В прошлые выходные я прогулялся в Михайловский замок, чтобы поглядеть там очередную порцию временных выставок. У кассы меня ждал неприятный сюрприз: на выставку "Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны" требовался отдельный билет, причем билет этот не давал права посещения остальной экспозиции музея, а стоил он аж 800 рублей. Если учесть, что обычный билет в Михайловский замок стоит всего 650 рублей, такой ценник - сверхнаглость, так что неудивительно, что основную часть времени на данной выставке я и мое семейство гуляло в гордом одиночестве (и только в конце к нам присоединилось еще два человека, один из которых - школьник). При этом я бы еще хоть как-то понял, если бы за большую отдельную плату нам показывали какой-то великолепно оформленный хит. Однако и этого не было.
Поскольку совсем перегородить музей из-за этой выставки было нельзя, работы напихали в первые попавшиеся залы (прежние выставки из той же серии размещались гораздо удобнее). Устройство выставки было, мягко говоря, странным: работы развесили на металлической решетке:
При этом освещение умудрились сделать так, что местами тень от этой решетки падала на сами работы (что можно увидеть на данном фото):
Многие работы бешенно бликовали, так что разглядеть их можно было только с очень острого ракурса. Более того, организаторы так торопились считать будущие барыши, что не удосужились даже нормально развесить экспликации (у части работ они отсутствуют). В общем, нынешний директор Русского музея действует исключительно под девизом: "Да, я ох...ела. И что?!"
Впрочем, нельзя не признать, что кое-что любопытное было и на этой выставке. Особенно хороши были двое царских врат:
Блюдо с изображением коронации:
Портрет схимонахини Нектарии - Н. Б. Долгоруковой:
Симпатичная шитая икона:
Забавная германская гравюра, изображающая померших европейский властителей (Карл Шестой, Анна Ивановна и Фридрих Вильгельм Прусский):
Портрет императора Иоанна Антоновича:
Очень симпатичный портрет Анны Леопольдовны:
И еще один, работы Луи Каравакка. Судя по всему, она начал писать работу и написал с натуры саму модель, а потом Анну Леопольдовну свергли и работа резко потеряла актуальность:
Шпалеры, выполненные в Шпалерных мастерских, причем именно русскими учениками, что специально оговаривается в надписях на них:
Интересный портрет Карла Бирона:
Рисунок знамени артиллерийского полка:
Интересная гравюра, но что она означает - непонятно (экспликации не было):
А теперь посмотрим те выставки, которые входят в обычный билет в Михайловский замок. Одна из них, "Рисунки и акварели передвижников", продолжает цикл выставок, посвященных графике русских художников. И хотя в целом я не любитель "передвижников" (на мой взгляд, они завели русское изобразительное искусство в тупик, из которого оно долго выбиралось), нельзя не признать, что рисунок всем им в Академии Художеств ставили очень хорошо. Вот несколько работ с этой выставки.
Леонид Пастернак:
Михаил Клодт. "Портрет М. П. Клодта"
Исаак Левитан:
Илья Репин. "У Доминика" (известное кафе, располагавшееся по адресу Невский, 24):
Забавная акварель Владимира Маковского "В ложе":
И подготовительный рисунок к ней:
Любопытный вид Питера, "У водопоя на Неве зимой" работы Александра Беггрова:
Однако самой интересной выставкой (которая однозначно заслуживает посещения) стала выставка "Живописных дел мастер...", посвященная 325-летию Ивана Вишнякова. На нее собрали все десять сохранившихся портретов его работы.
Портрет князя Федора Николаевича Голицына в детстве:
Девочка с птичкой:
Портреты Николая и Ксении Тишининых приехали из Рыбинска. Кстати, это единственные подписные работы Вишнякова, поэтому остальные портреты его работы аттрибутируют на основе этих двух:
Портрет Петра Ивановича Панина:
Пара детских портретов из семейства Ферморов - Вильгельм Георг и Сарра-Элеонора:
Портрет Матвея Семеновича Бегичёва:
Выставка портретов дополняется иконами из иконостаса Троицкой церкви,который Вишняков писал на пару с Д. Михайловым:
Напоследок библия из той же церкви: