9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ. Часть I

Jan 09, 2022 01:00





ОБЩЕСТВЕННЫЕ  ЗДАНИЯ

Общественные учреждения в городе и в сельской местности имеют большое, если не первостепенное, значение для местных жителей, поэтому к постройке здания всегда относились с повышенным вниманием. Мы рассмотрим только основные типы таких построек. Естественно, рассматривать, как всегда, будем с исторической точки зрения по функциональному признаку.


           1. Административные учреждения

К административным учреждениям в городах со второй половины XIX века относились: губернская (уездная) и земская управы, казначейство, городская Дума, волостные и полицейские правления и т.п.

Государственные учреждения, в которых работали чиновники и принимали население по определённым вопросам, в Российской империи назывались Присутственным местом. Они возводились только в губернских и уездных городах. Данные учреждения, правда в несколько ином виде, существовали ещё с XIV века. Обычно Присутственные места располагались в кремле (крепости, остроге) - в самом центральном и защищенном месте города. Если же таких мест в городе не было, то Присутственные места строились, как правило, на центральной площади города. Такие здания во многих уездных городах строились, как правило, по «образцовым» (типовым) проектам. Это были двухэтажные каменные постройки с отдельными флигелями (чаще - 4), в которых находились: архив, комнаты для арестантов, каретный сарай и конюшня с пожарным депо.

Мы допускаем, что в некоторых уездных городах, находящихся в лесной зоне, здания Присутственных мест могли строится из дерева, но найти их фотографии не представилось возможным. Зато в Новосибирске сохранилось бывшее здание Новониколаевского городского казначейства. Оно построено в 1905 году на средства купца Ивана Тимофеевича Сурикова, одного из самых состоятельных граждан города и первого городского староста.



В 1913 году, после переезда казначейства в Городской торговый корпус, И. Т. Суриков сдаёт дом в аренду попечительскому Совету для женской гимназии, начальницей которой была Павла Александровна Смирнова. С 1916 года в связи с тем, что в городе образовалась еще одна женская гимназия, гимназия П. А. Смирновой стала именоваться «Первая Новониколаевская женская гимназия М. Н. П.».

Декоративное убранство фасадов дома эклектично. В нём сочетаются элементы сибирского деревянного зодчества с архитектурой барокко и классицизма. В 1999 году здание выгорело, но затем было восстановлено.

* * *

С конца XVIII века нижней единицей административно-территориального устройства в России в сельской местности становится волость. Она образована в 1797 году первоначально только для казённых крестьян, а после реформы 1861 года волости были распространены на бывших владельческих и удельных крестьян. Просуществовали они до 1920-х годов, когда в ходе административно-территориальной реформы СССР 1923-1929 годов губернско-уездно-волостное деление страны было заменено на областное (республиканское)-районное, при этом волостные функции взял на себя сельский  совет.

Волостное правление - коллегиальный орган из выборных должностных лиц, управляющий волостью, административной единицей крестьянского самоуправления в Российской империи. Старшее должностное лицо волости - волостной старшина избирался волостным сходом, на срок не более трёх лет. Избранные старшины должны были быть утверждены в должностях земским начальником. В помещении правления обычно волостной суд собирался не менее двух раз в месяц. Здание волостного правления обычно строилось в центре населённого пункта (села или деревни), являющегося волостным центром. Постройка, как обычно, небольшая, одноэтажная, простой архитектуры, хотя в некоторых случаях строилась двухэтажная. Часто один из этажей двухэтажного здания использовался под нужды волости, здесь размещались: богадельня, школа, детский приют и т. п., и даже, в отдельных случаях, пожарное депо. Примером одноэтажной деревянной постройки простой архитектуры служит волостное правление, построенное в сер. XIX века в селе Верхняя Тишанка Таловского района Воронежской области, находящаяся на территории знойной Каменной степи.



Похожих волостных правлений разбросано немало по нашей великой Родине.

В Сибири, богатой лесами с более серьёзными зимой холодами, волостные правления практически повсеместно строились из дерева. Приведём пример постройки в селе Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии. Ныне она находится на территории музея-заповедника «Сибирская ссылка В. И. Ленина» в райцентре Шушенское Красноярского края.



Земства - выборные органы местного самоуправления в Российской Империи на уровне губернии. Они были введены земской реформой 1864 года и упразднены в 1918-1919 годах. Развитие народного образования с конца XIX века было наиболее приоритетной сферой деятельности земств. В ней земства сосредоточили свои усилия на развитии начальной сельской, так называемой, земской школы.

