Дети и математика. Часть 1.

Aug 15, 2011 01:30


Оригинал здесь - http://www.as2x2.com/node/67
1. Теоретическое разглагольствование, и тем не менее
"Мороженое стоит 6 рублей. Сколько мороженого можно купить на 35 рублей? Сколько денег останется?"
- Прочитай условие. (она читает вслух) Что не понятно?
- А что делать-то?
- У тебя 35 рублей. Сколько мороженого по 6 руб. можно на них купить?

Меня сразу пригвоздят, что я придираюсь и вредничаю, но я все-таки спрошу: вам ничего не кажется странным в этом разговоре?
Девочка спрашивает, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ. Что ей отвечает мать? Мать почему-то повторяет условие. О том, что происходит далее, мы поговорим потом. Давайте вот пока тут постоим, потопчемся.
 
Вообще, по-хорошему, ДЕЛАТЬ здесь надо что? - РЕШИТЬ ЗАДАЧУ. УЗНАТЬ… (и далее по тексту, сколько мороженого, сколько денег, и тыпы). Это - ЦЕЛЬ. И это - правильный ответ на вопрос «Что надо делать». Все остальное - СРЕДСТВА. Не ответ на вопрос «что делать?». А ответ на вопрос «Как?». Очевидно? Очевидно.
ВАМ, господа, очевидно. Но не деточкам. Достаточно распространенная ситуация: дети ПРИВЫКЛИ, что задачку им читают как бы в виде «маскировочного огня». Главное - УГАДАТЬ (! Внимание! Очень часто дети это именно угадывают!), какой там чистый численный примерчик скрывается, под этой самой словесной задачкой. То есть, задают-то задачу. Но НА САМОМ ДЕЛЕ хотят, чтобы ребенок решил пример (или два, или больше), просто сначала угадал, какой-какие именно.

- А что делать-то?
- У тебя 35 рублей. Сколько мороженого по 6 руб. можно на них купить?
- А! Надо умножить? 35 на 6?
…Неплохо бы эти два понятия вообще в башке-то детской развести. Да пораньше…

"У зайца три конфетки в кармане. У куклы две конфетки в рукаве. У мишки всего одна, в лапе зажата. Сколько у них вместе, деточка? Ты сможешь посчитать? Нет, не надо отбирать у них конфетки, они будут плакать. Давай подумаем. ЧТО НАМ НАДО УЗНАТЬ, ты помнишь? Правильно, СКОЛЬКО У НИХ ВМЕСТЕ. Это у нас такая ЗАДАЧА. КАК мы можем это узнать? ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ?"

Оказывается, что можно сделать так: прибавить к зайцевым конфетам куклины. А потом к тому, что получилось, - мишкины.
"Сколько получилось? … Здорово. А по-другому можно?... А давай сначала сложим куклины конфетки с мишкиными. А потом прибавим заячьи. Видишь, то же самое получилось! ТАКУЮ задачку можно РЕШАТЬ по-разному, неважно, с чего начинать. "

Важно, чтобы на следующем этапе ребенок умел сначала воспринять вербальную задачу как ответ на вопрос «что надо делать»: надо НАЙТИ. УЗНАТЬ. ПОДСЧИТАТЬ. То-то и то-то. И только потом искал ответ на следующий вопрос: КАК это сделать. И что операции с числами - это СРЕДСТВО, а не сама задача.

Развитие, 4-6, Психология, 7+, Школа

Previous post Next post
Up