11. ПОСТРОЙКИ ТРАНСПОРТА. Часть IV

Jan 11, 2022 04:00







ПОСТРОЙКИ  ТРАНСПОРТА

(окончание главы, начало см.)

Авиация

1. Воздушный флот

Век мировой авиации открыл изобретатель контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский. Созданный им воздухо-плавательный снаряд (самолёт) был построен в натуральную величину в 1882 году. В декабре 1903 года пионеры авиации американские конструкторы и лётчики братья Уилбур и Орвилл Райт первыми в мире совершили полёт продолжительностью 59 секунд на построенном ими самолёте с двигателем внутреннего сгорания.

Великий русский ученый, профессор Николай Егорович Жуковский был в числе тех, кто впервые разработал теорию воздушных полётов. Ещё в 1891 году он на основе наблюдений и исследований теоретически обосновал способность самолёта выполнять различные фигуры, в том числе и «петлю». В 1905 году Н. Е. Жуковский возглавил первый в Европе Аэродинамический институт, созданный Дмитрием Павловичем Рябушинским в своей усадьбе Соколово (Кучино), находящаяся в Пехорской волости Московского уезда (до 2015 года - юго-западная окраина города Железнодорожного; ныне - микрорайон города Балашихи Московской области).



Деревянное здание института сгорело в 2009 году.

Первые авиационные заводы были основаны в России в начале XX века. «Товарищества воздухоплавания» возникли в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе. Занимались они производством самолётов. Их оборудование было рассчитано в основном на деревянную конструкцию машин с полотняной обшивкой. Металлические детали использовались лишь в ограниченном количестве. Национальным достоянием, несомненно, стали самолеты Игоря Ивановича Сикорского «Русский витязь» (1913 год)



Современная копия самолёта «Русский витязь»

и «Илья Муромец» (1914 год), изготовленные из фанеры.



Современная копия самолёта «Илья Муромец»

В 1928 году на факультете воздушных сообщений Ленинградского института путей сообщения был образован студенческий самолётный кружок, который возглавил инженер Владимир Фёдорович Рентель. В кружке разрабатывались различные элементы конструкции самолёта из фанеры. В 1931 году при институте был создан Научно-исследовательский аэроинститут (НИАИ). Первый опытный экземпляр фанерного самолёта ЛК-1 на испытаниях, проводимых летом 1933 года, показал хорошие лётные качества. Самолеты ЛК-1 эксплуатировались на местных линиях Аэрофлота в Арктике и на Дальнем Востоке.



Лётчики высоко оценили эксплуатационные качества машины. При необходимости она могла летать без посадки почти 7 часов. В кабине, если взлёт и посадка выполнялись на хорошем аэродроме, размещали до 5 человек или 500 кг груза.

В дальнейшем авиационная промышленность перешла на выпуск более прочных металлических летательных аппаратов.

2. Аэропорты

Одновременно с развитием авиационной техники, развивалось и наземная служба авиации. Строились новые и усовершенствовались старые взлётно-посадочные полосы, возводились здания аэропортов с комфортабельными пассажирскими помещениями. Особо уделялось внимание районам Сибири и Крайнего Севера, где авиационный транспорт является и по сей день единственным связующем звеном отдалённых сёл и посёлков с нашей необъятной страной.

Обычно здания аэропортов в центральных крупных городах - это большие монументальные кирпичные или бетонные здания. В небольших городах и в отдалённых посёлках - небольшие, ничем особенно не примечательные здания. Но есть и исключение из этого правила - небольшой колымский посёлок Сеймчан, основанный в конце XVII века (с якутского хэйимчэн - полынья ) на правом берегу реки Сеймчан, близ впадения её в Колыму. Сейчас посёлок - административный центр Среднеканского района Магаданской области. Аэропорт Сеймчана построен в 1942 году. С 1943 по 1945 год был одним из промежуточных пунктов трассы Алсиб по перегону военных самолётов, поставляемых по ленд-лизу (государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты).

Деревянное здание аэровокзала с интересной архитектурой в духе эклектики, построенное в 1944 году - единственная сохранившаяся постройка в аэропортах Алсиба, является объектом культурного наследия народов России.



До 1992 года аэропорт активно использовался местной авиацией для регулярных рейсов, лесавиаохраны, геологоразведки, ледовой разведки и т.п. В годы перестройки аэропорт пришёл в запустение и только в 2011 году восстановлен регулярный рейс в областной центр Магадан.

Трубопроводный  транспорт

Городской водопровод

Мостовые подновлялись каждые 20 лет за счет укладки нового слоя поверх старого. По обеим сторонам делались ограждения - парапеты из трех рядов бревен высотой 40 сантиметров, а также водосточные сооружения. А в конце XI - начале XII вв. построен первый на Руси и в средневековой Европе водопровод. Он располагался на территории княжеской усадьбы на Ярославовом дворище в Новгороде. Чистая вода «для питья и мытья» подавалась в усадьбу по деревянным трубам из сильного ключа, бившего восточнее Ярославова дворища. Трубы мастерили так: толстое сосновое бревно распиливали вдоль, выдалбливали и наглухо вновь соединяли, а затем обертывали, как изоляционным материалом, берестой. Новгородский водопровод был самотечным, но и в этом примитивном виде он был единственным примером городского водоснабжения не только на Руси, но и в Европе. В Париже первый самотечный водопровод был построен в конце XII века, в Лондоне - в XIII.

Старинные водопроводные самотечные с деревянными трубами системы были обнаружены также и в других городах Древней Руси. Для регулирования тока воды применялись деревянные задвижки - старейшая арматура.

* * *

Хотя официальной датой рождения московского водопровода считается 28 июля 1779 года, т.к. в этот день Екатерина II подписала указ, который велел генерал-поручику Фридриху Вильгельм Бауэру взяться за водное благоустройство Москвы, первый водопровод в Москве появился в конце XV века, когда по указанию Ивана Грозного от Москвы-реки по дубовой трубе вода стала подаваться в колодец, которым могли пользоваться горожане.

Сейчас это изображение приватное, некоторые пользователи не смогут его увидеть. Вы можете сделать его публичным, нажав «глазик» в меню управления изображением



При строительстве кирпичного Кремля в 1492 году были проложены водопроводные трубы. Московский трубопровод по утверждениям археологов является одним из самых древних найденных на сегодняшний день. Бревно разделяли пополам и выдалбливали середину под нужный диаметр. Потом скрепляли получившуюся трубу металлическими скобами. Трубопровод прекрасно работал. Специалисты обнаружили, что пролежавшие в земле более 500 лет трубы хорошо сохранились.

Первый напорный водопровод появился в России в XVII веке. Из Москвы-реки вода текла по деревянным трубам в колодец, расположенный внизу Свибловой башни Кремля. Из него с помощью подъемника на конной тяге воду поднимали в бак, расположенный наверху башни, откуда свинцовые трубы распределяли её по местам потребления - во дворцы, царские бани, поварни, оранжереи. С тех пор Свиблова башня стала носить название Водовзводная.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

аэропорты, берестяная грамота, подводы, самолёты, почтово-телеграфная контора, деревянное зодчество, почтовое отделение, ямская станция, почтовая контора, почта, Русь деревянная

Previous post Next post
Up