Вернемся к
рассказу о Стокгольме. Следующей остановкой после
Седермальма стал остров Кунгсхольмен, на стрелке которого разместилась городская ратуша - лебединая песня шведского национального романтизма.
Для выбора проекта ратуши в 1904-м году был проведен архитектурный конкурс, который, однако, окончательного результата не дал.
В 1907-м году был проведен новый, закрытый конкурс, на который пригласили победителей конкурса предыдущего - архитекторов Ивара Тенгбума, Карла Вестмана и Рагнара Эстберга.
На этом этапе победу одержал Эстберг, по проекту которого и стали строить ратушу.
Действовали шведы неторопливо, так что к строительству приступили только в 1911-м году.
Официальная церемония открытия здания состоялась 23 июня 1923 года.
Таким образом, здание строилось 12 лет, что, впрочем, объясняется очень высокой стоимостью декоративных работ.
В плане здание представляет собой прямоугольник, вытянувшийся с востока на запад.
Поперечным корпусом здание делится на две неравные части. В западной размещаются основные парадные залы, в восточной - большой открытый двор.
Рабочие кабинеты и залы в основном размещаются по внешнему периметру здания, и связываются длинными коридорами.
Стены здания выполнены из кирпича.
Использовался кирпич нестандартного размера (размеры кирпичей выбирали по результатам археологических раскопок старинного королевского замка "Тре кронор", на месте которого ныне располагается королевский дворец).
Кирпич получился крупнее обычного, что уменьшило количество швов и визуально усилило монолитность стены.
При строительстве башни часть кирпичей специально клали таким образом, чтобы они слегка выступали из кладки.
Также, по словам экскурсовода, по требованию Эстберга рабочие периодически кидали в стену молотками, чтобы придать ей вид старины.
Здание украшено большим количеством скульптурного декора, контрастирующего с краснокирпичной поверхностью стен:
Перед южной стеной, выходящей к озеру Меларен, разместился сад. Входим на его территорию.
В восточной части сада подстриженные кусты дополняют статуи трех шведских классиков "а натюрель" работы скульптора Карла Эльда.
Это поэт Густав Фрединг:
Поэт и художник Эрнст Юсефсон:
И драматург Август Стриндберг:
Еще две статуи работы того же скульптора - "Песня" и "Танец":
На колонне стоит Энгельбрект Энгельбректсон - борец за независимость Швеции от Дании.
Бороться за независимость от Дании, а позднее, когда независимость получили, просто бороться с Данией, судя по всему, было любимым занятием шведов. И хотя к моменту строительства ратуши с Данией уже больше не воевали, но против народной традиции не попрешь. Поэтому часовая башня стокгольмской ратуши сделана хоть и немного, но выше, чем башня ратуши Копенгагенской. Вот вам, "датские плебеи" (как кричал один из героев, врач-швед в триеровском "Королевстве").
Часовая башня, хоть и самая высокая, но не единственная. Всего башен несколько, что придает ратуше облик старинного замка.
С западной стороны устроен кенотаф ярла Биргера - основателя Стокгольма.
Этот тот самый Биргер, которому согласно русским летописям Александр Невский в Невской битве своим копьем "на лицо печать возложил". Правда, как выяснилось позднее, коварный Биргер вообще не участвовал в битве, а потому так и не узнал, что на лице у него теперь есть печать.
Предполагалось, что это будет не просто кенотаф, а полноценная гробница (ниже в фундаменте был устроен специальный склеп), и когда здание достроят, Биргера перезахоронят сюда. Однако церковный совет города Варнема, в котором похоронен Биргер, Стокгольму отказал, и в итоге вместо могилы вышел кенотаф.
"Стокгольмское бревно" - скульптура созданная скульптором Аароном Сандбергом.
Как известно, прежде чем Стокгольм стал столицей Швеции, ей была Сигтуна. Однажды, в 1187-м году миролюбивые новгородцы приехали в Сигтуну и устроили агрессивным шведам "удар превентивного возмездия". В ходе причинения добра и нанесения справедливости Сигтуна сгорела дотла. Согласно легенде, выжившие шведы сложили все свои оставшиеся сокровища на бревно, пустили это бревно по воде и поплыли за ним на кораблях, а там, где бревно вынесло на берег и основали новый город Стокгольм (Stock holmen - Остров бревна).
Внутренний двор от сада отделяет тройная аркада:
Барельеф на одной из колонн - художник Карл Ларссон (работа скульптора Кристиана Эрикссона):
Сразу четыре мемориальные доски на стене: верхняя - в честь Артура Хазелиуса, основателя сразу двух шведских музеев (Музея северных стран и Скансена), левая - в честь врача Пера Хенрика Линга, автора системы лечебной гимнастики, центральная - в честь Альфреда Нобеля, а правая - в честь шведских аэронавтов, пытавшихся покорить Северный полюс на воздушном шаре:
Заходим во внутренний двор:
Над воротами стоит статуя Святой Бригитты Шведской:
Еще четыре статуи работы Ансгара Алмквиста украшают поперечный корпус:
Это Олаф Шетконунг - первый шведский король
Йоханнес Рудбек - епископ и основатель первой в Швеции школы:
Олаус Петри - протестантский проповедник, один из главных деятелей шведской реформации
Стен Стуре - регент Швеции, также активно боровшийся за независимость от датчан.
Позолоченные статуи на гребне крыши - "Архитектура":
"Музыка":
"Скульптура":
"Живопись" (ее почему-то скульптор одел):
Небольшой кусочек интерьера:
Ворота ратуши сделаны из древесины от старого парусного корабля:
Вазоны перед воротами украшены изображениями средневекового и современного (или точнее, столетней давности) Стокгольма:
Мемориальная доска в арке ворот изображает пожар мельницы, которая когда-то стояла на месте ратуши:
А еще одна доска - саму ратушу:
А пока мы гуляли по внутреннему двору, к ратуше привезли старинные пушки (впрочем, ждать, когда из них начнут стрелять, было уже некогда):
P. S. 29 июня, в субботу, состоится экскурсия "По Петроградской стороне".
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Также в ходе экскурсии мы посетим уникальное фортификационное сооружение, бункер штаба КБФ и осмотрим его изнутри.
Узнать подробности и записаться:
https://babs71.livejournal.com/1155144.html