Проклятый путь

Oct 13, 2019 03:42



Существует мнение, что фильмы по комиксам неглубоки и несерьезны, и это мнение вполне обосновано, но из этого правила есть исключения. Вот о таком исключении я и хочу рассказать. Английский театральный режиссер Сэм Мендес после триумфального кинодебюта (Красота по-американски / American Beauty, 1999) для своего второго фильма выбрал экранизацию комикса - гангстерскую историю Проклятый путь / Road to Perdition (2002). С очень неожиданным кастом.

Судите сами - Том Хэнкс, у которого на курносом носу написано, что он добряк и душка, играет хладнокровного убийцу и правую руку мафиозного босса (а к носу ему приделали горбинку),


седой красавец Пол Ньюман - того самого босса,


еще один красавец - Джуд Лоу - жуткого киллера-психа (вы представляете себе молодого Джуда Лоу уродливым и пугающим? вот ради одного этого стоит посмотреть, ей-богу!).


Еще один неприятный персонаж в этой истории - сын босса в исполнении Дэниела Крейга.


Как будто режиссер захотел вывернуть наизнанку привычные амплуа известных актеров и ему это удалось.

История разворачивается неспешно - в нелегкие для страны времена (30е годы нигде в мире не были легкими), в большом красивом доме живет благополучная семья - мама, папа и два сына-подростка. Папе - Майку Салливану - повезло с работой, у него чрезвычайно приятный начальник - мистер Руни, который явно выделяет Салливана и его сыновей и относится к ним по-родственному, а ведь это самый богатый и могущественный человек в городе. Салливан и Руни прекрасно понимают друг друга, даже без слов - эпизод с игрой в четыре руки хорош чрезвычайно. Только вот родной сын Руни, Конор, смотрит на это все злыми глазами. Да и вообще он какой-то нервный и кажется даже папа ему не доверяет.


А старшему сыну Салливана (он как и отец - тоже Майкл) становится любопытно - что именно делает его отец на работе? Но утоление этого любопытства оборачивается очень неприятным открытием и ведет к трагедии. Так начинается противостояние двух отцов - ни один не может отойти в сторону и сдать своего сына. При этом все осложняется тем, что друг для друга они тоже как сын и отец. Но как не велико взаимопонимание и обоюдные чувства между Руни и Салливаном, кровь не водица и оба выбирают родную кровь.


Формально это гангстерское кино и даже с ограблениями банков, а так же роад-муви, а также история мести. К моему удивлению критики фильм ругали, некоторые зрители тоже - тем, кто ждал чего-то определенного от заявленных декораций (или от предыдущей работы Мендеса), фильм кажется тяжеловесным и нудным. Да, это не остросюжетный детектив и не второй "Крестный отец". Мне кажется важно не забывать театральный бэкграунд режиссера, мы же не идем на Макбета, чтобы обнаружить в конце интересный твист - дело не в этом. Не ждите лихих погонь и задорных драк, эта история не героическая, а трагичная и печальная. И даже перестрелки показаны под красивую щемящую музыку. Это не боевик про гангстеров и убийц, это драма про отца и сына. Про отца, который идет своим путем и не может с него свернуть, хотя и не хочет, чтобы его сын шел следом. Этот путь проклят и как сказал мистер Руни: только в одном можно быть уверенным наверняка - никто из них не увидит рай. Это была бы настоящая трагедия, если бы не финал. Его можно назвать счастливым, хотя он, возможно, не совсем такой, как вы ожидаете.

И выбор актеров не случайность и не мискаст. Режиссеру очевидно не нужен был харизматичный и опасный гангстер, ему нужен был ординарный и даже неприметный семьянин. Потому что главное в герое Тома Хэнкса не то, что он ходит с оружием и без раздумий его применяет, а то, что он отец.


Вот герой Джуда Лоу должен быть опасен и неприятен - и мы видим как несколькими штрихами можно из записного красавца сделать отвратительного типа. Всего-то поджелтить зубы, ссутулить, отрастить ногти и сделать плешь. Вуаля - никто не отвлекается на природную красоту актера, а пугается каждого его появления в кадре.


А самое главное в этом произведении - форма, КАК это все сделано. И я имею ввиду не только операторскую работу Конрада Л. Холла, которая совершенно заслуженно получила Оскар. Не пропустить ни секунды, ни одного кадра, ни одного взгляда, ни одного слова. Вот подсел человечек в закусочной и завел разговор и Салливан понимает, что это убийца, который идет по его следу, причем такой убийца, которому хочется поиграть, как кошка с мышкой. Хочется, что бы жертва знала, что он пришел за ней. Как мы догадываемся, что Салливан все понял? Он не кричит "о боже!", не делает резких движений, не выхватывает пистолет. Он просто смотрит на своего визави и с виска по щеке стекает капля пота.
В фильме много образов, работающих на повествование и это очень красиво. Замороженный снежный город - как символ того, что происходит в семье героя и в его отношениях со старшим сыном и весна на ферме - как символ изменений в этих отношениях.


Ливень, который льет в сценах со стрельбой - но не во всех, а в двух решающих. И во второй сцене после перестрелки показывают окна, в которые выглядывают люди - и они такие подчеркнуто желтые и теплые, в отличие от серого ледяного дождя, под которым стоит Салливан, у которого нет больше дома и нет отца. И так можно разобрать весь фильм поминутно. Он действительно хорош, поверьте. Я очень рекомендую.


Вообще-то я собиралась писать об одном замечательном фильме по комиксу, но на днях посмотрела еще один и не могу молчать. Это, конечно, свежий Джокер. Это не экшн, не боевик, это взрослая серьезная психологическая и социальная драма, очень хорошо снятая и сыгранная, совсем не развлекательная. Причем сложно объяснить - в чем гениальность-то? История простая и вполне предсказуемая - забитый маленький человечек, никем не любимый, мстит своим обидчикам и неожиданно ему это нравится. Полно штампов, цитат и отсылок. А получается волшебство, вот та самая магия кино, уж простите за пафос. Музыка очень классная - тягучая, мрачная, тянущая за душу, танцы и в целом пластика Джокера - это что-то запредельное. Хоакин Феникс прям молодец, надеюсь ему дадут Оскар за эту работу. Очень неоднозначный герой получился - одновременно и сочувствие вызывает и отторжение. В общем, это маст си этой осени. Бегите в кинотеатры. Не нужно смотреть предыдущие фильмы, не нужно любить комиксы, не нужно знать кто такой Бэтмэн, это все вообще не важно, это совершенно отдельный самодостаточный фильм.

Киношка

Previous post Next post
Up