Немаловажную роль сыграло земство в развитие здравоохранения. Земская медицина разработала и внедрила новую форму организации медпомощи - территориальную участковость, которая в дальнейшем на принципиально иной социально-экономической основе была развита советским здравоохранением. К сожалению, «перестроечные» реформы практически повсеместно положили крест на этой форме организации здравоохранения.

Ещё одним важнейшим направлением работы земства являлась земская агрономия. Здесь были достигнуты существенные успехи в распространении среди крестьянских хозяйств новых машин, применении минеральных удобрений, внедрении травосеяния, организации мелкого кредита и условий сбыта сельскохозяйственной продукции.

Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом, а также сельские общества имели право избирать из своей среды на три года представителей («гласных») в уездные земские собрания, а оно избирало из своей среды уездную земскую Управу. Здания земских Управ, выполненные в монументальной красивой архитектуре из кирпича, до сих пор украшают многие города нашей страны. В лесных районах земские Управы строились из дерева. Примером такой постройки могла бы служить здание Повенецкой уездной земской Управы Олонецкой губернии, построенная в конце XIX-начале ХХ веков в «русском стиле».



Некоторые земские управы находились в бывших жилых домах. Так в Вологде, в бывшем доме купца А. Я. Бурлова, построенного в 1895 году с начала ХХ века располагалась Уездная Управа.



* * *

Говоря о административных учреждениях, наверное, необходимо упомянуть построенный в 2006 году по проекту архитектора-реставратора А. В. Ополовникова дом военного начальника (воеводы) далёкого Обдорского острога, стоящего на крутом правом берегу реки Полуй, на Северном Полярном круге. Более подробно об Обдорском остроге мы рассказывали ранее.



2. Пенитенциарные учреждения

В этом разделе речь пойдёт о тюрьмах, каторжных заведениях и прочих местах лишения свободы . Этот тип построек в городах в XIX - начале ХХ вв. в основном возводился из кирпича. Деревянные постройки в городах, если и были, то до настоящего времени не дошли. Но они сохранились в сельской местности, благодаря этнографическим музеям под открытом небом.

В ссыльных уездах на территории волостного правления часто размещалась тюрьма. Так, в селе Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии (ныне районный центр Красноярского края) была тюрьма на три камеры: две мужские и одна женская. При создании историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» в 1969 году постройки тюрьмы были воссозданы по типу построек XIX века.



Значительно бóльшая по размерам тюрьма сохранилась в бывшем заштатном городе Нарыме Томского уезда Томской губернии (ныне с. Нарым Парабельского района Томской области). Она построена во вт. пол. XIX века. В камере этой тюрьмы содержались ссыльные В. В. Куйбышев и Я. М. Свердлов. Постройка находится на территории музея.



Начиная с конца XVII века, Забайкалье становится местом ссылки и каторги. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан, через каждые 25 вёрст на этапных трактах располагались этапы и полуэтапы для ночёвок и кратковременного отдыха ссыльных каторжников. Здесь строились, так называемые, этапные амбары. Один из них, к счастью, сохранился. Этот трёхкамерный этапный амбар был построен в XIX век у села Кульский Станок  в 150 км от города Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ).



Амбар входил в ансамбль построек почтовой станции на Старомосковском тракте, соединяющий Москву с Нерчинским острогом. В 1970-х годах амбар перевезли в «Музей народов Забайкалья», находящийся на краю города Улан-Удэ.

3. Учебные заведения

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII века. В 1682 году в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 году Император Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Вскоре были открыты адмиралтейская, артиллерийская и инженерная школы, а так же две горных школы на Урале. В 1715 году школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Санкт-Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Императором Петром I в провинции.

Учебные заведения России в XIX - начале ХХ веков делились на: общеобразовательные, медицинские, юридические, технические, педагогические, сельскохозяйственные и лесные, коммерческие, военные, морские, духовные, межевые и топографические, восточных языков, художественные, музыкальные, драматического искусства, женские учебные заведения.

Высшими общеобразовательными учебными заведениями являлись университеты, средними общеобразовательными учебными заведениями были классические гимназии, прогимназии (4-х классные) и реальные училища. Начальное образование получали в церковно-приходских школах, земских и начальных городских училищах (с 3-х летним курсом), городских училищах по уставу 1872 года с 6-летним курсом. Значительная часть начальных школ находилась под контролем Министерства народного просвещения, учебные заведения содержались земством, городскими общественными учреждениями и частными лицами. Существовали фабричные школы, в которых обучались дети работающих на фабриках и заводах. Начальные учебные заведения сельской местности, строились в подавляющем большинстве деревянными.

По типу обучения и их принадлежности начальные учебные заведения в Российской Империи подразделялись:

Школы грамоты - один из древнейших типов учебных заведений, сложившихся в России. Обучение в них вели грамотные выходцы из небогатых слоев населения. Обучение могло быть индивидуальным, но, как правило, оно было коллективным. Школа по очереди располагалась в домах учеников, «кочуя» из избы в избу. Ученики школ грамоты обучались как по церковной литературе, так и по другим печатным изданиям, оказавшихся доступными учителю и ученикам. Своих постоянных зданий школы грамоты, как правило, не имели. В 1891 году крестьянские школы грамоты были причислены к числу школ духовного ведомства, несмотря на то, что духовенство не имело к ним никакого отношения, так как созданы они были по почину и на средства местного населения.

Церковно-приходские школы (ЦПШ) являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовали они в основном за счет средств прихода. Постройки ЦПШ, в большей части, были деревянными и не отличались большим художественным вкусом. Примером такой школы служит здание ЦПШ в деревни Заполицы Орехово-Зуевского района Московской области.



Оно было построено в начале ХХ века в отдалённой деревне прихода Рождественской церкви погоста Рудня.
     В Сибири также строили деревянные церковно-приходские школы. К примеру, однокласская церковно-приходская школа, построенная 1885 году в далёком таёжном селе Кеуль Усть-Илимского района Иркутской область, что привольно раскинулось на возвышенном левом берегу Ангары, чуть более 1000 км ниже по реке от Иркутска.



Теперь она экспонируется в музее «Тальцы», находящийся уже на правом берегу Ангары в 45 км выше Иркутска.

Земские училища открылись после учреждения органов местного самоуправления - земств в 1864 году. Их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах». Земские училища, за небольшими исключениями, были бесплатными. В них обучали постоянно занятые народные учителя и приходящие священники. Первоначально, в подавляющем большинстве училищ, курс обучения длился 3 года (занятия с тремя отделениями учащихся, как правило, вёл один учитель, реже - два), в остальных - 4 года (работали, главным образом, два учителя). В училищах преподавались: Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, русский язык, арифметика и чистописание. Некоторые учителя добивались включения в их программу курсов по истории, географии и естествознанию (биологии). В целом, обучение в земских училищах велось на более высоком уровне, чем в церковно-приходских школах. Учебные заведения содержались земствами и находились под контролем Министерства Народного Просвещения (М. Н. П.). Строительство земских училищ велось на средства состоятельных граждан, либо на средства земства. Примером такой школы служит здание земского училища, построенное в 1899 году на средства писателя А. П. Чехова в селе Мелихово Чеховского района Московской области.



Дети продолжали учиться до 1974 года, а сейчас в постройке музейная экспозиция Дома-музея А. П. Чехова.

* * *

В населённых пунктах, где подавляющее большинство проживающих местной коренной национальности, обычно строили земские училища, как и другие дома, по своим нормам и правилам. Так, в якутской деревне Томтор Булунского улуса (района), расположенной на левом берегу далёкой заполярной реки Омолой, в 1872 году было построено земское училище по типу якутского балагана (зимнего жилища якутов), у которой плоская горизонтальная кровля утеплена дёрном.



Сейчас школа перевезена в музей «Дружба», находящийся ок. 2 км к северу от д. Ары-Тит, на территории Усть-Алданского улуса (района) республики Саха (Якутия).

* * *

С 1870-х годах в России появились так называемые училища М.Н.П. (образцовые министерские начальные школы) - одноклассные (3 года обучения) и второклассные (5 лет обучения) с продолжительностью учебного года не менее 6 месяцев. В системе начального образования они занимали центральное место. Строились училища, как правило, в крупных сёлах и деревнях на средства состоятельных граждан. Это были, в основном, большие двухэтажные кирпичные здания, располагающиеся в центре села.

