О г л а в л е н и е
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О МУЗЕЯХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА И АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПАРКАХ
1. История возникновения и становления музеев.
2. Задачи музеев деревянного зодчества.
3. Виды музеев под открытым небом.
4. Учётная карточка музея деревянного зодчества.
МУЗЕИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА И ЭТНОПАРКИ РОССИИ.
Часть 1. Регионы России: А - И.
Часть 2. Регионы России: К - Ле.
Часть 3. Регионы России: Ли - Р.
Часть 4. Регионы России: С - Т.
Часть 5. Регионы России: У - Я, Проектируемые и планируемые к открытию новые архитектурно-этнографические музеи и этнопарки России.
_______________
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О МУЗЕЯХ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА И АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПАРКАХ
1. История возникновения и становления музеев
Считается, что история возникновения музеев под открытым небом началась в 1891 году - именно тогда шведский исследователь и этнограф Артур Хазелиус открыл доступ публики к объектам на острове Юргорден, который сегодня оказался практически в самом центре Стокгольма. Объекты - жилые дома и хозяйственные постройки были привезены на остров в 1885 году из селения Мора. Так появился музей-деревня, первый в мире музей под открытым небом, названный скансеном. Более чем стотридцатилетний период развития европейских музеев под открытым небом специалисты разделяют на три основных этапа. Первый - от открытия стокгольмского скансена до 1918 года, а точнее, до конца Первой мировой войны; второй этап охватывает время 1919 по 1958 годы; а третий с 1959 года по сегодняшний день.
Первый советский опыт создания музея под открытым небом был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. В рамках генерального плана выставки была создана небольшая улица из нескольких крестьянских усадеб, перевезенных из разных местностей страны. Позже, в 1927-1934 годы, в парке-музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII-XVIII веков. Так, можно сказать, в 1920-1930-е годы наша страна была в этой сфере культуры явно в «европейском тренде»: на всей территории Европы шла активная разработка проектов и создание музеев под открытым небом. Сегодня многие из них представляют жемчужины коллекционных собраний памятников народной архитектуры, ремесёл, промыслов и всего того, что окружало сельского жителя в ландшафте.
Новая волна интереса в России к таким музеям возникает в народе после большого перерыва. Активное создание музеев деревянного зодчества или, иными словами, этнографических музеев под открытым небом началось только в 1960-1970-е годы. При этом звучали выступления противников организации таких музеев, которые аргументировали свои позиции необходимостью сохранения построек на местах их первоначального строительства и обеднением сельской среды и ландшафтов при их отсутствии и тем самым значительным снижением популярности, а, следовательно, посещаемости туристами сельских районов страны. Однако с годами многие из них изменили свое мнение, поскольку разрушения и потери уникальных памятников на местах их строительства стали невосполнимы.
2. Задачи музеев деревянного зодчества
В тот период, когда музеи под открытым небом только начинали складываться, основной их задачей считалось сохранение памятников народного зодчества, различных этнографических коллекций и демонстрация их в музейных условиях. Вставали вопросы охраны деревянных памятников на местах их строительства и возникали реальные примеры организации музеев на исторических территориях. Архитекторы, историки, этнографы и искусствоведы, причастные к обследованию памятников архитектуры, постепенно овладевали методами их выявления и анализа. Им постоянно приходилось решать вопросы дальнейшей судьбы деревянных построек: сохранять ли их на местах (реставрировать, реконструировать или вообще не трогать в силу их технического состояния) или спасать, перевозя в новые обжитые районы и территории, включая и музеи под открытым небом. Для этого требовалось: натурное обследование территорий и ландшафтов; изучение путей миграции населения в различные исторические периоды; изучение генеральных планов населенных мест, крестьянских и городских усадеб; разработка типологии сооружений культового и гражданского зодчества. Помимо этого, изучалась структура хозяйственной деятельности населения, выявлялись её типы в разные исторические периоды, изучался социальный и национальный состав населения, нормы поведения и общения, ремесла, промыслы и пр. Все эти полевые материалы уточнялись и обобщались с привлечением библиографических и архивных данных и являлись основанием для проектирования генеральных планов музеев деревянного зодчества в различных регионах страны, а также использовались при реставрации и музеефикации построек.
Музеи этнографического профиля, создавались в местах компактного проживания небольших этнических групп с целью сохранения их традиционной культуры и образа жизни.
В проекте федерального закона «О государственных музеях-заповедниках» от 19 мая 1999 г. сказано: «Государственный музей-заповедник - учреждение культуры, созданное собственником для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях». Государственные музеи-заповедники могут иметь федеральное или региональное значение.
Список классических (традиционных) музеев под открытым небом в России на 01.01.2020 (выборка из полного списка) представлен в моей работе «
Русь деревянная».
* * *
С конца ХХ века в России начали создаваться частные музеи под открытым небом, в которых ставятся не только культурно-просветительские, но развлекательные цели. Коммерция в таких музеях всегда берёт вверх. К сожалению, и традиционные музеи, поставленные в современные экономические условия, в настоящее время подвержены этой «болезнью». Подавляющее большинство вновь открываемых музеев по существу являются архитектурно-этнографическими парками (этнопарками).
Этнопарк представляет собой музей под открытым небом. На его территории создаются объекты и проводятся мероприятия, отражающие особенности быта и культуры народов. Деятельность этнопарков для привлечения посетителей проходит, как правило, в виде отдыха и развлечений с детьми. С одной стороны, в них используются построенные макеты, реплики и копии подлинных построек, отражающих национальную специфику, с другой - применяются современные интерактивные возможности и достижения информационных технологий. Этнопарки являются частью туристического бизнеса.
3. Виды музеев под открытым небом
В работе собраны сведения о 214 музеях архитектурно-этнографического содержания, работающие практически во всех субъектах Российской Федерации и имеющие различные формы собственности. Приводятся точные адреса, координаты, схемы их нахождения и проезд на общественном транспорте от районного или областного (республиканского, окружного) центра.
Всё их многообразие в настоящей работе поделено на следующие типы, которые будут указаны в тексте музея:
I - традиционные музеи деревянного зодчества, работающие на научной основе и состоящие из памятников, привезённых из различных мест области с соблюдением историко-географического районирования экспозиции. При этом в музее находятся более половины подлинников от общего количества экспонатов. Такие музеи принято называть музеями-заповедниками или музеями под открытым небом;
II - музеи, составленные преимущественно из местных построек или привезённых из окрестных населённых пунктов, не имеющие большой исторической и архитектурной ценности, а также традиционные музеи, в которых представлены менее половины подлинников от общего количества экспонатов. Такие музеи принято называть этнографическими или историко-архитектурными парками;
III - музеи, составленные преимущественно из копий или реплик утраченных построек и прочих новоделов. Такие музеи принято называть парками исторических реконструкций или этнопарками. Они обычно создаются как развлекательные и большой научно-познавательной нагрузки не несут;
Г - гостиничные комплексы (эко-отели), состоящий из современных построек, построенные из традиционных материалов, присущих данному народу (культуре), построенные по традиционным технологиям сборки и имеющие национальный интерьер, или приближённый к нему;
М - музеи, находящиеся в старых зданиях или в воссозданных постройках, приближенных к национальным, и имеющие в своей экспозиции подлинные части старых утраченных домов или другие этнографические экспонаты;
С - действующие (жилые) стойбища коренных народов, используемые турфирмами для показа в коммерческих целях.
Индексы (в тексте указаны строчными буквами, стоящими за типом музея) обозначают:
к - этнографические музеи и этнопарки, в которых, согласно местным национальным традициям, основу экспозиции составляют постройки, выполненные из камня и других материалов;
c - строящиеся музеи и этнопарки, а также музеи с небольшой коллекцией экспонатов на 01.01.2020.
4. Учётная карточка музея деревянного зодчества
На просторах интернета находятся несколько сайтов, посвящённых музеям деревянного зодчества. Наиболее полно эти музеи представлены на сайте «
ЭТНОПАРКИ РОССИИ». Но и он имеет недостаточную информацию о постройках музея. На упомянутом выше сайте по состоянию на 17 июля 2023 года представлены только 39 регионов России, в которых, согласно сайту, находились 58 этнопарков (из более 200 по России). На других сайтах дело обстоит ещё хуже.
Для лучшей подачи информации о музее, его объектах показа, мною разработана «Учётная карточка музея», которая может быть применима для информационных сайтов, публикующие сведения о музеях деревянного зодчества и этнопарках. В качестве примера выбран Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Щёлоковский хутор", находящийся в п. Сахарный Дол, в Советском районе города Нижний Новгород:
Архитектурно-этнографический музей-заповедник "ЩЁЛОКОВСКИЙ ХУТОР"
1. Год открытия музея: 1973.
2. Экспозиционные сектора: -
3. Адрес: г. Нижний Новгород, Горбатовская ул., 41.
4. Проезд: автобусом № 28 до остановки "Музей Щёлоковский хутор".
5. Схема музея:
- Дом Обухова, сер. XIX в. из д. Ульянково Городецкого района.
- Дом Павловой, сер. XIX в. из д. Раково Ковернинского района.
- Амбар Грошевой, кон. XIX в. из д. Малая Дуброва Семёновского района.
- Амбар Коневой, вт. пол. XIX в. из д. Малая Дуброва Семёновского района.
- Амбар, кон. XIX в. из с. Пятницкое Семёновского района.
- Ветряная мельница-толчея, кон. XIX в. из д. Петухово Городецкого района.
- Водяная мельница, кон. ХХ в. - по обмерам утраченной мельницы, стоявшая у д. Рябиновка Ковернинского района.
- Покровская церковь, 1731 г. из с. Старые Ключищи Кстовского района.
- Колодец со ступальным колесом, кон. XIX в. из г. Городец.
- Дом Пашковой, сер. XIX в. из д. Перелаз Семёновского района.
- Баня Сутягиной, кон. XIX в. из д. Яндовы Семёновского района.
- Овин верховой, кон. XIX в. из д. Шашки Семёновского района.
- Овин ямный, кон. XIX в. из д. Михайлово Уренского района.
- Покровская церковь, 1794 г. из бывшего с. Зеленово Городецкого района.
- Дом Салтыкова, кон. XVIII - нач. XIX в. из д. Кошелево Ковернинского района (на 2014 г. - сохранился остов постройки).
- Жилой дом, сер. XIX в. с ул. Варварская г. Нижний Новгород.
6. Координаты музея: 56°16′26″N, 44°0′37″E.
7. Музей на карте:
М - местонахождение музея.
8. Карта расположения населённых мест из которых были перевезены постройки в музей:
Номера населённых пунктов на карте соответствуют нумерации объектов на схеме музея.
9. Сайт музея:
http://hutormuzey.ru/.
10. Вид собственности: государственный.
____________________
С введением учётной карточки, надеюсь, повысится уровень информационности музея на сайте, упростится к нему подъезд, а взглянув на карту, откуда был привезён тот или иной объект, пользователь получит сведения о местности, где стояла заинтересовавшая его постройка.
С уважением,
Воронов Юрий Викторович.
Список Российских музеев
следует.
Фото, схемы и карты из интернета.