После посещения
крепости Румели-Хисар мы с супругой направились в Морской музей, благо он как раз находился по дороге от крепости к городу. Музей оказался чрезвычайно интересный, благо военно-морская история у турок богатая, хоть и не очень счастливая, ведь начиная с XVIII века турки (как и шведы) явно играли на море роль "сухопутных итальянцев", т. е. были созданы богом для того, чтобы русскому флоту было кого побеждать. Интересных экспонатов в музее чрезвычайно много, поэтому я решил разделить рассказ о музее на три части. Сегодня первая из этих частей - мы прогуляемся снаружи музея.
Еще чуть-чуть не доходя до музея я обратил внимание на стоящий на небольшом кладбище мавзолей:
Присмотревшись через объектив я увидел, что похоронен в мавзолее сам Хайраддин Барбаросса, знаменитый турецкий пират и адмирал, ренегат (он родился христианином и принял ислам, попав в плен к туркам), занимающий почетное третье место по популярности в России среди всех Барбаросс: на первом месте разумеется план "Барбаросса", на втором месте - император Фридрих Барбаросса (известный в первую очередь благодаря тому, что дал свою кликуху плану), а четвертое место занимает Арудж Барбаросса, родной брат Хайраддина, коллега по профессии, но куда менее удачливый (с ним случился несчастный случай на работе).
Рядом же стоял и памятник Хайраддину Барбароссе. Увы, ни на кладбище, ни к памятнику попасть было нельзя из-за реставрации (памятник пришлось снимать из-за ограды):
Теперь подходим ко входу в музей. Тут лежит адмиралтейский якорь:
А эти винт и якорь сняты с линейного крейсера "Явуз", который в России больше знают по его "девичьей фамилии" "Гебен" (на самом деле под именем "Гебен" он прожил всего три года - с марта 1911-го, когда его спустили на воду, по лето 1914-го, а "Явузом" он был куда дольше - вплоть до 1954-го года). Из этого корабля мог бы выйти роскошный музей, но сами турки делать его не захотели, пытались впарить корабль немцам, чтобы музей сделали они, но немцы тоже отказались, и в 1973-м году его попилили на металл, что очень печально.
Салютная пушка:
Теперь обходим здание музея вокруг. Мортира, отлитая в 1798-м году:
Судя по надписям, делали ее не в Турции, а на западе (то ли англичане, то ли французы):
Еще один якорь:
Большая турецкя вундервафля (скорее всего предназначенная еще под каменные ядра). Такие пушки сохранялись на береговых батареях в Босфоре и Дарданеллах вплоть до Первой Мировой. Самое интересное, что в ходе отражения попытки прорыва англо-французского флота одна из таких пушек выстрелила, причем, что удивительно, попала в британский броненосец, и даже не просто попала, но нанесла тяжелый моральный ущерб англичанам - разнесла в дребезги офицерскую кают-кампанию, так что бедным британцам негде было проводить свой файв-о-клок:
А это, вероятно, пушки первой половины XIX века (во всяком случае характерные станки, на которых они стоят, относятся именно к этому времени):
А вот и стимпанк:
Пушка системы Кане от фирмы Шнейдера:
Пом-пом - первая автоматическая пушка (фактически - увеличенный в масштабе и калибре пулемет Максима):
Интересно, что управлять огнем тут надо с пистолетной рукоятки:
Орудие от фирмы Виккерс:
А вот эта пузатая красавица - просто идеальное воплощение стимпанка:
Вновь более старые агрегаты:
Особенно хороши вот этот:
И этот:
А это уже скорее дизельпанк:
Карронада (судя по обшарпанной поверхности, ее достали со дна):
Это, вероятно, десантное орудие:
Торпедный аппарат (почему-то на колесиках - возможно береговой):
И вновь дымный порох, чугунные ядра: