.

В 1930-х годах Казанская церковь была закрыта, вновь открылась в 1946 году и больше не закрывалась. С 2002 года храм является объектом культурного наследия регионального значения.

После опубликования 17 апреля 1905 года манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», подписанным императором Николаем II, были значительно расширены права старообрядческих общин. Теперь любой поданный Российской Империи лишался уголовной и административной ответственности за выбор вероисповедания, с оговоркой, что правовое обеспечение выбора веры наступает в совершеннолетнем возрасте. Старообрядцы официально стали называться не раскольниками, а старообрядцами.

Так называемый «золотой век старообрядчества» - есть символическое название двенадцати лет от начала свободы вероисповедания до событий февраля и октября 1917 года. За этот период было построено около тысячи старообрядческих храмов и часовен. Многие из них отличаются выдающимся архитектурным решением. Каждый из храмов одновременно становился своеобразным «музеем», содержащим уникальное собрание бесценных древних икон, книг, богослужебных предметов, облачений, за древностью которых им, в буквальном смысле слова, не было цены.  В сельской местности рубились деревянные старообрядческие храмы или перестраивались из моленных. Примером храма этого периода старообрядчества может служить церковь преподобного Михаила Малеина, построенная архитектором Иваном Ивановичем Струковым в 1912 году в деревне Тимково Буньковской волости Богородского уезда (с 1930 года - Ногинский район Московской области).



Старообрядческая церковь Михаила Малеина в 1910-х и в 1990-х годах

Деревня Тимково расположена в лесной местности левобережья Шерны, левого притока реки Клязьмы. Богородский край со второй половины XVII века начал заселяться старообрядцами, бежавшие от преследования властей в малонаселённые места. Известно, что в конце XIX века в деревне была большая старообрядческая община окружников Белокриницкого согласия и уже существовала моленная. Основателем и почетным председателем Тимковской старообрядческой общины был владелец Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов. В середине 1912 года им было предложено вместо обветшавшего молитвенного дома построить деревянную церковь в память трехсотлетия царствующего Дома Романовых с посвящением прп. Михаилу Малеину - небесного покровителя первого русского Царя из рода Романовых Михаила Федоровича.

Закладка храма состоялась 24 июня 1912 года, а уже 26 ноября 1912 года он был освящён.

Клетский храм под клинчатой кровлей с полицами, рублен «в обло» и поставлен на кирпичное основание. Основной объём с одним ярусом сдвоенных окон с «корунами», имеет боковые крыльца. Трёхстенный алтарный прируб дополнен с востока пятистенным прирубом меньшего размера, рубленного «в лапу». С запада основной объём имеет небольшую, пониженную трапезную, так же крытую клинчатой кровлей. Над притвором первоначально поднимался стройный восьмерик колокольни с высоким шатром. Украшало церковь западное двухвсходное крыльцо с балясинами, столбы крыльца имели глухую и пропильную резьбу.

Закрыта церковь была на рубеже 1920-1930-х годов. Храм лишился главок, клинчатой кровли и колокольни, превратился в сельский клуб, а в 1980-1990-х годах уже пустовало. Примерно в 2006 году в нём произошёл пожар и с тех пор уникальная постройка стоит без крыши, без какой-либо защиты от осадков и медленно разрушается, хотя объявлена памятником архитектуры регионального значения.

Мы рассказали только о двух самых крупных старообрядческих согласиях, выбрав по одному из основных направлений старообрядчества: «беспоповцы» и «поповцы» (первоначально - «беглопоповцы»), оставив «за кормой» более мелкие и не очень значимые в истории нашего государства старообрядческие согласия. Выбранные нами согласия сейчас составляют, соответственно, Древлеправославную Поморскую Церковь (ДПЦ) и Русскую Православную старообрядческую Церковь (РПСЦ).

ЕДИНОВЕРИЕ

Единоверие - направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. То есть, это примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество.

Зарождение единоверия в XVIII веке, с одной стороны, выразилось в желании части сторонников старой веры объединиться с Русской православной церковью из-за отсутствия у старообрядцев церковной иерархии, с другой стороны, единоверие возникает в связи с осознанием правительством неэффективности силовых методов борьбы с расколом, провоцирующих старообрядцев на сопротивление. Так, в начале XVIII века встречается несколько фактов единства старообрядцев с православной Церковью. Терские казаки, к примеру, почти до сер. XVIII века пребывали в единении с Синодальной Церковью и в подчинении Астраханскому епископу, держась в то же время двоеперстия и некоторых других дореформенных обрядов. Однако подобные случаи были редки. После Большого Московского Собора 1666-1667 годов, анафематствовавшего старые обряды и придерживавшихся их, правительственная политика была направлена на искоренение старообрядчества.

Массовые обращения старообрядцев к Синодальной Церкви начались в правление императрицы Екатерины II, при которой политика в отношении к последователям старой веры была смягчена. В сентябре 1763 года Синод объявил о том, что употребление двоеперстия не должно считаться признаком раскола, в марте следующего года был издан манифест императрицы, распространявший постановление Синода о двоеперстии на все старые обряды. В 1765 году архимандрит Платон (Левшин) издал книгу «Увещание в утверждение истины и в надежду действия любви евангельской», в которой говорилось о единении веры при разности обрядов. Книга стала своеобразным руководством для рассмотрения возможности присоединения старообрядцев к Синодальной Церкви с сохранением для них дореформенных чинопоследований.

Единоверие было учреждено императором Павлом I в 1800 году на основании правил митрополита Платона (Левшина).  Старообрядцы получали возможность воссоединиться с Церковью и получить своих священников. До революции в России существовало 600 единоверческих храмов и 20 монастырей.

Примером единоверческой церкви может служить храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Малое Мурашкино Большемурашкинского района Нижегородской области.

Село Малое Мурашкино расположено в одной из ложбин Приволжской возвышенности, в 80 км к юго-востоку от Нижнего Новгорода. До 1917 года село находилось в Княгининском уезде Нижегородской губернии.

В окрестности села на расстоянии всего 15 километров, родились в начале XVII века патриарх Никон (с. Вельдеманово) и протопоп Аввакум (с. Григорово) - главные действующие лица церковного раскола.



1. Место рождения патриарха Никона [7 мая 1605 г.]; 2. Место рождения протопопа Аввакума [5 декабря 1620 г.]; 3. Покровская единоверческая церковь в с. Малое Мурашкино.

Впоследствии этот район также был тесно связан со старообрядчеством. Деревня Малое Мурашкино до середины XIX века являлась приходом села Большое Мурашкино, так как своего храма не было, об этом говорит Специальная карта Западной части России Фёдора Фёдоровича Шуберта 1826-1840 годов. К середине XIX века в деревне в среде старообрядцев образовалась единоверческая община, которая, судя по карте Нижегородской губернии 1850 года Александра Ивановича Менде, построила себе первый храм.

Ныне существующая деревянная единоверческая Покровская церковь с одним престолом построена в 1874-1876 годах на средства Георгия Бокова и других благотворителей. Освящена 8 сентября 1876 года. В 1903 году церковь кроме алтаря была перестроена.



Четверик под двускатной кровлей, обшитый тёсом, завершён декоративным пятиглавием. С востока к основному объёму примыкает трёхстенный алтарь. Храм имеет небольшую трапезную и шатровую колокольню. В ХХ веке церковь не закрывалась. Единоверческая община в Малом Мурашкино - единственная в России, не прекращавшая своего служения Господу в годы советской власти.

Фото и карта из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

единоверие, деревянные церкви, Русь деревянная, деревянное зодчество, старообрядчество

Previous post Next post
Up