* * *

Фабричные школы возводились как в городах, так и в сельской местности. Строились и содержались школы на средства фабриканта (фабричного товарищества, акционерного общества). От достатка и желания владельца зависел внешний облик постройки. Одна из таких школ до сих пор стоит в Москве, в Басманном районе - это здание фабричной школы табачно-гильзовочной фабрики куп. М. И. Бостанжогло. Школа построена в 1882 году архитектором Н. Н. Кюлевейном. Постройка деревянная, но центральная часть с лестничным пролетом выложена из кирпича, внутри была установлена красивая чугунная лестница.



Транспортные учреждения имели так же свои училища, где обучали детей не только грамоте, но техническим дисциплинам. В Челябинске сохранилось здание мужского железнодорожного училища. Одноэтажная деревянная постройка была выстроена для железнодорожного второклассного мужского училища в 1898 году в Николаевском посёлке при станции «Челябинск».



Первоначально от Челябинска начинался Великий Транссибирский железнодорожный путь к Тихому океану, поэтому училище строилось для эксплуатационников этой магистрали. С продлением Транссиба на Восток, увеличением объёмов перевозок, и, как следствие, роста количества подвижного состава и потребности в высококвалифицированных специалистах, в начале XX века училище было расширено с достройкой двухэтажного корпуса.

Частные школы располагались обычно в жилых домах. Кроме элементарных знаний грамматики в них, как правило, преподавалось ремесло - рукоделие, плотницкое дело и т. п.

4. Больницы

Начало государственной медицины России было положено Царем Иоанном IV Грозным в 1581 году с учреждением Аптекарской палаты, преобразованной при Царе Борисе Годунове в Аптекарский приказ в 1594--1595 годов. Располагался он в одном из зданий Московского Кремля.

Аптекарский приказ - первое государственное учреждение здравоохранения на Руси. Он был создан для организация медицинской помощи членам Царской семьи, а также стрельцам и боярам. Его основными функциями были: организация обеспечения отечественными и иностранными зельями и заготовка лекарств, принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях, приглашение зарубежных лекарей и докторов, подготовка лекарей и надзор за ученичеством в лекарской школе, обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов.

В 1775 году были образованы приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, а также введены должности уездных лекарей. В 1797 году по инициативе главного директора Медицинской коллегии А. И. Васильева были созданы гражданские врачебные управы, которые должны были руководить всем медицинским делом в губерниях.
Земская реформа 1864 года привела к возникновению земской медицины, получившая весьма широкое распространение. Земская медицина разработала оригинальную форму здравоохранения для сельского населения: сельский врачебный участок с бесплатной (в наиболее богатых губерниях) медицинской помощью и сеть приближенных к населению медико-санитарных учреждений: земские больницы, фельдшерские и акушерские пункты, амбулатории, и т.п.

Земские больницы строились в каждом губернском и уездном городе, а так же в сельской местности, приблизительно по 2-4 больницы на уезд. До начала ХХ века все постройки, без малого исключения, строились деревянными, но в дальнейшем земство стало строить больничные корпуса кирпичными. Приведём пример больничного корпуса, построенного в начале ХХ века в земской больнице на Пятницком погосте Туголес, находящийся в Егорьевском уезде Рязанской губернии (с 1929 года погост вошёл в состав Шатурского района Московской области).



В конце 1990-х гг. Лузгаринская участковая больница прекратила своё существование, её постройки медленно разрушаются, а больным местным жителям предложили ездить на рейсовых автобусах за 30 км в райцентр, в ЦРБ. Вот такая оптимизация медицины ... Что тут скажешь?

В ряде случаев, больницу размещали в стенах бывшего усадебного дома, как например, Угличскую больницу в Ярославской области. На высоком откосе волжского берега при впадении Селивановского ручья находится  деревянный отштукатуренный дом купцов Бовыкиных, построенный в начале XIX века.  В 1882 году он был куплен уездным земством для размещения больницы.



Не только больницы в России были земскими, много строилось фабричных и частных лечебных заведений. Приведём пример больницы для волжских речников, построенной в селе Александровское Рыбинского уезда Ярославской губернии, находящаяся на левом берегу р. Волги. Сейчас территория бывшего села вошла в черту г. Рыбинска.

Больничный комплекс был построен рыбинскими купцами в 1884-1892 годах для лечения бурлаков в сезон навигации. Первый вклад сделал купец Анемподист Фролович Фролов, подаривший под больницу свою землю вместе с тремя сотнями единиц строевого леса. За ним последовали и другие горожане, которые жертвовали на лечебницу для речников свои сбережения. Больница была открыта Биржевым комитетом города Рыбинска 15 мая 1886 года. По проекту ярославского губернского архитектора Николая Ивановича Поздеева было возведено 5 деревянных корпусов в «русском стиле», один каменный хирургический корпус, а также деревянная часовня Александра Невского. В навигацию здесь лечились до 260 человек. Из городской казны на содержание учреждения и лечение больных выделялось 4500 рублей в год. Бурлаки и другой рабочий люд могли получить здесь бесплатную медицинскую помощь.



Профиль больница сохраняла и в советские времена - сюда обращались за медицинской помощью речники и жители с левого берега Волги. Сейчас, как в большинстве мест страны, больница ликвидирована, корпуса бесхозны и постепенно разрушаются.

5. Благотворительные учреждения

До вт. пол. XVIII века благотворительностью занимались монастыри и церковные приходы. Первые гражданские благотворительные учреждения в Российской империи начали создаваться только при Екатерине II. Для попечения о нуждающихся с 1775 года в губерниях начинают создаваться приказы общественного призрения. С принятием в середине XIX века нового законодательства, в стране резко увеличивается число пожертвований и возникает множество благотворительных обществ, открываемых частными лицами. Расцвет благотворительных учреждений пришёлся на вт. пол. XIX - нач. ХХ вв. Так, в 1899 году благотворительных обществ в России было около двух тысяч, а уже через пять лет их число возрастало до 10 тысяч.

Традиционно сферами благотворительности и призрения управляли императрицы, но зачастую инициатива создания того или иного общества принадлежала Императору. Уездными и городскими обществами чаще управляли великие князья и княгини. В 1909 году образовался «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению». Сферы деятельности различных благотворительных обществ были практически безграничны. Это и сбор средств голодающим, помощь больницам, попечительства учебным учреждениям, создания и финансирования домов призрения для увечных воинов, слепых и глухонемых, попечительство об охране материнства и младенчества, и многое-многое другое. Мы остановимся лишь на некоторых наиболее массовых формах благотворительности.

Детские приюты. В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. Старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чём многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.

При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

В 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счёт при  Холмогорском Успенском женском монастыре Архангельской губернии воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей. Вдохновлённый его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 года издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев».

Таким образом, изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства.

2 мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Фёдоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже поставил её начальствовать над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Фёдоровны было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После её смерти эта сеть получила название «Учреждения императрицы Марии Фёдоровны». К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Кроме этого учреждения, в стране действовали множества приютов различных ведомств.

В качестве примера рассмотрим деревянное здание Попечительства Костромской и Ярославской губерний о слепых, построенное в классическом стиле в 1886 году, находящееся в Костроме. Здесь размещалось училище слепых с приютом имени Бронислава Казимировича Кукеля на 25 мальчиков.



В нач. ХХ века к зданию был пристроен большой кирпичный двухэтажный учебный корпус на 50 девочек. Сейчас в зданиях училища-приюта для слепых находится специальная коррекционная школа-интернат для детей со слабым зрением - постройка до сих пор выполняет возложенные на неё функции.

Богадельни - благотворительные заведения для содержания нетрудоспособных лиц: престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих. В Россию богадельни пришли вместе с христианством из Византии. Уже церковный устав князя Владимира упоминает о них, и заведование ими поручает Церкви. Богадельни в Российской Империи подразделялись:

а. Для лиц привилегированных сословий;

б. Для лиц духовного звания;

в. Для купцов, мещан и ремесленников;

г. Для лиц военного звания.

В Йошкар-Оле, в столице республике Марий-Эл, стоит деревянный особняк Ивана Николаевича Юферева - первого штатного смотрителя Царевококшайского уездного училища, а в 1865 году он был избран председателем земской управы. Дом построен в 1842 году. После смерти И. Н. Юфереева, его вдова завещала городской управе дом вместе с капиталом в 31946 рублей, чтобы на проценты от капитала, положенного в банк, можно было содержать городскую богадельню. В богадельне проживало до 10 одиноких старушек.



Окончание  главы  следует.

Фото мои и из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

русские сёла, административные учреждения, благотворительные учреждения, деревянное зодчество, больницы, русские города, пенитенциарные заведения, Русь деревянная, учебные заведения

Previous post Next post
Up