В прошлые выходные я вновь выбрался в Москву. В ходе поездки я посетил выставки в четырех музеях: Третьяковской галерее на Крымском валу, Пушкинском музее, центре "Зотов" и Музее русского импрессионизма. И хоть Музей русского импрессионизма я и посетил последним, но начну я свой рассказ именно с него, поскольку выставка "Журнал красивой жизни" в этом музее скоро закроется (она работает до 6 октября).
Концепция выставки довольно необычна. Посвящена она журналу "Столица и усадьба". Этот журнал издававался в Петербурге с 1913 по 1917-й год и был посвящен «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в её прошлом и настоящем», в общем тогдашнему "гламуру". А на выставке представлены работы, которые либо печатались в журнале, либо описывались в журнальных рецензиях. Подобный подход, разумеется, сразу несколько снижает уровень выставки, на которой в основном представлены второ- и третьестепенные художники (многие фамилии художников я, например, услышал впервые). Тем не менее, уровень художественной культуры "Серебряного века" был достаточно высоким, чтобы даже творчество третьестепенных живописцев было, как минимум, любопытным, а потому и выставка получилась достаточно симпатичной.
Представленные работы дополняются цитатами из журнала. Лично мне особенно понравилась вот эта:
Выставка делится на несколько разделов. "Современная усадьба":
Станислав Жуковский. "Имение Брасово". 1916
Александр Средин. "В зале". Начало XX века:
Сергей Виноградов. "Цветные пятна". 1916
"Путешествия" (там же приводилась цитата о том, что у нас не любят путешествовать за границу, говоря, что и в России много интересного, но и по России никто не ездит)
Борис Анисфельд. "Мост Риальто. Венеция". 1914
Анна Остроумова-Лебедева. "Нефтехранилища". 1916
Константин Коровин. "Севастопольский базар". 1915
Две картины Исаака Бродского, посвященные Пскову 1913-го года:
"Псков. Гостиный двор".
"Ледоход во Пскове":
"Театр":
Мстислав Добужинский. "В скворечниках" По мотивам спектакля "Николай Ставрогин". 1911
Мстислав Добужинский. "Зеленая гостиная". Эскиз декорации к спектаклю "Месяц в деревне". 1909-1910
Александр Головин. "Вече во Пскове". Эскиз декорации к "Псковитянке". 1901
Комичное полотно с голыми бабами обнаженными моделями художника Виталия Тихова "Купальщицы" в 1916-м году даже удостоилось оказаться на обложке журнала.
Интересная работа Екатерины Гольдингер "Солнечный луч". 1911
Борис Григорьев как всегда хорош. "В парижском кафе". 1913 (самая "левая" из работ на выставке)
Сергей Судейкин. "Морская идиллия". 1914
Константин Богаевский. "Воспоминание о Мантенье". 1910
Георгий Якулов. "Фантазия". 1910-е
Портретная галерея:
Петр Келин. Женский портрет. 1916
Исаак Бродский:
"Женский портрет (портрет Джорджианы Бьюкенен)". 1916
"Портрет Любови Бродской, жены художника". 1916
"Портрет Зинаиды Семеновны Штильман". 1916
Николай Богданов-Бельский. "Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой". 1903
Иван Горюшкин-Сорокопудов. "Девушка в вологодском костюме". 1910-е
Хрестоматийная картина Василия Максимова "Все в прошлом".