Клио, как известно, дама с чувством юмора. Вряд ли Адольф Иосифович Шарлемань, популярный мастер исторической и батальной живописи, академик, профессор Академии художеств, художник Его Императорского Величества мог представить себе, что главным произведением в его наследии окажутся рисунки к карточной колоде. Но тем не менее, мало кто вспомнит его картины, а колоде карт суждено было стать самой популярной колодой в России, которая и поныне регулярно переиздается под названием "Атласные":
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/babs71.19c/0_473be_1a93f8f8_L.jpg)
Адольф Шарлемань родился в 1826-м году в семье, которая была прочно связана с искусством. Основателем фамилии в России был Жан-Батист Боде-Шарлемань - скульптор-декоратор, приехавший в Россию из Франции во времена Екатерины II. Его сыновья,
Иосиф и Людвиг стали архитекторами. Поэтому, когда у Иосифа Шарлеманя родился сын Адольф, судьба его была предопределена - после получения общего образования в
училище при Санкт-петербургской лютеранской церкви святого Петра он поступил в 1848 году в Академию художеств, где занимался исторической и батальной живописью в классах Ф. А. Бруни и Б. П. Виллевальде.
Учился Шарлемань весьма успешно, получая многочисленные награды. В 1851 году - малая серебряная медаль за картину "Кавалергарды в Красном Селе". В 1852 году его "Подвиг рядового-карабинера лейб-гвардии Конного полка Гаврилова в Аустерлицком сражении" получил большую серебряную медаль. В 1853 году за "Эпизод из Венгерской кампании 1848 года" Шарлемань награжден малой золотой медалью. А в 1855 году Шарлемань пишет картину "Суворов на перевале Сен-Готард", за которую получает большую золотая медаль и право на пенсионерскую поездку за границу:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5802/babs71.19c/0_473c0_2c1bd303_L.jpg)
Во время поездки, в Мюнхене он пишет картины "Торжественная встреча Суворова в Милане в 1799 году"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/babs71.19c/0_473bf_c64f9a53_L.jpg)
и "Последний ночлег Суворова в Швейцарии" (за которую он в 1859-м году получил звание академика):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/babs71.19d/0_473c2_7fc9bf71_L.jpg)
После возвращения в 1861-м году в Россию, Шарлемань пишет образа для католических церквей, плафоны в особняках, занимается исторической и батальной живописью.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/babs71.19c/0_473b1_f86883a9_L.jpg)
"Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы. 1877 год".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6001/babs71.19d/0_473c1_11bb09ae_L.jpg)
"Петр II в Петергофе".
А в 1862-м году, "по случаю предстоящей необходимости ремонтировать доски, употребляемые на Карточной фабрике для печатания фигур на игральных картах", Шарлеманю, а также художникам А. Е. Бейдеману, М. О. Микешину были заказаны рисунки для карт. Хотя император, которому эти рисунки были представлены для утверждения, и наложил на них резолюцию:"Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки", "Атласные" карты Шарлеманя пошли в серию.
Менее известно, что в производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/babs71.19c/0_473b6_7881cc95_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4603/babs71.19c/0_473b7_3de4a43a_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/babs71.19c/0_473b8_118575c0_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/babs71.19c/0_473b9_802d9a0d_L.jpg)
Еще два набора карт - игральные
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/babs71.19c/0_473b2_c15e86de_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/babs71.19c/0_473b3_d7b5bef0_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5802/babs71.19c/0_473b4_74f61f0_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/babs71.19c/0_473b5_3af012f_L.jpg)
и пасьянсные
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/babs71.19c/0_473ba_64a88f24_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/babs71.19c/0_473bb_c75e9df4_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/babs71.19c/0_473bc_917a77e3_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/babs71.19c/0_473bd_dc6f9427_L.jpg)
так и не были реализованы