1. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть XI

Jan 01, 2022 11:00





ЦЕРКОВНАЯ  АРХИТЕКТУРА

(продолжение главы, начало см.)

Рассмотрев храмы Центральных и Северных районов России, переходим к описанию церквей других регионов страны, архитектура которых имеет свои особенности, связанные как с историей заселения, так и с природно-климатическими факторами этих районов.

Южнорусские храмы

Церковное строительство на юге и юго-востоке России, то есть в Малороссии, в Области Войска Донского (Ростовская область и западные районы Волгоградской области), Курская (Белгородская и Курская области) и Воронежская губернии восходит  ко времени появления оседлых православных славян в этих местах и строительства оборонительных засечных черт, т.е. не ранее XVI века. Хотя ранее на эти земли с Крыма заходили православные греки, создавали свои поселения и монастыри, но ко времени славянского заселения на этих землях от греческой культуры сохранились лишь пустующие пещерные монастыри, часть из которых русские приспособили под свои монастыри (скажем, пещерная часть  Дивногорского Успенского монастыря в Воронежской области), в некоторые пещеры продолжают пустовать до сих пор. Более подробно о проникновении греческой культуры на южно-русские земли можно ознакомиться из моей статьи.

На Кубани первые деревянные православные храмы начали возводиться только с конца XVIII века.

* * *

Впервые аналитическим разбором особенностей архитектуры донских деревянных храмов занялся в середине XIX века академик Егор Андреевич Ознобишин. В черновых материалах статистического комитета за 1867 год содержится его записка о результатах поездки по территории Области Войска Донского, где наряду с описанием донских станиц, он обращает «особое внимание комитета на необыкновенно интересные постройки древних войсковых церквей». Е. А. Ознобишин установил некоторое сходство деревянных донских церквей с новгородскими (северорусскими) деревянными храмами. Основным тождественным признаком он считал ярусность.

Александр Георгиевич Лазарев в своих исследованиях по архитектуре деревянных храмов Подонья и в Приазовья задался вопросом о существовании «донского стиля», основываясь на установленных им закономерностях. Он установил, что в основе формирования архитектурного облика южного деревянного храма, окончательно сложившегося к концу XVII века, лежала политическая независимость донских казаков: если дипломатические вопросы в казачестве до 1721 года решались через Посольский приказ, то вопросы касающиеся строительства православных храмов, ограничивались местным самоуправлением.

Несмотря на то, что на отдельных южных храмах явно прослеживались следы влияния иноземного зодчества, по существу, эти памятники являлись произведениями местного народного творчества, стоящего в некотором отношении в близкой связи с церковным зодчеством Прикарпатской Руси и даже Русского Севера. Разница в подходах к строительству храмов между северными и южными регионами России скорее обусловлена природно-климатическими факторами, нежели влиянием других народов. Так, в свойствах строительного материала, мы склонны видеть причину большего распространения на юге Европейской части страны формы восьмиугольного сруба. В самом деле, обычным строительным материалом на юге являются дуб и граб, не дающие таких длинных брёвен, как сосна или лиственница, поэтому, даже при сравнительно незначительных размерах церквей, южанам волей-неволей приходилось прибегать к восьмерикам, которые можно сделать довольно вместительными и при относительно коротких брёвнах.

Если на севере срубы церквей ставились почти всегда непосредственно на грунт («на пошву»), то на Дону, где известняка много, храмы чаще всего ставились на каменные фундаменты; в Малороссии все церкви всегда стояли подобно северным - на земле, причём нижний венец делался из толстых дубовых брёвен (подвалин) и только в конце XIX - начале ХХ веков под некоторые из них были подведены фундаменты.

Отличительной чертой южных церквей является то обстоятельство, что они не имеют высоких подклетов, которые не нужны на юге, в отличии от храмов Русского Севера. Поэтому к южным храмам не пристраивают высоких крылец с лестничными маршами.

Имеются отличия и в терминологии. Западный прируб к основному объёму (трапезная) первоначально предназначался во время службы исключительно для женщин, поэтому он на юге получил название «бабник».

