Первым дворцом культуры, построенным в Ленинграде в советское время стал Дворец культуры Московско-Нарвского района (пл. Стачек, 4). Созданию его предшествовал конкурс, первое место на котором занял проект Н. А. Троцкого:
На плане хорошо видно, что ДК фактически состоит из двух частей - полукруглой (в которой должен был размещаться зрительный зал) и прямоугольной (с помещениями для клубной работы):
Однако, как это часто случалось в те времена, хотя конкурс и выиграл Троцкий, создавали проект реального ДК и строили его совсем другие люди. Это были архитекторы А. И. Гегелло, А. И. Дмитриев, Д. Л. Кричевский и инженер В. Ф. Райлян. Вот так выглядел фасад ДК в первоначальном варианте их проекта:
Но проект Троцкого явно оказал на них влияние. Фактически, построенное в реале здание ДК представляло собой сильно измененную "театральную половину" проекта Троцкого.
За счет такого "усечения" здание вышло симметричным (что не так уж и часто встречается в проектах в стиле конструктивизм). Основной объем занимает зрительный зал на 1900 мест. По собственному опыту (я был в нем несколько раз) могу сказать, что зал очень удобен и даже с галерки хорошо видна сцена.
Галереи-фойе выделены на фасаде огромными витражами.
К выступающим башням лестничных клеток симметрично примыкают пятиэтажные корпуса клубных помещений.
В 1933-м году ДК было присвоено имя Горького. А в 1937-м году на Всемирной выставке в Париже проекту был присужден диплом Гран-При.
А так выглядит здание ДК сзади:
Хотя в здании ДК и были предусмотрены клубные помещения, но их было явно недостаточно, и в 1930-1932-м годах рядом с ДК по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского строится Дом технической учебы (ул. Ивана Черных, 4), задуманный в едином комплексе с ДК.
В сторону площади Стачек выходит закругленный торец здания, поднятый на бетонные столбы.
А основной объем здания протянулся вдоль улицы:
К сожалению, нынешнее состояние здания, мягко говоря, оставляет желать много лучшего. В середине его зияет огромный пролом (будем надеяться, его все-таки заделают).
Особую прелесть торцевой части придают окна, расположенные наискось.
Заглянем внутрь здания. Вот так выглядит лестничная клетка:
В советское время здание принадлежало Технологическому институту целлюлозно-бумажной промышленности. Сейчас в нем мебельный магазин, а поскольку здание явно не предназначено для этой цели, магазин вышел хреновый.
Как видите, расположение окон наискось - не просто декоративный прием, а вполне оправдано функционально. Пол и потолок в торце поднимаются. Вероятно, здесь находились аудитории, а на возвышении стоял лектор.