В этот день, 6 января 1838 года (25 декабря 1837 года по старому стилю), перед зданием Казанского собора были открыты памятники фельдмаршалам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. А через четыре дня, в 25-ю годовщину изгнания Наполеона из России, колонны войск петербургского гарнизона прошли церемониальным маршем от Адмиралтейства по Невскому проспекту на Казанскую площадь, где "сделали на караул и воскликнули "ура" полководцам".
Первоначально памятники был заказаны в 1822 году немецкому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу, однако он не справился с заданием. Все представленные им в 1827 году варианты были забракованы.
В том же 1827 году Академия Художеств объявила конкурс на создание памятников. К участию были приглашены Лауниц, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, Н. А. Токарев и С. С. Пименов. Однако, конкурс полностью провалился: Лауниц, памятуя о своем провале, отказался от приглашения, Мартос также отказался, ссылаясь на загруженность работой, а остальные скульпторы, не отказываясь напрямую, тихо саботировали выполнение работ. За полгода не было представлено ни одного эскиза. Причина подобного поведения скульпторов заключалось в одном из главных условий конкурса: полководцы должны были быть изображены не в античных доспехах, а в мундирах, с фельдмаршальскими жезлами в руках, что для последователей классицизма было совершенно немыслимо.
Для спасения положения пришлось в спешном порядке вызвать из Италии молодых выпускников Академии С. И. Гальберга и Б. И. Орловского. В 1829-м году между ними был проведен новый конкурс. Поскольку Гальберг так же оказался "стойким классицистом", победу уверенно одержал Орловский.
По его моделям в 1835 году литейный мастер Екимов отлил статую Кутузова, а в 1836-м - Барклая-де-Толли. Архитектурную часть проекта взял на себя В. П. Стасов (надзор за работами осуществлял К. А. Тон).
Особую роль эти памятники сыграли в годы Блокады. Их было решено не укрывать, "так как они имеют особое значение, являясь своего рода наглядной монументально-выраженной пропагандой важнейших исторических событий нашей родины". И памятники стояли под бомбами и снарядами как солдаты, став одним из символов блокадного героизма.
А. К. Барутчев. Рисунок к плакату "Не дадим врагу разрушить город - сокровищницу русского искусства". 1942 год.