МУЗЕИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА И АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРКИ РОССИИ. Общие положения

Feb 01, 2022 00:00





О г л а в л е н и е

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  О  МУЗЕЯХ  ДЕРЕВЯННОГО  ЗОДЧЕСТВА                     И АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПАРКАХ

1. История возникновения и становления музеев.

2. Задачи музеев деревянного зодчества.

3. Виды музеев под открытым небом.

4. Учётная карточка музея деревянного зодчества.

МУЗЕИ  ДЕРЕВЯННОГО  ЗОДЧЕСТВА  И  ЭТНОПАРКИ  РОССИИ.

Часть 1. Регионы России: А - И.

Часть 2. Регионы России: К - Ле.

Часть 3. Регионы России: Ли - Р.

Часть 4. Регионы России: С - Т.

Часть 5. Регионы России: У - Я,  Проектируемые  и  планируемые  к  открытию новые архитектурно-этнографические музеи и этнопарки  России.

_______________

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  О       МУЗЕЯХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА  И АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПАРКАХ

1. История возникновения и становления музеев

Считается, что история возникновения музеев под открытым небом началась в 1891 году - именно тогда шведский исследователь и этнограф Артур Хазелиус открыл доступ публики к объектам на острове Юргорден, который сегодня оказался практически в самом центре Стокгольма. Объекты - жилые дома и хозяйственные постройки были привезены на остров в 1885 году из селения Мора. Так появился музей-деревня, первый в мире музей под открытым небом, названный скансеном.   Более чем стотридцатилетний период развития европейских музеев под открытым небом специалисты разделяют на три основных этапа. Первый - от открытия стокгольмского скансена до 1918 года, а точнее, до конца Первой мировой войны; второй этап охватывает время 1919 по 1958 годы; а третий с 1959 года по сегодняшний день.



Первый советский опыт создания музея под открытым небом был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. В рамках генерального плана выставки была создана небольшая улица из нескольких крестьянских усадеб, перевезенных из разных местностей страны. Позже, в 1927-1934 годы, в парке-музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII-XVIII веков. Так, можно сказать, в 1920-1930-е годы наша страна была в этой сфере культуры явно в «европейском тренде»: на всей территории Европы шла активная разработка проектов и создание музеев под открытым небом. Сегодня многие из них представляют жемчужины коллекционных собраний памятников народной архитектуры, ремесёл, промыслов и всего того, что окружало сельского жителя в ландшафте.

Новая волна интереса в России к таким музеям возникает в народе после большого перерыва. Активное создание музеев деревянного зодчества или, иными словами, этнографических музеев под открытым небом началось только в 1960-1970-е годы. При этом звучали выступления противников организации таких музеев, которые аргументировали свои позиции необходимостью сохранения построек на местах их первоначального строительства и обеднением сельской среды и ландшафтов при их отсутствии и тем самым значительным снижением популярности, а, следовательно, посещаемости туристами сельских районов страны. Однако с годами многие из них изменили свое мнение, поскольку разрушения и потери уникальных памятников на местах их строительства стали невосполнимы.

2. Задачи музеев деревянного зодчества

В тот период, когда музеи под открытым небом только начинали складываться, основной их задачей считалось сохранение памятников народного зодчества, различных этнографических коллекций и демонстрация их в музейных условиях. Вставали вопросы охраны деревянных памятников на местах их строительства и возникали реальные примеры организации музеев на исторических  территориях. Архитекторы, историки, этнографы и искусствоведы, причастные к обследованию памятников архитектуры, постепенно овладевали методами их выявления и анализа. Им постоянно приходилось решать вопросы дальнейшей судьбы деревянных построек: сохранять ли их на местах (реставрировать, реконструировать или вообще не трогать в силу их технического состояния) или спасать, перевозя в новые обжитые районы и территории, включая и музеи под открытым небом. Для этого требовалось: натурное обследование территорий и ландшафтов; изучение путей миграции населения в различные исторические периоды; изучение генеральных планов населенных мест, крестьянских и городских усадеб; разработка типологии сооружений культового и гражданского зодчества. Помимо этого, изучалась структура хозяйственной деятельности населения, выявлялись её типы в разные исторические периоды, изучался социальный и национальный состав населения, нормы поведения и общения, ремесла, промыслы и пр. Все эти полевые материалы уточнялись и обобщались с привлечением библиографических и архивных данных и являлись основанием для проектирования генеральных планов музеев деревянного зодчества в различных регионах страны, а также использовались при реставрации и музеефикации построек.

Музеи этнографического профиля, создавались в местах компактного проживания небольших этнических групп с целью сохранения их традиционной культуры и образа жизни.

В проекте федерального закона «О государственных музеях-заповедниках» от 19 мая 1999 г. сказано: «Государственный музей-заповедник - учреждение культуры, созданное собственником для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях». Государственные музеи-заповедники могут иметь федеральное или региональное значение.

Список классических (традиционных) музеев под открытым небом в России на 01.01.2020 (выборка из полного списка) представлен в моей работе « Русь деревянная».

* * *

С конца ХХ века в России начали создаваться частные музеи под открытым небом, в которых ставятся не только культурно-просветительские, но развлекательные цели. Коммерция в таких музеях всегда берёт вверх. К сожалению, и традиционные музеи, поставленные в современные экономические условия, в настоящее время подвержены этой «болезнью». Подавляющее большинство вновь открываемых музеев по существу являются архитектурно-этнографическими парками (этнопарками).

Этнопарк представляет собой музей под открытым небом. На его территории создаются объекты и проводятся мероприятия, отражающие особенности быта и культуры народов. Деятельность этнопарков для привлечения посетителей проходит, как правило, в виде отдыха и развлечений с детьми. С одной стороны, в них используются построенные макеты, реплики и копии подлинных построек, отражающих национальную специфику, с другой - применяются современные интерактивные возможности и достижения информационных технологий. Этнопарки являются частью туристического бизнеса.

3. Виды музеев под открытым небом

В работе собраны сведения о 214 музеях архитектурно-этнографического содержания, работающие практически во всех субъектах Российской Федерации и имеющие различные формы собственности. Приводятся точные адреса, координаты, схемы их нахождения и проезд на общественном транспорте от районного или областного (республиканского, окружного) центра.

Всё их многообразие в настоящей работе поделено на следующие типы, которые будут указаны в тексте музея:

I - традиционные музеи деревянного зодчества, работающие на научной основе и состоящие из памятников, привезённых из различных мест области с соблюдением историко-географического районирования экспозиции. При этом в музее находятся более половины подлинников от общего количества экспонатов. Такие музеи принято называть музеями-заповедниками или музеями под открытым небом;

II - музеи, составленные преимущественно из местных построек или привезённых из окрестных населённых пунктов, не имеющие большой исторической и архитектурной ценности, а также традиционные музеи, в которых представлены менее половины подлинников от общего количества экспонатов. Такие музеи принято называть этнографическими или историко-архитектурными парками;

III - музеи, составленные преимущественно из копий или реплик утраченных построек и прочих новоделов. Такие музеи принято называть парками исторических реконструкций или этнопарками. Они обычно создаются как развлекательные и большой научно-познавательной нагрузки не несут;

Г - гостиничные комплексы (эко-отели), состоящий из современных построек, построенные из традиционных материалов, присущих данному народу (культуре), построенные по традиционным технологиям сборки и имеющие национальный интерьер, или приближённый к нему;

М - музеи, находящиеся в старых зданиях или в воссозданных постройках, приближенных к национальным, и имеющие в своей экспозиции подлинные части старых утраченных домов или другие этнографические экспонаты;

С - действующие (жилые) стойбища коренных народов, используемые турфирмами для показа в коммерческих целях.

