На зимние каникулы я съездил в Ярославль. Вообще-то я не очень люблю путешествовать зимой. Во-первых, в это время очень короток световой день и неудобно фотографировать, а во-вторых, значительная часть храмов (причем как раз самые интересные) в это время года просто закрыта и их интерьеры посмотреть невозможно. Тем не менее, поскольку в прошедшее лето из-за ковида я никуда не поехал, то зимняя поездка стала своеобразной компенсацией.
Свой рассказ о Ярославле я начну с одной из самых необычных достопримечательностей города - уникального архитектурного ансамбля, включающего в себя храм XVII-го века и постконструктивистские сталинские дома.
Храм Николы Надеина был построен в 1620-1622м годах.
Это был первый каменный храм на Руси после окончания Смуты.
Строили его на деньги купца Епифания Светешникова, носившего прозвище "Надея". Именно поэтому и храм носит такое название.
Позднее, уже в XVIII-м веке, среди прихожан храма был основатель русского театра Ф. Г. Волков.
Храм изначально был пятиглавым, однако в XIX-м веке боковые купола убрали, чтобы облегчить конструкции сводов.
В 1937-м году вокруг храма построили два дома, обступившие его с трех сторон:
Строили дома по проекту архитектора И. П. Дубова (что интересно, в соседнем Иваново в те же годы строил архитектор И. Н. Дубов, так что я теперь ломаю голову: то ли это действительно два разных человека, то ли просто где-то допущена опечатка).
Фасад дома, выходящий на Волгу, украшен упрощенной колоннадой в духе "пролетарской дорики":
Более длинный корпус вдоль улицы Волкова украшает арка:
Но интереснее всего решены фасады, выходящие в Народный переулок. Архитектор устроил своеобразные пропилеи, обрамляющие вид на церковь (весьма необычное решение для тех времен воинствующего атеизма):
А так выглядят дворовые фасады домов: