Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

Oct 31, 2015 14:08

Поднявшийся в интернете шум вокруг Нобелевской премии, присужденной Светлане Алексиевич, подвиг меня (дабы не уподобляться тем, кто «Пастернака не читал, но осуждает») ознакомиться с ее творчеством. А поскольку Великая Отечественная война вызывает у меня особый интерес, для ознакомления я взял книгу «У войны не женское лицо».
Сразу скажу, что книга ( Read more... )

Книги

Leave a comment

Comments 151

adadusina October 31 2015, 11:59:16 UTC
Очень сильная книга. Для меня, во многом, - единственная в своем роде. Еще и следующая книга Алексиевич "Последние свидетели" (воспоминания детей, т.е. тех, кто во время войны были детьми) тоже замечательная.

Но первыми у нас в этом жанре была книга Адамовича и Брыля "Я из огненной деревни" - воспоминания тех, кто выжил в Белоруссии после фашистских карательных операций.
Ну и знаменитая "Блокадная книга" того же Адамовича и Гранина.

ЗЫ Вообще-то Алексиевич была ученицей Адамовича(на каких-то литературных курсах) и это он ее вдохновил на такие произведения.

Reply

babs71 October 31 2015, 12:04:10 UTC
Да, я знаю (сама Алексиевич очень часто Адамовича упоминает)

Reply

adadusina October 31 2015, 12:11:44 UTC
Тогда подобные книги на самом деле были как взрыв.
И Вы правильно отметили противопоставление в них "большой" и "малой" истории. Но не с Гоголем тогда это связывалась, а с дискуссией (весьма широкой в общественных и литературных кругах) о генеральской и солдатской правде.
Эти книги были как бы ответом на многочисленные генеральские мемуары (порою очень стандартно зализанные), котороые тогда плотным косяком выходили в Воениздате.

Reply

babs71 October 31 2015, 12:15:45 UTC
Безусловно (правда обычно говорили не о "солдатской", а о "лейтенантской" прозе). Но в том и вопрос, что само по себе это противопоставление вполне укладывается в традиционную для русской литературы тему "маленького человека".
А вообще, самое печальное в том, что многие до сих пор противопоставляют "генеральскую" и "солдатскую" правды, в то время как это две стороны одной медали, и видеть надо обе стороны, поскольку точка зрения солдата как минимум столь же искаженная (а может и сильнее), чем точка зрения генерала. Во многом, примером этому может служить черная легенда о Жукове, как о "кровавом маршале", до сих пор бытующая в умах многих людей.

Reply


jan_vrij October 31 2015, 12:37:52 UTC
Научный сотрудник Эрмитажа Николай Николаевич Никулин написал правдивую книгу «Воспоминания о войне».

Reply

babs71 October 31 2015, 12:41:31 UTC
Я знаю об этой книги, но насчет правдивости ее есть очень серьезные сомнения. Насколько я знаю, как раз эти мемуары относятся к одним из самых недостоверных.

Reply

jan_vrij October 31 2015, 13:14:26 UTC
Да, да. На старости лет, признанный ученый, герой войны решил бессовестно оболгать свое славное прошлое. Зачем?

Reply

babs71 October 31 2015, 13:21:50 UTC
Для него опыт войны оказался травматичным. Вот он эту травму и изживал в мемуарах. Тем паче добрая часть описываемых им ужасов относится к разряду "одна бабка сказала" (сам он их не видел, ему рассказывали другие).

Reply


amagnum October 31 2015, 12:46:54 UTC
А теперь представьте, какого было ее читать во второй половине 80-х.

Reply

babs71 October 31 2015, 12:48:24 UTC
Да, я об этом уже написал. ;-)

Reply

amagnum October 31 2015, 12:50:53 UTC
Действительно. Виноват, посыпаю себя пеплом за поспешность и невнимательность.

Reply

rabbit1960 October 31 2015, 15:07:05 UTC
Ни у кого ведь не было родственников, воевавших в пехоте и в танковых войсках, партизанивших и оставшихся в оккупации на территории УССР и БССР. Поэтому был такой шок, спасибо писателям, открыли глаза.

Reply


alfred_shnobel October 31 2015, 13:05:09 UTC
Читал, в целом - хорошо, но это слегка "приукрашенная" подборка чужих воспоминаний, что является журналистикой чистой воды. В общем, и без опусов Алексиевич, было понятно, что у войны не женское лицо - страдают и погибают большей частью мужики. Потом, уже за границей ударилась в антисоветизм и русофобию, от чего стало противно... Ну, насчет Нобелевки - чего возражать - дали и дали, но понятно, что сейчас дают чисто по политическим мотивам... А дальше уже посмотрим, куда сия писательница израсходует деньги фонда - на русофобию или нет.

Reply


pavel_chirtsov October 31 2015, 13:10:51 UTC
Читал еще тогда и впечатления книга не произвела - обыкновенная халтура! Когда узнал, что за эту макулатуру дали Нобелевку - был просто поражен - Алексиевич всегда считал за конъюнктурщицу, но неудачницу на этом поприще...

Reply

babs71 October 31 2015, 13:24:07 UTC
>Читал еще тогда и впечатления книга не произвела - обыкновенная халтура

То, что это не халтура - однозначно. Тем более, что писалась она ДО перестройки (напомню, что первая публицкация была в 1984-м), а в те времена была куча иных способов заработать денег писательским трудом без того, чтобы наживать себе проблемы.

Reply

pavel_chirtsov October 31 2015, 13:27:52 UTC
Вообще-то халтура...
Ну и что, что писалась до перестройки? Халтура бывает разная: кто-то халтурил, описывая очередные подвиги секретаря райкома в борьбе хорошего с еще лучшим, а кто-то писал нудню из-за отсутствия таланта в сочетении с гонором якобы литератора...

Reply

arvisi October 31 2015, 13:28:30 UTC

Leave a comment

Up