Средний сруб (основной объём), имеющий бóльшие размеры, чем западный и восточный, служит помещением для молящихся. Первоначально в нём стояли только мужчины, поэтому на Дону и на других южных землях он носит название «мужичника». С «бабником» «мужичник» соединяется широким пролётом, а его восточная стена закрывается высоким иконостасом, перед которым находится солея. В некоторых донских церквах посреди «мужичника» возвышаются столбы, поддерживающие балки потолка или вышележащие срубы.

Восточный прируб к основному объёму всегда служит алтарём, или «пресвитерией», как его называют на Дону. К нему с севера или юга примыкают иногда небольшие срубы, предназначаемые для ризниц. Боковые прирубы к алтарю являются в большинстве случаев пристройками более поздними, нежели основная часть храма.

Отличительной чертой малороссийских церквей является галерея, встречающаяся при всякой форме срубов и опоясывающая церковь кругом, отчего она и носит название «опасань», то есть пояс. Она предназначена для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит укрытием в непогоду. Такие галереи часто встречаются в церквах Прикарпатской Руси, тогда как на Дону они были редки и не получили вполне законченных форм.

* * *

Как было сказано ранее, тип храма определяется планом, по которому строился храм. По этому критерию деревянные южнорусские церкви можно разделить на три группы: к первой относятся храмы, главная часть которых состоит из трех, реже четырех, срубов, поставленных один непосредственно за другим по оси запад-восток; ко второй группе относятся такие церкви, срубы которых образуют в плане форму креста; и, наконец, к третьей, весьма немногочисленной группе, нужно отнести церкви, которые скомпонованы из девяти срубов.

1. Трёхсоставные храмы

Тип трёхсоставных храмов традиционен как для северных храмов, так и для южных. Такие храмы состоят, в большинстве своём, из трапезной (притвора), основного объёма и алтаря. Часто боковые прирубы имеют своё башневидное завершение с главами, тогда такие храмы составляют свою подгруппу.

А. Одноверхие храмы

Группа одноверхих храмов по своей внешности является самой простой и, по-видимому, может быть признана самым древним типом церковного строительства на юге России. Последнее подтверждается тем, что срубы таких церквей, лишь за немногими исключениями, имеют в плане форму клети, которую, как мы замечали выше, следует считать древнейшей формой церковного плана. Все дошедшие до нас одноверхие церкви по своим размерам очень невелики, но сохранили в своей внешности больше архаичных черт самостоятельного народного творчества, нежели церкви других типов, хотя построены они приблизительно в одно и то же время с последними.

1. Клетские храмы

Примером такого храма может служить небольшая клетская церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца, которая была построена в 1773 году из дубовых брусьев в селе Соколов Чортковского района (до 2020 г. - Бучачский район) Тернопольской области.



Основной объём храма шире и выше, нежели притвор и алтарь, чем подчеркивается важная роль этого помещения. Планировка храма отразилась и на расчленении двухскатной крыши, средняя часть которой поднята выше, чем перекрытия над притвором и алтарем. Над основным объёмом церкви подымается невысокая шейка, несущая главку с крестом кузнечной работы.

Вокруг церкви на высоте 1,5 м от земли тянется поднавес на выпусках, защищающий нижнюю часть сруба от осадков. Храм покрыт гонтом.

Первоначально притвор и основной объём были разделены стеной с переходом арочного типа. Позже, после Первой мировой войны, сделали сплошной прорез на месте арки. Соответственно прорезали и западную дверь в притворе. Теперь люди, стоя во дворе, могли видеть богослужение в храме.

В 1972 году Никольскую церковь перевезена во Львов. После проведения реставрационных работ она стала экспонироваться в секторе «Подолия» музея народной архитектуры и быта.

2. Круглые храмы

К сожалению, ни одной старинной деревянной казацкой церкви не сохранилось, но остались их фотографии и зарисовки, по которым можно восстановить внешний облик постройки. Круглые «от пошвы» храмы строились как в Малороссии, так и на Дону. Примером такого храма могла бы служить церковь Димитрия Мироточивого Солунского, срубленная в 1778 году в станице Урюпинской Области Войска Донского и перевезённая в 1793 году в станицу Бесплемяновскую.



