Каменноостровский проспект открывает один из самых знаменитых домов стиля модерн. Это - доходный дом Лидвалей (Каменноостровский пр. 1-3, Малая Посадская ул., 5). Возведение этого жилого комплекса создало имя его архитектору Федору Ивановичу Лидвалю, для которого это был первый заказ. Так выглядело это здание в 1910-е годы и в наши дни:
Участок в самом начале Каменноостровского проспекта (выходящий также на Малую Посадскую улицу) в конце 1890-х годов приобрела Ида-Амалия Лидваль - мать Федора Лидваля. Вероятно, главной причиной того, что она доверила столь ответственный заказ начинающему архитектору Федору Лидвалю, была материнская любовь. Но в данном случае эта любовь оказалась отнюдь не слепа и Лидваль блестяще оправдал доверие своей матери.
Застройку участка Лидваль начал в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В четырехэтажном корпусе преимущественно располагались пятикомнатные квартиры.
Строительство завершилось в 1900-м году, о чем напоминает и надпись над входом в дом.
Первая постройка Лидваля еще не отличается особой выразительностью, но в ней уже появились некоторые черты, характерные для его дальнейшего творчества. В композиции фасада появляются пока еще робкие попытки уйти от симметрии. Средний щипец с широкими окнами-фонариками под ним смещен с центральной оси.
Эркеры, расположенные по углам фасада, различаются по форме - один из них имеет круглую форму, а другой - трехгранную.
Лепной декор еще мало напоминает о модерне:
Заглянем в парадную:
Так выглядят перила лестницы:
У входа расположена забавная инсталляция под названием "Пропавшие галоши профессора Преображенского":
Следующим этапом стало строительство в 1901 году пятиэтажного поперечного корпуса, замкнувшего внутренний двор на Малой Посадской улице, а лицом обращенного в будущий курдонер. Вот как выглядел его фасад в начале прошлого века и в наши дни:
Оно завершилось в следующем, 1902 году:
Фасад здания имеет симметричную трехосевую структуру, которую подчеркивают щипцы и эркеры (возможно, в тот момент Лидваль планировал застраивать участок со стороны проспекта в регулярном характере).
По сравнению с предыдущим корпусом здание выделяется богатством отделочных материалов - шероховатая и гладкая штукатурка, гранит и (впервые в Петербурге) - горшечный камень, которым облицован первый этаж.
В декоре уже появились мотивы, характерные именно для северного модерна. Так, центральный щипец венчает сова (изображение совы есть и над входным порталом), а на решетках балконов разместился огромный паук.
В 1902-1903 годах Лидваль строит северное трехэтажное крыло курдонера.
В нем размещались большие апартаментам, ориентированные на юг и на запад.
Фасад здания пластически обогащен выступами и верандой.
Здесь Лидваль впервые применяет шестиугольные окна со скошенным верхом:
Здание богато украшено рельефами.
Большой входной портал выделяется на фоне стены:
Заглянем внутрь:
К сожалению, впечатление несколько портит новодельная живопись весьма сомнительных достоинств:
И наконец, в 1903-1904 годах, Лидваль строит 4-хэтажный северный корпус.
В его лицевой части располагались квартиры в 10 и более комнат, в глубине двора - квартиры поскромнее.
Фасад здания очень выразителен по пластике масс.
Поражают разнообразием форм и размеров окна.
А так выглядит входной портал комплекса:
К сожалению, на лестницу я пройти не смог, и пришлось ограничиться фотографированием декора тамбура:
А так выглядят дворовые фасады комплекса:
А это здание похоже на бывший гараж или каретный сарай:
Курдонер отделен от улицы эффектной оградой с фонарями:
На стене южного корпуса висит мемориальная доска, напоминающая о том, что Лидваль жил в этом доме вплоть до отъезда из России:
И напоследок, несколько кадров с противоположной стороны Каменноостровского проспекта: