В этот день, 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года был основан завод Семянникова и Полетики (ныне Невский завод.имени Ленина). Это предприятие сыграло заметную роль как в истории русского флота, так и в истории русского рабочего движения.
Первоначально на этом месте находился небольшой чугунолитейный завод Томсона. А в 1857 году завод приобрели два горных инженера - генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика, превратившие его в судостроительный завод. Уже в 1858 году на воду были спущены первые пароходы «Мария» и «Работник». А в 1863-64 годах была проведена масштабная реконструкция предприятия.
Новые цеха строились по проекту известного специалиста в области промышленной архитектуры Р. А. фон Генрихсена. Большая часть цехов скрыта за заборами.
Однако, два здания, построенные Генрихсеном, выходят на проспект Обуховской обороны. Это здание заводоуправления (пр. Обуховской обороны, 51)
И здание прокатного цеха (пр. Обуховской обороны, 40)
Рядом с Невой было построено сразу три крытых эллинга, размеры которых позволяли строить по два крупных судна в каждом. Подобная реконструкция позволила предприятию получить государственные заказы на постройку военных кораблей. Первым боевым кораблем стала броненосная батарея «Кремль», построенная в 1865 году.
В 1868 году были построены два броненосных башенных фрегата «Адмирал Спиридов»
и «Адмирал Чичагов».
Боевой славы эти корабли не снискали. Печальную известность они приобрели участием в столкновениях. Так в 1869 году «Кремль» протаранил и потопил фрегат «Олег», а в 1871 году «Адмирал Спиридов» протаранил броненосец «Адмирал Лазарев» (к счастью, корабль не погиб, поскольку столкновение произошло в гавани Кронштадта).
Однако одних военных заказов было недостаточно, и владельцы решили расширить профиль завода, начав в 1869 году производить паровозы. Первый паровоз завода стал экспонатом Всероссийской промышленной выставки и был признан лучшим в России (заводу был пожалован Малый государственный герб). Всего за свою историю завод выпустил свыше 4000 тысяч паровозов.
Однако, несмотря на высокое качество своей продукции, финансовое состояние завода оставляло желать много лучшего. Реализация паровозов шла довольно медленно (в один из моментов на складах скопилось свыше 200 нереализованных паровозов). Проблемы усугубила смерть Семянникова - предприятие лишилось как денег, которые он вкладывал в завод, так и его связей в правительственных кругах, которые приносили военные заказы. В 1884 году завод пришлось даже закрыть на четыре месяца. А в 1888 году, после смерти Полетики, завод обанкротился и был куплен инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей. Через год предприятие было реорганизовано в Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода, крупнейшим акционером которого был знаменитый меценат С. Мамонтов. А позднее акции завода скупило государство и Невский завод стал казенным предприятием.
Теперь завод стал получать большое количество военных заказов. Среди кораблей, построенных на заводе, серия миноносцев типа «Буйный»
подводные лодки конструкции Джевецкого и типа «Нарвал» (на заводе производились секции лодок, которые собирались в Николаеве)
а также крейсера II ранга «Жемчуг» и «Изумруд».
Хотя оба этих корабля участвовали в войнах, особой боевой славы им снискать не удалось. «Изумруд», вырвавшийся из Цусимского сражения,
сел на мель уже около своих берегов и был взорван командой.
А «Жемчуг», переживший Русско-Японскую войну,
приобрел печальную известность как одна из жертв знаменитого германского рейдера «Эмден».
Гораздо большую славу завоевали вполне мирные суда - ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач».
Полярная экспедиция на этих судах, которую возглавлял Б. А. Вилькицкий
открыла Северную землю, острова Вилькицкого и Жохова, а в 1914-1915 годах впервые прошла (с зимовкой) Северный морской путь с востока на запад. «Вайгач» погиб осенью 1918 года, а «Таймыр» успешно служил вплоть до 50-х годов и еще раз прославился, сняв со льдины (вместе с пароходом «Мурман») экспедицию Папанина. Имена «Таймыр» и «Вайгач» носят в наши дни современные ледоколы.
Помимо военно-морской истории завод оставил след и в истории политической. Среди рабочих завода был один из «Первомартовцев» - Тимофей Михайлов. Работал на заводе и Иван Бабушкин, имя которого носят в нашем городе улица и парк. А в 1894 году, в связи с волнениями рабочих, возмущенных задержкой зарплаты, написал свою первую листовку (тиражом в четыре экземпляра) В. И. Ленин. Об этом событии напоминает стенд, стоящий неподалеку от завода - один из реликтов наглядной агитации 70-х годов.
В 1912 году завод снова стал частным предприятием - консорциум русских и французских банков выкупил завод у казны и присоединил его к акционерному обществу Путиловских заводов. В советское время завод был, как и все другие предприятия национализирован.
В 1922 году по инициативе рабочих завод получил имя Ленина, которое носит и по сей день (потому как оно уже стало брендом). А в 1926 году перед зданием завода был открыт
самый старый из сохранившихся в нашем городе памятников Ленину.
Новая власть долгое время не могла решить, что ей делать с этим заводом. В 20-е годы завод перебивался случайными заказами - он строил шлюзовые ворота для Волховстроя, производил машины для текстильной промышленности, стационарно-водотрубные котлы «Стерлинг», танк-паровозы и многое другое. И только в 30-е годы наконец определился профиль завода, который сохраняется и по сей день - производство турбин и компрессоров.