Рис. М. В. Красовского (по В. В, Суслову) из его книги Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Петроград, 1916 год.

Центральный сруб храма («мужичник») рублен восьмериком «от пошвы»,  стены которого имеют небольшой наклон к центру и заканчиваются довольно высоким повалом, выше которого над спускающимися к нему скатами крыши, поднимаются еще три низких срубика, отделенных друг от друга довольно крутыми скатами крыш и завершенных шаровидной главкой, стоящей на едва заметной шейке. Такие же главки, но только значительно меньшего размера, высятся над высокими крышами «бабника» и алтаря, в точках схода их пяти скатов. Стены храма покрыты гонтом. Перед дверью «бабника» устроена небольшая звонница, покрытая двухскатной крышей.

В 1842 году станица Бесплемяновская становится казацким хутором, который был приписан к юрту станицы Петровская.

В 1883 году Димитриевский храм сгорел. Более подробно об истории храма и местности можно ознакомиться из моей статьи.

Ныне хутор Бесплемяновский находится в Урюпинском районе Волгоградской области.

Б. Трёхверхие храмы

Как известно, Московский Церковный собор ещё в середине XVII века запретил строить трехглавые церкви, а между тем в Малороссии и на Дону эта форма церквей продолжала быть преобладающей. По крайней мере, большинство из дошедших до нас старинных церквей Малороссии и Области Войска Донского завершаются тремя главами.

Трехглавие южных церквей вытекало естественным путём из трех срубов, входивших в состав обычной южной церкви, и появившихся, в свою очередь, вследствие необходимости в церкви три самостоятельных помещения. С течением времени обычай строить церкви трехглавыми незаметно слился в представлении духовенства и народа с олицетворением канонического догмата триединства Божества.

По виду срубов трёхчастные храмы подразделяются:

1. Храмы с трёхстенными прирубами

Такие церкви самые простейшие в этом типе храмов. Три разновеликие клети ставились по главной оси. Центральная клеть, для придания выразительности постройки, была больше по размерам и имела ярусную композицию. Первоначально, как правило, такие храмы не имели галереи. Примером такого храма может служить церковь Воскресения Христова, построенная на Ровенщине в селе Кисоричи в 1789 году.



Храм относится к архаическому типу, без галереи. Церковь рублена «в обло» из сосновых брёвен и завершается тремя шатрами с небольшими маковками. В 1970-х годах церковь перевезена в музей народной архитектуры Украины в Пирогово.

* * *

Развитием этого типа являются храмы, когда на четверики всех трёх срубов ставили восьмерики. Такая ярусная церковь Покрова Богородицы, к примеру, была построена в 1775 году в селе Сухой Яр Ставищенского района Киевской области и перевезена в 1983 году в музей народной архитектуры и быта, находящийся в городе Переяслав-Хмельницкий.

2. Храмы с пятистенными прирубами

Это наиболее распространенный подтип трёхчастных церквей, при котором три сруба имеют срезанные углы. В этом типе боковые срубы бывают как с простыми завершениями, так и ярусными.

Примером трёхсрубного храма, составленного из восьмериков может служить Никольская церковь города Винницы.



Храм является одним из самых лучших образцов Подольской школы деревянной народной архитектуры. Этот старейший действующий православный храм был возведён в 1746 году на средства Антона Постельника. Место для постройки Никольской церкви было выбрано на левом берегу Южного Буга, в Старом городе у подножия горы, на которой находился винницкий замок, на месте предыдущей церкви ХІІІ века, построенной киево-печерскими монахами.

Три сруба, собранные в компактный объем, имеют срезанные углы, образующие три восьмерика. Чуть наклоненные внутрь стены перехвачены по высоте горизонтальными членениями, делящими весь объем на ярусы. Первый невысокий ярус «опасань» - галерея под навесом. Выше поднимается второй ярус до карниза полукруглой крыши срезанного шатра - самый высокий. Здесь, в среднем срубе, устроено большое окно в форме прямого креста. Ещё выше следует второй ярус восьмериков, снова под округлыми крышами срезанных шатров, крытыми в начале ХХ века жестью, взамен традиционной дранки. И, наконец, маленький восьмерик - глухой барабанчик под главкой, увенчанной ажурным, тонкой кузнечной работы четырехконечным крестом, по давнему обычаю поставленным на полумесяц. Вход в храм (в основной объём - «мужичник») расположен с южной стороны. В 1910 году церковь посетил Император Николай II.

2. Пятисоставные (крещатые) храмы

К крещатым храмам относятся такие церкви, которые образованы четырьмя трехстенными или пятистенными срубами; из них восточный служит алтарём, два боковых, вместе со средней в плане клетью, предназначаются для «мужичника», а западный - для «бабника». Как и в первом случае, крещатые храмы могут состоять как из четвериков (клетей), так и из восьмериков.

Пятиглавие южнорусских церквей, вернее, их четыре малые главы размещаются не так, как у великорусских церквей: малые главы южных храмов всегда ориентированы по странам света, тогда как главы великорусских церквей ориентировались в большинстве случаев по направлениям линий северо-восток - юго-запад и северо-запад - юго-восток. Кроме того, пятиглавие церквей юга естественно вытекает из формы срубов и способа их комбинировать, так как каждая глава завершала собой самостоятельный башнеобразный сруб и являлась, так сказать, логическим следствием конструктивного приёма, тогда как в великорусских деревянных церквах пятиглавие не вытекало из формы плана, а служило лишь декоративным целям, имитируя, как мы видели выше, каменные формы. В силу этих причин, все храмы этой группы южнорусских церквей отличаются друг от друга, главным образом, по числу ярусов, образующих их пять башен.

А. Храмы с трёхстенными прирубами

Такой тип имеют южнорусские храмы, нижний ярус которых состоит из четырёх клетей без скошенных углов, открытых в центральный объём. Верхние ярусы таких храмов, как правило, рубились восьмериками, причём башня центрального объёма всегда строилась выше боковых прирубов. Примером южнорусского клетского крещатого ярусного храма мог бы служить утраченный собор Николая Чудотворца Медведовский Николаевского монастыря.



Медведовский монастырь основан в конце XVI- начале XVII веках на острове реки Тясмин в 3 вёрстах от местечка Медведовки, на территории Чигиринского уезда Киевской губернии (современное село Медведевка Черкасской области Украины). Никольский собор был построен между 1785 и 1795 годами.

Б. Храмы с пятистенными прирубами

Рассматриваемый тип храмов близок по типу к предыдущей группе храмов. Единственное отличие - вместо клетей в этой группе «от пошвы» поднимаются восьмерики. Примером храма этой группы может служить Никольская церковь, построенная в 1732 году в селе Новый Ропск Черниговской губернии (ныне - Климовский район Брянской области).



Церковь Николая Чудотворца построена на средства гетмана Даниила Павловича Апостола. Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины конца XVII - начала XVIII веков. Стены срублены из сосновых брёвен, стоящие на кирпичном цоколе.

Центральный четверик храма выделен бóльшими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые прирубы с приделами Троицы Живоначальной и прп. Димитрия Солунского, меньше западного («бабника») и алтаря. Они поставлены не совсем обычно - выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу крытой обходной галереей - «опасань». Главный западный вход в храм оформлен в XIX веке широким крыльцом. Кроме него, есть ещё четыре боковых входа с небольшими крылечками.

Основным декоративным мотивом фасадов храма выступает традиционная для малоросской архитектуры этого времени обшивка стен вертикальным тёсом с закрывающими швы тонкими рейками, завершенными подкарнизной доской с полукруглыми вырезами и богато профилированными карнизами. Вытянутые прямоугольные окна второго света, часто спаренные, чередуются с небольшими круглыми проёмами в диагональных гранях боковых прирубов.

Большую редкость представляет хорошо сохранившийся интерьер. Открытые внутрь ярусы сообщают каждой из частей храма вертикальное пространственное развитие. Особенно эффектно основное помещение с плоскими треугольными парусами, ступенчатыми гранеными «переходами» и двумя открытыми друг в друга восьмериками. Большими проемами основной объём объединён с западным притвором и боковыми прирубами, в то время алтарь отделён иконостасом. С западной стороны центрального объема над проемом расположена поддерживаемая двумя столбиками галерея хор с лестницей в северо-западном углу. Боковые проёмы, сильно сдвинутые к иконостасу, имеют неправильную форму пологой полуарки.

Роспись на металлической обшивке дверей в обходной галерее, выполненная маслом в 1730-х годах, - уникальный для Брянской области памятник монументального искусства. В изображениях святых сочетаются барочные черты и местные иконописные традиции.

3. Многоверхие храмы

К этой группе церквей относятся крупные храмы, которые могли построить себе только большие губернские или уездные города, и крупные волостные и фабричные сёла с большим числом жителей. По этой причине храмы с девятью срубами строились мало.

План таких церквей, подобно планам предыдущей группы, имеет форму креста, дополненного четырьмя срубами, размещенными по диагоналям, то есть во входящих углах креста. Девятиглавие, как было отмечено выше, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников Божиих, каноническое объяснение числа девяти глав, а в данном случае и числа прирубов, сложилось уже после того, как они стали применяться из чисто эстетических соображений.

Примером девятисрубного храма может служить сохранившийся Троцкий собор в городе Новомосковск Днепропетровской области Украины.



Троицкий собор строился мастером-самоучкой Якимом Кондратьевичем Погребняком из села Новая Водолага Харьковской губернии в 1775-1778 годах, по приказу последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Ивановича Калнышевского, под руководством самарского полковника Антона Андреевича Головатого на средства Войска Запорожского.

Стены рублены «в лапу» из толстых дубовых и сосновых брусьев толщиной 40-45 см на деревянных шипах. Снаружи храм обшит тёсом. После пожара 1855 года собор восстановили в прежнем виде.

1. Храмы Галиции

Буковинский тип церквей

Этот стиль характерен для христианских районов, находившихся долгие годы под Османским завоеванием, когда строить высокие и заметные христианские храмы было нельзя. Церковь строилась как простая сельская хата, где освящался престол и совершались богослужения.

Примером такого типа постройки служит церковь Вознесения Господня в Старом Горече, что на восточной окраине города Черновцы.



Храм был построен в конце XVII века во время Османского завоевания Буковины, вероятно вместе с основанием села Старое Горече. Это - типичная буковинская церковь-хата, которые строили по всей Буковине в молдавско-османский период.

2. Храмы Карпат

Карпатским церквам свойственны четыре основных архитектурных типа: лемковский, гуцульский, бойковский и мармарошский, соответствующие своим этнографическим группам населения.

А. Бойковская архитектурная школа

Бойки - этнографическая группа украинцев. Большинство бойков проживает на своей исторической территории, которая расположена на северных и южных склонах Карпат между реками Уж и Сан на западе и Лимница и Тересва на востоке.

Вдохновленные красотой карпатских гор, архитекторы Бойковщины объединили в своих творениях традиционно украинскую трехдольную планировку со сложной динамикой многоярусных верхов. Силуэты ранних бойковских храмов напоминают древнерусские терема-крепости, а поздние образцы этой школы имеют необъяснимое сходство с буддистскими пагодами.

Бойковский деревянный храм состоит из трех частей: алтаря, основного объёма и бабинца (трапезной). Каждая часть прикрыта отдельной крышей высокой конструкции со многими заломами, причём крыша основного объёма поднимается выше, а другие, прикрывающие алтарь и бабинец, строятся несколько ниже,  перекрывались срубы обычно конусообразными кровлями. Звонницы при бойковских храмах всегда стоят отдельно от самого храма.

Примером храма бойковской школы может служить церковь Николая Чудотворца, построенная в 1763 году в селе Кривка Турковского района Львовской области.



Храм в 1930 году перевезён в город Львов, где поставлен в парке Шевченковский гай. Лишь только в 1966-1971 годах возле храма был собран Музей народной архитектуры и быта во Львове.

Б. Лемковская архитектурная школа

Лемки - восточнославянское население, проживающее в горных районах на границе Украины, Польши и Словакии. Основой строительства лемковских храмов являются три канонические прямоугольных сруба. Основной объём всегда был бóльшего размера, перекрывался балками, а сверху ломаной крышей. Характерной чертой лемковских церквей является колокольня-башня, стоящая на бабинце (притворе).

Примером храма лемковской школы может служить церковь Михаила Архангела из села Шелестово (ныне - п. Кольчино) Мукачевского района.



Храм был построен в 1777 году. В 1927 году перевезён в Мукачево, а в 1976 году - в Закарпатский музей народной архитектуры и быта в Ужгороде.

Трёхсрубный деревянный храм из дубовых брусьев рублен «в лапу» и покрыт  гонтом. Притвор и основной объём храма одной ширины. Верхи алтаря и основного объёма шатровые с заломами, увенчанные барочными главками. Над притвором возвышается стройных пропорций башня-колокольня каркасной конструкции с широким подсебитьем, сверху украшенным аркадой голосников. Венчает башню двухъярусная главка. Срубы притвора и основного объёма окружает опасение на резных столбиках с раскосами.

Храм относится к классическим образцам построек лемковской народной школы зодчества.

В. Гуцульская архитектурная школа

В народной архитектуре Гуцульщины наиболее распространенным является тип пятисрубных деревянных крещатых церквей, прототипом которых, как считается, послужили византийская каменная архитектура и архитектура Галицкой Руси XII-XIV веков. Храмы гуцулов отличаются своей самобытностью, которая резко выделяет их из общего ряда трехсоставных церквей.

В п. Ясиня Раховского района, у подножия горных массивов Черногоры и Свидовца, на одном из уступов горного хребта, который круто спускается в долину реки Чёрная Тиса, стоит деревянная Вознесенская церковь, известная также под названием «Струковская». Она названа по имени пастуха Ивана Струка, который построил на этом месте первый храм в память о чудесном спасении скота во время разыгравшейся метели.

Существующая церковь построена в 1824 году и относится к ценным памятникам гуцульской деревянной архитектуры.



Существующая церковь построена в 1824 году и относится к ценным памятникам гуцульской деревянной архитектуры. «Трудно назвать другую гуцульскую церковь, которая так отвечала пейзажу, как Вознесенская», - писал искусствовед Давид Ноевич Гоберман.

Г. Храмы Мармароша

Мармарош - это наиболее высокогорная и труднодоступная часть Карпатских гор, которая расположена по обе стороны румыно-украинской границы. Характерной особенностью этих мест - удивительные, ни на что не похожие деревянные церкви, которые несут в себе элементы готики, свидетельствуя о взаимосвязи местной архитектуры с архитектурой соседних народов - словаков, венгров и немцев.

Традиционная мармарошская церковь - это высокая колокольня, с четырьмя заостренными башенками по углам и высоким шпилем в середине. Характерным украшением фасадов этой группы церквей являются двойные галереи, напоминающие своей лёгкостью и чёткостью линий аркады ренессансных дворцов. Высокие шпили деревянных церквей является характерной чертой местного пейзажа.

Церковь Параскевы Пятницы в селе Александровка Хустского района Закарпатья, построенная в середине XVII века, является вершиной мармарошской готики.



Образ этого величавого и торжественного храма завораживает и не отпускает еще долго. Безымянные народные зодчие сумели создать действительно замечательную, на редкость гармоничное сооружение, которое идеально вписалась в окружающий ландшафт. Храм стоит на невысоком холме, который служит ему своеобразным постаментом. Вся композиция нарастает ступенчато от низкого алтаря к высокой колокольни с центральным шатром-шпилем, на фартуке основания которого установлены ещё четыре маленьких шпиля с фартуками у основания. Высота башни с крестом составляет 25,5 м.

В интерьере сохранились росписи, созданные «Стефаном, маляром Теребельським» с датой «Года Божьего 1779 месяца августа 6». Алтарь от основного объёма отделяет уникальный по композиции четырехъярусный иконостас, украшенный сдержанной ренессансно-барочной резьбой и живописью, характерной для конца XVII - начала XVIII веков.

Продолжение главы следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

типы храмов, деревянные церкви, типы деревянных церквей, Русь деревянная, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up