Индексы (в тексте указаны строчными буквами, стоящими за типом музея) обозначают:

к - этнографические музеи и этнопарки, в которых, согласно местным национальным традициям, основу экспозиции составляют постройки, выполненные из камня и других материалов;

c - строящиеся музеи и этнопарки, а также музеи с небольшой коллекцией экспонатов на 01.01.2020.

4. Учётная  карточка  музея  деревянного  зодчества

На просторах интернета находятся несколько сайтов, посвящённых музеям деревянного зодчества. Наиболее полно эти музеи представлены на сайте «ЭТНОПАРКИ РОССИИ». Но и он имеет недостаточную информацию о постройках музея. На упомянутом выше сайте по состоянию на 17 июля 2023 года представлены только 39 регионов России, в которых, согласно сайту, находились 58 этнопарков (из более 200 по России). На других сайтах дело обстоит ещё хуже.

Для лучшей подачи информации о музее, его объектах показа, мною разработана «Учётная карточка музея», которая может быть применима для информационных сайтов, публикующие сведения о музеях деревянного зодчества и этнопарках. В качестве примера выбран Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Щёлоковский хутор", находящийся в п. Сахарный Дол, в Советском районе города Нижний Новгород:

Архитектурно-этнографический  музей-заповедник                                             "ЩЁЛОКОВСКИЙ   ХУТОР"

1. Год открытия музея: 1973.

2. Экспозиционные сектора: -

3. Адрес: г. Нижний Новгород, Горбатовская ул., 41.

4. Проезд: автобусом № 28 до остановки "Музей Щёлоковский хутор".

5. Схема музея:



  1. Дом Обухова, сер. XIX в. из д. Ульянково Городецкого района.
  2. Дом Павловой, сер. XIX в. из д. Раково Ковернинского района.
  3. Амбар Грошевой, кон. XIX в. из д. Малая Дуброва Семёновского района.
  4. Амбар Коневой, вт. пол. XIX в. из д. Малая Дуброва Семёновского района.
  5. Амбар, кон. XIX в. из с. Пятницкое Семёновского района.
  6. Ветряная мельница-толчея, кон. XIX в. из д. Петухово Городецкого района.
  7. Водяная мельница, кон. ХХ в. - по обмерам утраченной мельницы, стоявшая у д. Рябиновка Ковернинского района.
  8. Покровская церковь, 1731 г. из с. Старые Ключищи Кстовского района.
  9. Колодец со ступальным колесом, кон. XIX в. из г. Городец.
  10. Дом Пашковой, сер. XIX в. из д. Перелаз Семёновского района.
  11. Баня Сутягиной, кон. XIX в. из д. Яндовы Семёновского района.
  12. Овин верховой, кон. XIX в. из д. Шашки Семёновского района.
  13. Овин ямный, кон. XIX в. из д. Михайлово Уренского района.
  14. Покровская церковь, 1794 г. из бывшего с. Зеленово Городецкого района.
  15. Дом Салтыкова, кон. XVIII - нач. XIX в. из д. Кошелево Ковернинского района (на 2014 г. - сохранился остов постройки).
  16. Жилой дом, сер. XIX в. с ул. Варварская г. Нижний Новгород.


6. Координаты музея: 56°16′26″N, 44°0′37″E.

7. Музей на карте:



М - местонахождение музея.

8. Карта расположения населённых мест из которых были перевезены постройки в музей:



Номера населённых пунктов на карте соответствуют нумерации объектов на схеме музея.

9. Сайт музея: http://hutormuzey.ru/.

10. Вид собственности: государственный.

____________________

С введением учётной карточки, надеюсь, повысится уровень информационности музея на сайте, упростится к нему подъезд, а взглянув на карту, откуда был привезён тот или иной объект, пользователь получит сведения о местности, где стояла заинтересовавшая его постройка.

С уважением,

Воронов Юрий Викторович.

Список Российских музеев следует.

Фото, схемы и карты из интернета.

Музеи деревянного зодчества, Музеи, Музей под открытом небом, Русь деревянная, Деревянное зодчество

Previous post Next post
Up