Новгород. Вокзал. 1950-53

Nov 10, 2012 21:47

Продолжим рассказ о моих приключениях в роли экскурсовода на автобусной экскурсии Псков - Новгород. Согласно расписанию, на обзорную экскурсию по городу у меня оставался всего 1 час, после чего я должен был передать группу местному гиду, который должен был показывать Кремль и Ярославово дворище. Поэтому я сперва планировал использовать этот час на осмотр церкви Спаса на Ильине с ее фресками работы Феофана Грека (на мой взгляд, побывать в Новгороде и не посмотреть эти фрески - нонсенс). Но как оказалось, группа совершенно не возражала против того, чтобы пожертвовать утренним сном и выехать на час раньше, что позволило мне помимо Спаса на Ильине включить в экскурсию еще две церкви (Федора Стратилата на Ручье и Петра и Павла в Кожевниках), а также городской вокзал. Именно ему и будет посвящен сегодняшний пост.




 
Автор здания - замечательный архитектор-конструктивист И. Г. Явейн.  

 

 


В Питере он построил известный Дом работников Свирьстроя - "последний конструктивистский дом" Ленинграда.





 
А когда работать в духе конструктивизма стало невозможно, он целиком ушел в область строительства вокзала, где идеологические требования были не столь жесткими.


 

 


Проект вокзала, разработанный Явейном победил на конкурсе в 1945-м году.






Проект активно поддерживал академик А. В. Щусев, который руководил послевоенным восстановлением Новгорода.



 


Вокзал был построен в 1950-53 годах. 






 
Здание представляет собой удивительно органичный сплав древнерусской архитектуры (при подготовке к проектированию вокзала Явейн активно изучал ее) и конструктивизма (кто-то из ленинградских архитекторов назвал этот проект "конструктивизмом, ушедшим в новгородское подполье").





Сам Явейн отмечал, что приемы древнерусской архитектуры были вполне органичны потому, что в условиях послевоенной разрухи в тогдашнем Новгороде в распоряжении архитектора находились практически те же материалы, что и шестьсот лет назад, и почти тот же уровень строительных технологий.



 


Должен отметить, что здание произвело впечатление на моих туристов (при том, что группа отнюдь не была "продвинутой" в архитектурном плане).





Честно говоря, очень жаль, что советская архитектура не пошла по пути, который был намечен этим зданием.






Теперь посмотрим интерьеры вокзала:

 


 




 




 





Интересно не только здание самого вокзала, но и несколько служебных построек. Все они выглядят довольно непритязательно, но составляют вместе с вокзалом единый ансамбль и выдержаны в том же самом стиле.
















 













 

Советская архитектура, Путевые заметки, Новгород и Новгородская область, Явейн И. Г.

Previous post Next post
Up